Урок математики по формированию математической и читательской грамотности по теме «Диаграммы»
Пояснительная записка к презентации
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Питерского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Н.М. Решетникова в с. Агафоновка
Урок математики по формированию математической и читательской грамотности по теме «Диаграммы»
6 класс
Дзюрич Елена Алексеевна,
учитель математики
2023 год
Аннотация.
Разработка урока математики для учащихся 6 класса по теме «Диаграммы». Урок имеет большой воспитательный акцент, так как материал урока позволяет наглядно, с помощью диаграмм показать степень важности изучения данной темы. Опора на статистические данные официальных сайтов усиливает наглядность, эмоциональное восприятие материала. Задачи, решаемые на уроке, позволяют формировать математическую и читательскую грамотность обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)
УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф.
Тема урока: Диаграммы.
Цель: закрепление материала по теме: «Диаграммы» при решении контекстных задач.
Задачи:
Обучающие: закрепление у учащихся умений читать и анализировать таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.
Воспитательные:
содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;
развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении контекстных задач; доказывать, сравнивать;
совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Развивающие:
содействовать в развитии логического мышления, памяти, внимания, воображения, мыслительной деятельности, обобщения.
развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач;
совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы, строить столбчатые и круговые диаграммы.
Личностные: интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.
Методы, средства и формы образовательного процесса: методы обучения: словесные (учебный диалог), наглядные (презентация, задания на листах), практические (выполнение задания на листах); формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах; технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая.
Основные этапы организации учебной деятель-ности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся/ формируемые УУД | |||||
| Познаватель- ная | Регулятивная | Коммуника-тивная | |||
1.Организа-ционный | Организация класса на работу | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей (Слайд 2) | Включаются в деловой ритм урока | | Волевая са-морегуляция | Умение слушать |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивация учащихся на учебную деятель-ность | Мотивирует учащихся, просит проанализировать высказывание (слайд 3) «Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.» Д. Пойа. | Фронтальная: высказывают свое мнение. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение | | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопроса |
3. 1. Знакомство с описанием задачи, выполнение задания №1 Характеристики задания: Содержательная область: количество Компетент-ностная область: применять Контекст: личная жизнь Уровень сложности: низкий Формат ответа: краткий ответ | Знакомство с условием задачи, с рассмотре-ние понятия правильное питание, выполнение задания №1 | (Слайд 5) Предлагает учащимся решить задачу, рассмотреть понятие правильное питание. Призывает к диалогу о том, какие занятия считаются более и менее активными, а также, что выбор и количество тех или иных продуктов питания зависят от того, насколько активный образ жизни у человека. Просит выделить в тексте информацию, необходимую для решения задания №1. Контролирует решение, направляет, консультирует. | Знакомятся с описанием ситуации, характерной для повседневной жизни – нормой питания, рекомендацией ВОЗ о полезных продуктах. Работают с текстом и круговой диаграммой, на которой в отдельных секторах представлены данные (в %), характеризующие норму питания за каждый прием пищи в течение дня их процентным соотношением. Выделяют данные необходимые для решения, обводя их: Выполняют решение задания №1 на листе: 300/800*100=37,5%. 37,5% больше чем 15%, Записывают ответ: Ответ: 37,5%; нет. | Умение извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3.2. Выполнение задания №2 Характеристики задания: Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: краткий ответ | Выполне-ние задания №2 | (Слайд 6) Просит познакомиться с условием 2 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что на диаграмме указаны данные количества посетителей, просит выделить информацию, нужную для решения задания Контролирует, направляет, консультирует. | Работают с информацией, представленной на слайде. Выделяют главную информацию, работают с данными диаграммы Витя | Умение работать с диаграммой Распознавать и применять для решения поставленной задачи прямо пропорциональную зависимость соответствующих величин | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. 3. Выполне-ние задания №3 Характерис-тики задания: • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: краткий ответ | Выполне-ние задания №3 | (Слайд 7) Просит познакомиться с условием 3 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания Просит обратить внимание начало отсчета, шкалу деления, подписать все деления шкалы и построить соответствующую диаграмму | Работают с текстом и диаграммой, выделяя информацию, необходимую для выполнения задания. | Умение работать с диаграммой и способствовать развитию понимания устройства столбчатой диаграммы. Сравнить данные, расположенные на диаграмме, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из диаграммы. | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3.4. Выполнение задания № 4 Характерис-тики задания: • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: краткий ответ | Выполнение задания № 4 | (Слайд 8) Просит познакомиться с условием 4 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания |
