Урок математики по формированию математической и читательской грамотности по теме «Диаграммы»

7
2
Материал опубликован 5 May в группе

Пояснительная записка к презентации

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Питерского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Н.М. Решетникова в с. Агафоновка







Урок математики по формированию математической и читательской грамотности по теме «Диаграммы»


6 класс






Дзюрич Елена Алексеевна,

учитель математики



2023 год








Аннотация.

Разработка урока математики для учащихся 6 класса по теме «Диаграммы». Урок имеет большой воспитательный акцент, так как материал урока позволяет наглядно, с помощью диаграмм показать степень важности изучения данной темы. Опора на статистические данные официальных сайтов усиливает наглядность, эмоциональное восприятие материала. Задачи, решаемые на уроке, позволяют формировать математическую и читательскую грамотность обучающихся.

























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф.

Тема урока: Диаграммы.

Цель: закрепление материала по теме: «Диаграммы» при решении контекстных задач.

Задачи:

Обучающие: закрепление у учащихся умений читать и анализировать таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Воспитательные:

содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;

развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении контекстных задач; доказывать, сравнивать;

совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Развивающие:

содействовать в развитии  логического мышления, памяти, внимания, воображения, мыслительной деятельности, обобщения.

развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач;

совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы, строить столбчатые и круговые диаграммы.

Личностные: интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.

Методы, средства и формы образовательного процесса: методы обучения: словесные (учебный диалог), наглядные (презентация, задания на листах), практические (выполнение задания на листах); формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах; технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая.






Основные этапы

организации учебной

деятель-ности

Цель этапа


Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность учащихся/ формируемые УУД


Познаватель-

ная

Регулятивная

Коммуника-тивная

1.Организа-ционный

Организация класса на работу

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей (Слайд 2)

Включаются в деловой ритм урока



Волевая са-морегуляция

Умение слушать

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.







Мотивация учащихся на учебную деятель-ность

Мотивирует учащихся, просит проанализировать высказывание (слайд 3)

«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.»

Д. Пойа.

Фронтальная:

высказывают свое мнение.






Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение














Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении вопроса

3. 1. Знакомство с описанием задачи, выполнение задания №1


Характеристики задания:

Содержательная область: количество

Компетент-ностная область: применять Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: краткий ответ


Знакомство с условием задачи, с рассмотре-ние понятия правильное питание,

выполнение задания №1

(Слайд 5) Предлагает учащимся решить задачу, рассмотреть понятие правильное питание.

Призывает к диалогу о том, какие занятия считаются более и менее активными, а также, что выбор и количество тех или иных продуктов питания зависят от того, насколько активный образ жизни у человека.

Просит выделить в тексте информацию, необходимую для решения задания №1.


Контролирует решение, направляет, консультирует.

Знакомятся с описанием ситуации, характерной для повседневной жизни – нормой питания, рекомендацией ВОЗ о полезных продуктах.

Работают с текстом и круговой диаграммой, на которой в отдельных секторах представлены данные (в %), характеризующие норму питания за каждый прием пищи в течение дня их процентным соотношением.

Выделяют данные необходимые для решения, обводя их:

t1714910157aa.png


Выполняют решение задания №1 на листе:

300/800*100=37,5%.

37,5% больше чем 15%,


Записывают ответ:

Ответ: 37,5%; нет.

Умение извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.2. Выполнение задания №2


Характеристики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: краткий ответ


Выполне-ние задания №2

(Слайд 6) Просит познакомиться с условием 2 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что на диаграмме указаны данные количества посетителей, просит выделить информацию, нужную для решения задания




t1714910157ab.gifКонтролирует, направляет, консультирует.

Работают с информацией, представленной на слайде.

Выделяют главную информацию, работают с данными диаграммы

t1714910157ac.gift1714910157ad.gif

Витя


t1714910157ae.gif


Умение работать с диаграммой



Распознавать и применять для решения поставленной задачи прямо пропорциональную зависимость соответствующих величин

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3. 3. Выполне-ние задания №3

Характерис-тики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: краткий ответ


Выполне-ние задания №3

(Слайд 7) Просит познакомиться с условием 3 задания,

акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания


Просит обратить внимание начало отсчета, шкалу деления, подписать все деления шкалы и построить соответствующую диаграмму


Работают с текстом и диаграммой, выделяя информацию, необходимую для выполнения задания.

t1714910157af.gif


Умение работать с диаграммой и способствовать развитию понимания устройства столбчатой диаграммы. Сравнить данные, расположенные на диаграмме, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из диаграммы.

