Урок математики "Умножение чисел. Названия компонентов действия умножения. Решение задач».

План-конспект урока
Предмет: математика
Тема урока: «Умножение чисел. Названия компонентов действия умножения. Решение задач», 2 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: организация деятельности учащихся по совершенствованию знаний о компонентах и результате умножения, умению решать примеры и задачи на умножение.
Задачи урока:
-Дидактические: способствовать закреплению и расширению представлений учащихся о конкретном смысле действия умножения, его компонентах; умению решать задачи на нахождение произведения;
-Развивающие: содействовать развитию коммуникативных навыков: слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; способствовать развитию познавательной активности детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при работе с информацией; способствовать развитию оценочной деятельности;
-Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к математике; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к предмету; объективно оценивают свои достижения на уроке; осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре;
Метапредметные:
- Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, активно включаются в диалог с окружающими, умеют работать в парах и группах;
- Познавательные: выявляют известное и неизвестное, извлекают нужную информацию по теме урока;
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками выполняют необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия;
Предметные: знают конкретный смысл действия умножения; компоненты действия; умеют решать примеры и задачи на умножение.
Ресурсы: учебник «Математика» (авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, 2 класс 2 ч.), проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал.
Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.
Структура урока
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Красиво встаньте около своих парт.
- эмоциональный настрой к уроку;
– Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.
– Какое оно? (теплое, яркое, желтое)
– Скажите, а у вас хорошее настроение?
– Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.
– А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.
- проверка готовности к уроку;
-Проверим, все ли готовы к уроку. У вас на партах лежат учебник, тетради, дневник, пенал и конверты. Не трогайте, пожалуйста, их, пока я не скажу. Подготовили рабочие места? Молодцы.
- Не забывайте про правильную посадку! Спрашивать я буду только по красиво поднятой руке, а в конце урока мы отметим самых активных математиков класса!
II. Актуализация и пробное учебное действие. Мотивация познавательной деятельности.
1. Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости).
2. Активизация мыслительной деятельности обучающихся.
- А начать работу я бы хотела с поговорки: “Есть терпение будет и умение”.
Как вы её понимаете? (ответы)
- Совершенно верно, если вы терпеливо работаете на уроке, обязательно всему научитесь! Эта поговорка будет девизом нашего урока.
- Откройте, пожалуйста, тетради, правильно их положите, пропустите вниз от домашней работы 4 клеточки, вправо – 9 в 10 и запишите число – 14 февраля. На следующей строчке - Классная работа.
1). Ребята, а вы знаете, что очень полезно считать в уме? Я предлагаю вам провести математическую разминку вместе с солнышком. На слайде будут появляться примеры, вам нужно посчитать в уме и записать только ответы:
2*8= 16; 7*3=21; 4*3=12; 6*4=24; 5*6=30; 7*4=28; 3*8=27; 8*1=8; 5*8=40; 9*4=36; 4*4=16; 7*5=35; 7*8=56; 9*5=45.
- Проверим, что у вас получилось. Сравните с ответами на слайде.
- Кто выполнил задание без ошибок? Поставьте себе «5».
- С 1-2 ошибками? Поставьте себе «4».
- С 3 ошибками? У кого больше трёх ошибок? Кому нужно ещё тренироваться дома?
2).Продолжаем тренировать гибкость ума. Поработаем в парах. Как нужно работать в парах? (дружно, сообща).
Перед вами задача (на слайде), прочитайте её:
У бабушки 6 внуков. Она решила испечь каждому внуку по 3 пирожка. Сколько всего пирожков нужно испечь бабушке?
- Возьмите из файла карточку №1.
Второклассники Ваня и Алёша решили эту задачу и записали решение. Они на ваших карточках. Рассмотрите решения, обсудите и выберите, кто из мальчиков прав. Поставьте галочку. Время 1 минута.
Карточка №1. У бабушки 6 внуков. Она решила испечь каждому внуку по 3 пирожка. Сколько всего пирожков нужно испечь бабушке? Ваня Алёша 3+3+3+3+3+3=18(п.) 3*6=18(п.) |
- Время вышло. Поднимите руки, кто считает, что правильно задачу решил Ваня. Докажите.
- Поднимите руки, кто считает, что правильно задачу решил Алёша? Докажите.
