Урок литературного чтения на тему «М.М. Пришвин "Ребята и утята"» (2 класс)
/data/files/j1713795911.docx (самоанализ урока Ребята и утята)
/data/files/v1713795862.pptx (презентация Ребята и утята)
Урок литературного чтения (2 В класс)
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Учитель начальных классов Пешехонова Е.С.
МБОУ «Центр образования № 21» г.Тула
Цели:
- познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формулировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
- развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формировать усвоение детьми понятия о доброте, любви к животным через рассказ М. Пришвина «Ребята и утята», обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героев, развивать литературные способности, отвечать на вопросы по содержанию словами текста, характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам.
Личностные: формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи (умение давать характеристику героям с опорой на текст); поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения);
Коммуникативные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- отвечать на вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.
Ход урока:
1. Как называется раздел, который мы изучаем?
Кто такие братья наши меньшие?
Что нас связывает с ними общего?
Вспомним изученные произведения.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла. (В.Берестов «Кошкин щенок»)
Вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. (Е.Чарушин «Страшный рассказ»)
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы. (Б.Житков «Храбрый утёнок»)
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. (В.Бианки «Сова»)
Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка. Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. (В.Бианки «Музыкант»)
2. - Ребята, ответьте на вопрос: «Зачем люди вообще пишут книги?» (ответы детей)
Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя М.Пришвина. (ученик делает сообщение о писателе) На экране портрет и выставка книг. (слайд)
- Сегодня мы прочтём рассказ «Ребята и утята». Но прежде хотелось бы объяснить вам значение незнакомых слов, которые встретятся в тексте. (слайд) и ученик рассказывает об утке (чирок-свистунок).
- Теперь прослушаем рассказ (аудиозапись)
- Понравился ли вам рассказ?
- От чьего имени он ведётся?
- Что взволновало автора?
- А вас это взволновало?
- Как бы поступили вы на месте ребят?
- Кто вызывает сочувствие?
- А кто нет?
- Почему?
Физминутка (слайд)
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой от всех отстал— (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
3. Работа с текстом (слайд)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.
Вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? (ответы детей)
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Нужны ли им были эти утята? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
– Что можно сказать о ребятах? Какие они? (ответы детей)
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.) (слайд)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)
- Что значит снять шляпу? Где это можно увидеть? (ответы детей)
– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
- Как вы думаете, осознали ребята свой поступок?
- Нужно ли было это пожелание ребят уточке и утятам?
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.114 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)
- Почему именно эти слова звучат у Пришвина? (Даже шапки просили прощения у утят и им было стыдно за поступок мальчиков)
- А теперь соотнесите пословицы с героями рассказа. (слайд)
- А почему у писателя главные герои ребята и утята? Почему он именно так назвал свой рассказ? (Он показал, что мы живём все вместе, существуем совместно на планете Земля).
- Вы поняли, какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем нужно задуматься каждому из нас?
- Подведём итог. Какой рассказ мы сегодня читали? Кто его автор? Какой рассказ вы прочитали: познавательный, развлекательный, юмористический или поучительный? (ответы детей)
- Я попрошу вас продолжить фразы (слайд)
- А теперь попрошу вас поднять смайлики определённого цвета и оценить свою работу на уроке. (слайд)
- Я тоже хочу оценить вашу работу и поставить вам оценки.
- А теперь запишите д/з (слайд)
- Спасибо вам всем за работу на уроке, вы прекрасно потрудились. Урок окончен.