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.4. Выполнение задания № 4

Характерис-тики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: краткий ответ


Выполнение задания № 4

(Слайд 8) Просит познакомиться с условием 4 задания,

акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания


t1714910157ag.gif

Работают с информацией, представленной на диаграмме.

Выделяют главную информацию, работают с данными диаграммы.


Умение извлекать информацию из диаграммы для ответа на поставленный вопрос

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.5. Выполнение задания № 5

Характерис-тики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: краткий ответ


Выполнение задания № 5

(Слайд 9) Просит познакомиться с условием 5 задания,

акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания














(Слайд 10)

















(Слайд 11)












(Слайд 12)

Работают с информацией, представленной в тексте и в форме таблицы.

Выделяют главную информацию, работают с данными в таблице

t1714910157ah.png



t1714910157ai.gift1714910157aj.gift1714910157ak.png

Умение работать с диаграммой и таблицей, способствовать развитию понимания устройства круговой диаграммы и умения её построения

Сравнить данные, расположенные в разных столбцах таблицы, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из таблицы.

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.6. Оценива-ние выполне-ния задания

Оценива-ние выполнения задания

Просит обменяться листами с решенными заданиями с соседом по парте, просит оценить работу

Оценивают работу соседа, в парах обсуждают результат

анализируют,

контролируют и оценивают результат


контроль полученного результата, коррекция полученного результата



Рефлексия

своих

действий


4. Постановка домашнего задания

Постановка и коммента-рий домашнего задания

(Слайд 13) Задает задание на дом, сопровождая подробной инструкцией по его выполнению: Решить задачу «Трата семейного бюджета» (приложение №2).

(при наличии дома принтера выполнить на компьютере построение диаграммы, распечатать и вклеить в тетрадь).

Отвечает на вопросы учащихся.

Внимательно слушают инструкцию.

Задают вопросы по существу.


Волевая са-морегуляция

Умение слушать

5. Подведение итогов урока, оценивание знаний


Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка учебной деятельности

Просит ребят подвести итог урока, ответив на вопросы, решили ли задачи, поставленные в начале урока, оценить результат работы


(Слайд 14)

Подводят итог урока, отвечают по выбору на вопросы (размещенные на слайде):

1. Самым интересным на уроке для меня было...

2. Я научился (научилась)...

3. Я хотел (а) бы ещё узнать ...

4. Мне понравилось ...

Мне не понравилось ...

5. Выберите фразу, которая отражает

ваше настроение на уроке:

У меня всё получилось!

Были небольшие трудности.

Было трудно, надо поработать.

Оценивают результат работы, выставляют себе оценку.


Анализируют

результат своей деятельности


Оценка результатов и саморегуля-ция

Рефлексия

своих

действий






































































Приложение 1.

Прочитайте текст и выполните задание 1.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ


Всероссийская организация здравоохранения с 1 января 2021 приняла новые нормы и рекомендует школьникам включать в свое меню:

белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;

30% жиров растительного происхождения;

пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;

витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;

йодированную соль.

Также для роста и развития организма школьника большое значение имеет норма питания.

Дневная норма питания школьника

t1714910157al.png

Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи.

t1714910157am.gift1714910157am.gifКакой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников?

t1714910157am.gifОтвет: _______________________________________________________________________________________


Прочитайте текст и выполните задание 2

t1714910157an.gif



В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму: « Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки».

Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________






Прочитайте текст и выполните задание 3

t1714910157ao.gif



На диаграмме показан рост четырех девочек. Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Даша - самая высокая, Аня – самая маленькая, а Марина выше Тани. Какой рост у Тани?

Ответ:__________________________________________________________________________________________






Прочитайте текст и выполните задание 4

t1714910157ap.gif

Рассмотри диаграмму. Составь задачи на сравнение глубин озер.










Прочитайте текст и выполните задание 5

t1714910157ah.pngФлешка - это компактное электронное запоминающее устройство.

