Урок литературного чтения на тему «М.М. Пришвин "Ребята и утята"» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 22 April

/data/files/j1713795911.docx (самоанализ урока Ребята и утята)

/data/files/v1713795862.pptx (презентация Ребята и утята)

 

Урок литературного чтения (2 В класс)

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Учитель начальных классов Пешехонова Е.С.

МБОУ «Центр образования № 21» г.Тула

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формулировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формировать усвоение детьми понятия о доброте, любви к животным через рассказ М. Пришвина «Ребята и утята», обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героев, развивать литературные способности, отвечать на вопросы по содержанию словами текста, характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам.

Личностные: формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи (умение давать характеристику героям с опорой на текст); поиск необходимой информации с использованием учебника:

(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения);

Коммуникативные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнеров высказывания;

- отвечать на вопросы, контролировать действия партнера.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.

 

Ход урока:

1. Как называется раздел, который мы изучаем?

Кто такие братья наши меньшие?

Что нас связывает с ними общего?

Вспомним изученные произведения.

 

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла. (В.Берестов «Кошкин щенок»)

Вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. (Е.Чарушин «Страшный рассказ»)

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы. (Б.Житков «Храбрый утёнок»)

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. (В.Бианки «Сова»)

Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка. Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. (В.Бианки «Музыкант»)

 

2. - Ребята, ответьте на вопрос: «Зачем люди вообще пишут книги?» (ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя М.Пришвина. (ученик делает сообщение о писателе) На экране портрет и выставка книг. (слайд)

- Сегодня мы прочтём рассказ «Ребята и утята». Но прежде хотелось бы объяснить вам значение незнакомых слов, которые встретятся в тексте. (слайд) и ученик рассказывает об утке (чирок-свистунок).

- Теперь прослушаем рассказ (аудиозапись)

- Понравился ли вам рассказ?

- От чьего имени он ведётся?

- Что взволновало автора?

- А вас это взволновало?

- Как бы поступили вы на месте ребят?

- Кто вызывает сочувствие?

- А кто нет?

- Почему?

Физминутка (слайд)

Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой от всех отстал— (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

3. Работа с текстом (слайд)

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения
. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)

Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.

Вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? (ответы детей)
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)

Нужны ли им были эти утята? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

Что можно сказать о ребятах? Какие они? (ответы детей)
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.) (слайд)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)

- Что значит снять шляпу? Где это можно увидеть? (ответы детей)

Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)

- Как вы думаете, осознали ребята свой поступок?

- Нужно ли было это пожелание ребят уточке и утятам?
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.114 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)

- Почему именно эти слова звучат у Пришвина? (Даже шапки просили прощения у утят и им было стыдно за поступок мальчиков)

- А теперь соотнесите пословицы с героями рассказа. (слайд)

- А почему у писателя главные герои ребята и утята? Почему он именно так назвал свой рассказ? (Он показал, что мы живём все вместе, существуем совместно на планете Земля).

- Вы поняли, какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем нужно задуматься каждому из нас?

- Подведём итог. Какой рассказ мы сегодня читали? Кто его автор? Какой рассказ вы прочитали: познавательный, развлекательный, юмористический или поучительный? (ответы детей)

- Я попрошу вас продолжить фразы (слайд)

- А теперь попрошу вас поднять смайлики определённого цвета и оценить свою работу на уроке. (слайд)

- Я тоже хочу оценить вашу работу и поставить вам оценки.

- А теперь запишите д/з (слайд)

- Спасибо вам всем за работу на уроке, вы прекрасно потрудились. Урок окончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.