- К какому выводу пришли? (оба мальчика правы).
- Запись решения разная, а ответы одинаковые и оба правы. Как так получилось? (обе записи верны, можно записать и сложением, и умножением, умножение - это сложение одинаковых слагаемых).
- А как сосчитать быстрее? (умножением).
- Молодцы! Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(ответы).
3. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися).
- Тема нашего урока “Умножение чисел. Решение задач и примеров на умножение”.
- Вы уже умеете умножать числа? (да).
- Раз вам уже знакома эта тема, какую цель поставим перед собой на урок? - Я принимаю ваши ответы. Цель нашего урока: обобщить знания о действии умножения, закрепить умение решать примеры и задачи на умножение.
III. Закрепление и систематизация знаний.
1. Применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация (выполнение упражнений).
- Итак, чтобы у нас всё получилось на уроке, повторим, что мы знаем об умножении.
- Что такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых).
- Молодцы!
На слайде: 3*6=18
- Прочитайте выражение. (3 умножить на 6 равно 18).
- Как ещё можем прочитать это выражение? (по 3 взяли 6 раз получили 18).
- Как назовём первое число? (множитель). Что обозначает 1 множитель? (число, которое повторяется).
- Как назовём второе число? (второй множитель). Что показывает 2 множитель? (число 3 повторяется 6 раз).
- Как назовём третье число? (произведение). Что оно обозначает? (результат умножения).
- Молодцы!
2. Систематизация полученных знаний.
- Мы с вами повторили необходимые знания по теме урока, приступим к практической работе.
1). - Мы вспомнили, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Если можно найти ответ при помощи сложения, зачем тогда нужно знать умножение? (очень длинная может быть запись, долго считать, много времени занимает).
- Совершенно верно, гораздо быстрее выполнить умножение, чем складывать множество одинаковых слагаемых.
- Поработаем в парах. Как нужно работать? (дружно, сообща).
- Возьмите карточку №2. Запишите и сосчитайте удобным способом. Что такое удобный способ? (которым решить быстрее и проще). Время для работы 2 мин.
Карточка №2. Запишите 1). 9+9+9+9+9+9= _________________________________________________ 2). 4+4+4+4+4+4+4+4=_____________________________________________ 3). 7+7+7+17+7= __________________________________________________ 4). 10+10+10+10+10+10=____________________________________________ 5). 12*3=_________________________________________________________ 6). 21*4=__________________________________________________________ |
- Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось (по 1 ученику проговаривают вслух).
- Молодцы! Для чего понадобилось действие умножение?
- Что помогло справиться с 5 и 6 примерами? (заменили сложением).
- Молодцы!
2). Продолжим работу. В тетради запишите Задача №8.
Откройте учебник на с. 98 найдите и прочитайте 1 задачу под №8.
- Кто прочитает задачу вслух? (1 ученик).
- О чём задача? (о марках и конвертах).
- Что известно о марке? (стоит 4 рубля).
- Что знаем о конверте? (заплатили в 2 раза больше).
- Что нужно узнать в задаче? (сколько заплатили за конверт).
- Давайте выполним краткую запись к задаче. Кто желает поработать у доски? (1 ученик).
М . – 4 руб.
К. - ? в 2 раза >, чем
- Что значит в 2 раза больше? (2 раза по 4 рубля).
- Запишите решение задачи и ответ. (1 ученик у доски, остальные в тетрадях).
Решение:
4*2=8(руб.)
Ответ: 8 рублей заплатили за конверт.
- Сравните решение с доской. У кого так же? У кого есть ошибки? В чём?
- Почему мы решили задачу действием умножения? (в 2 раза больше).
Физкультминутка
- Ребята, я вижу, что вы устали, давайте встанем и немного отдохнем (видео).
- Закройте глазки, откройте. Потянитесь вверх: вдох – выдох. Тихонечко садитесь на свои места.
3). Решим ещё одну задачу (на слайде). В тетради запишите Задача 1.
К кормушке слетелись 5 воробьёв. Сколько воробьёв на 4 таких кормушках?
- Прочитайте задачу (1 ученик вслух).
- О ком задача? (о воробьях).
- Что известно в задаче? (на 1 кормушке 5 воробьёв, всего 4 таких кормушки).