У Ивана есть флешка, на которой он хранит музыку и фотографии. Её объём - 1 ГБ (1000 МБ). На диаграмме показано текущее состояние памяти этого USB -носителя.








Задание 5.1.

t1714910157aq.gifИван собирается перенести альбом размером 300 Мб на свою флешку, но на ней недостаточно свободного места. Он не хочет удалять фотографии, но с легкостью удалит один или два музыкальных альбома. На флешке у Ивана хранятся музыкальные альбомы следующего размера (таблица).

Если Иван удалит не более двух альбомов, хватит ли на его флешке места, чтобы добавить фотоальбом? Напишите "Да" или "Нет" и покажите расчёты, обосновывающие Ваш ответ.

Ответ:_________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 5.2.

t1714910157ar.gifВ течении следующих недель Иван удаляет некоторые фотографии и музыку, а также добавляет новые фотографии и музыкальные файлы. Текущее состояние памяти USB - накопителя показано в таблице.











t1714910157ak.pngБрат дает ему новую флешку объёмом 2 ГБ (2000 МБ), которая полностью свободна. Иван переносит содержимое своей флешки на новую.

Какая из следующих диаграмм отображает текущее состояние памяти нового USB - накопителя? Запишите ответ А, В, С или D.

Ответ:___________________________________________________

________________________________________________________







Домашнее задание

t1714910157as.gif


На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По данным диаграммы, определите, сколько рублей потратила семья на развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр презентации

Формирование функциональной грамотности обучающихся 6 класса при изучении темы: «Диаграммы» Дзюрич Елена Алексеевна, учитель математики филиала МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Н.М. Решетникова в с. Агафоновка <номер>

Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. <номер>

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения Д. Пойа <номер>

Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких - либо величин. <номер>

Дневная норма питания школьника Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи. Вопрос: Какой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников? <номер>

В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму: « Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки». В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму: « Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки». Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы? Обоснуйте свой ответ. Формирование математической грамотности <номер>

На диаграмме показан рост четырех девочек. Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Даша - самая высокая, Аня – самая маленькая, а Марина выше Тани. Какой рост у Тани? На диаграмме показан рост четырех девочек. Имена девочек на диаграмме не указаны. Известно, что Даша - самая высокая, Аня – самая маленькая, а Марина выше Тани. Какой рост у Тани? Формирование математической грамотности <номер>

Рассмотри диаграмму. Составь задачи на сравнение глубин озер. Рассмотри диаграмму. Составь задачи на сравнение глубин озер. Формирование математической грамотности <номер>

Формирование читательской и математической грамотности Флешка - это компактное электронное запоминающее устройство. У Ивана есть флешка, на которой он хранит музыку и фотографии. Её объём - 1 ГБ (1000 МБ). На диаграмме показано текущее состояние памяти этого USB -носителя. <номер>

Вопрос 1 Вопрос 1 Иван собирается перенести альбом размером 300 Мб на свою флешку, но на ней недостаточно свободного места. Он не хочет удалять фотографии, но с легкостью удалит один или два музыкальных альбома. На флешке у Ивана хранятся музыкальные альбомы следующего размера (таблица). Если Иван удалит не более двух альбомов, хватит ли на его флешке места, чтобы добавить фотоальбом? Напишите "Да" или "Нет" и покажите расчёты, обосновывающие Ваш ответ. <номер>

Вопрос 2 Вопрос 2 В течении следующих недель Иван удаляет некоторые фотографии и музыку, а также добавляет новые фотографии и музыкальные файлы. Текущее состояние памяти USB - накопителя показано в таблице. <номер>

Брат дает ему новую флешку объёмом 2 ГБ (2000 МБ), которая полностью свободна. Иван переносит содержимое своей флешки на новую. Брат дает ему новую флешку объёмом 2 ГБ (2000 МБ), которая полностью свободна. Иван переносит содержимое своей флешки на новую. Какая из следующих диаграмм отображает текущее состояние памяти нового USB - накопителя? Запишите ответ А, В, С или D. <номер>

Формирование финансовой грамотности На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По данным диаграммы, определите, сколько рублей потратила семья на развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей? <номер>

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за качественную помощь коллегам!

5 May

Марина Юрьевна, большое спасибо!

5 May