Работают с информацией, представленной на диаграмме. Выделяют главную информацию, работают с данными диаграммы. | Умение извлекать информацию из диаграммы для ответа на поставленный вопрос | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3.5. Выполнение задания № 5 Характерис-тики задания: • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: краткий ответ | Выполнение задания № 5 | (Слайд 9) Просит познакомиться с условием 5 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания (Слайд 10) (Слайд 11) (Слайд 12) | Работают с информацией, представленной в тексте и в форме таблицы. Выделяют главную информацию, работают с данными в таблице | Умение работать с диаграммой и таблицей, способствовать развитию понимания устройства круговой диаграммы и умения её построения Сравнить данные, расположенные в разных столбцах таблицы, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из таблицы. | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3.6. Оценива-ние выполне-ния задания | Оценива-ние выполнения задания | Просит обменяться листами с решенными заданиями с соседом по парте, просит оценить работу | Оценивают работу соседа, в парах обсуждают результат | анализируют, контролируют и оценивают результат | контроль полученного результата, коррекция полученного результата | Рефлексия своих действий |
4. Постановка домашнего задания | Постановка и коммента-рий домашнего задания | (Слайд 13) Задает задание на дом, сопровождая подробной инструкцией по его выполнению: Решить задачу «Трата семейного бюджета» (приложение №2). (при наличии дома принтера выполнить на компьютере построение диаграммы, распечатать и вклеить в тетрадь). Отвечает на вопросы учащихся. | Внимательно слушают инструкцию. Задают вопросы по существу. | | Волевая са-морегуляция | Умение слушать |
5. Подведение итогов урока, оценивание знаний | Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка учебной деятельности | Просит ребят подвести итог урока, ответив на вопросы, решили ли задачи, поставленные в начале урока, оценить результат работы (Слайд 14) | Подводят итог урока, отвечают по выбору на вопросы (размещенные на слайде): 1. Самым интересным на уроке для меня было... 2. Я научился (научилась)... 3. Я хотел (а) бы ещё узнать ... 4. Мне понравилось ... Мне не понравилось ... 5. Выберите фразу, которая отражает ваше настроение на уроке: У меня всё получилось! Были небольшие трудности. Было трудно, надо поработать.
Оценивают результат работы, выставляют себе оценку. | Анализируют результат своей деятельности | Оценка результатов и саморегуля-ция | Рефлексия своих действий |
Приложение 1.
Прочитайте текст и выполните задание 1.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Всероссийская организация здравоохранения с 1 января 2021 приняла новые нормы и рекомендует школьникам включать в свое меню:
белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;
30% жиров растительного происхождения;
пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;
витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;
йодированную соль.
Также для роста и развития организма школьника большое значение имеет норма питания.
Дневная норма питания школьника
Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи.
Какой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников?
Ответ: _______________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задание 2
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму: « Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки».
Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задание 3
На диаграмме показан рост четырех девочек. Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Даша - самая высокая, Аня – самая маленькая, а Марина выше Тани. Какой рост у Тани?
Ответ:__________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задание 4
Рассмотри диаграмму. Составь задачи на сравнение глубин озер.
Прочитайте текст и выполните задание 5
Флешка - это компактное электронное запоминающее устройство.
У Ивана есть флешка, на которой он хранит музыку и фотографии. Её объём - 1 ГБ (1000 МБ). На диаграмме показано текущее состояние памяти этого USB -носителя.
Задание 5.1.
Иван собирается перенести альбом размером 300 Мб на свою флешку, но на ней недостаточно свободного места. Он не хочет удалять фотографии, но с легкостью удалит один или два музыкальных альбома. На флешке у Ивана хранятся музыкальные альбомы следующего размера (таблица).
Если Иван удалит не более двух альбомов, хватит ли на его флешке места, чтобы добавить фотоальбом? Напишите "Да" или "Нет" и покажите расчёты, обосновывающие Ваш ответ.
Ответ:_________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 5.2.
В течении следующих недель Иван удаляет некоторые фотографии и музыку, а также добавляет новые фотографии и музыкальные файлы. Текущее состояние памяти USB - накопителя показано в таблице.
Брат дает ему новую флешку объёмом 2 ГБ (2000 МБ), которая полностью свободна. Иван переносит содержимое своей флешки на новую.
Какая из следующих диаграмм отображает текущее состояние памяти нового USB - накопителя? Запишите ответ А, В, С или D.
Ответ:___________________________________________________
________________________________________________________
Домашнее задание
На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По данным диаграммы, определите, сколько рублей потратила семья на развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Горбачёва Марина Юрьевна
Дзюрич Елена Алексеевна