- Что нужно найти в задаче? (сколько всего воробьёв на 4 кормушках).
- Кто желает поработать у доски? Выполним рисунок к задаче.
- Как обозначим кормушки? (прямоугольниками). Сколько их всего? (4).
5 5 5 5
- Сколько воробьёв на 1 кормушке? на 2?3?4? (5 воробьёв).
- Какое число повторяется? (5).
- Сколько раз будет повторяться число 5? (4 раза).
- Запишите решение задачи при помощи действия умножения. Запишите ответ. (1 ученик у доски).
Решение:
5*4=20(в.)
Ответ: 20 воробьёв на 4 кормушках.
- Сравните, так ли у вас получилось?
- Каким ещё способом можно решить задачу? (сложением).
- Как удобнее? Почему? (умножением).
- Ребята, а зачем нужны кормушки для птиц? А кто из вас подкармливает птиц зимой?
-Молодцы! Птицам очень сложно находить корм, особенно в такую снежную зиму как эта. Выходя из дома, возьмите с собой немного корма и насыпьте в кормушку, это поможет птичкам пережить зиму, а весной они помогут нам бороться с вредителями в наших садах и огородах!
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему, мы с вами сейчас выполним самостоятельную работу.
- Возьмите карточку №3. Прочитайте и выполните задания. На выполнение работы 3 минуты. Приступайте.
Карточка №3. Самостоятельная работа. Фамилия Имя________________________________________________ 1). Впишите пропущенное слово. Умножение – сложение ____________________ слагаемых. 2). Обведите, как называются числа при умножении. а). сумма б). множитель в). произведение г). слагаемое 3). Решите задачу: За газету заплатили 9 рублей, а за журнал в 4 раза больше. Сколько денег заплатили за журнал? Решение: _____________________________________ Ответ:________________________________________________________ |
- Кто первый справился с работой, подойдите и возьмите карточку №4 с дополнительным заданием:
Карточка №4. Впиши пропущенные числа: |
- Время вышло, давайте приступим к проверке.
- Поменяйтесь листочком с соседом по парте и сравните ответы с доской. Поставьте друг другу отметки по критериям с экрана. Если есть вопросы, спрашивайте (слайд).
- Поменяйтесь листочками. Поднимите руки те, кто получил оценку5? 4? Молодцы!
- Кто получил 3? В чём были ошибки? Дома вы ещё повторите тему и в следующий раз обязательно справитесь без ошибок.
-Передайте листочки на первые парты.
- Кто выполнял дополнительное задание, тоже сдайте свои карточки.
4. Формулировка выводов о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний.
- Итак, ребята, мы сегодня активно поработали на уроке. Как вы поняли, где может пригодиться умение умножать числа? (ответы детей).
- Совершенно верно, умножение пригодится вам в старших классах при изучении алгебры, геометрии, физики и других предметов. В магазине, при оплате продуктов. И во многих профессиях тоже необходимо умножение.
IV. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью (презентация – слайд).
- Ребята, давайте вернемся к цели сегодняшнего урока. Мы достигли её? (да)
- Докажите.
- Вспомните девиз нашего урока? «Есть терпение будет и умение”. Подтвердилась ли главная мысль нашей поговорки? Докажите.
- Верно, мы терпеливо и старательно выполняли задания и научились решать примеры и задачи на умножение.
2. Организация самооценки учебной деятельности обучающихся (презентация- слайд).
– Оцените свою деятельность на уроке, у каждого на парте находится картинка с солнышком. В серединке солнышка нарисуйте смайлик:
- весёлый смайлик – было интересно, всё получилось
- грустный смайлик – не всё получилось, нужно ещё поработать.
- Поднимите свои солнышки. Поясните свой выбор (несколько учеников).
3. Выставление отметок.- На сегодняшнем уроке все были активны, особенно хочется выделить самых активных математиков класса …
V. Постановка домашнего задания (презентация – слайд).
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
- Откройте дневники и запишем домашнее задание:
С.99 №6, с.100 №4 (1,2 столбик).
- На этом наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за активную работу! До свидания!
Дополнительно (если останется время)
Игра «Весёлый счёт».
Учитель кидает мячик ученику и называет пример из таблицы умножения, ученик называет ответ и возвращает мяч обратно.