Технологическая карта урока ОБЖ на тему «Морской и речной транспорт» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 4 January 2021 в группе

Технологическая карта урока

Тема

«Морской и речной транспорт»

Предмет, класс

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс

Тип урока

комбинированный

Вид урока

объяснительно-иллюстративный

Цель

Познакомиться с правилами безопасного поведения на водном транспорте.

Задачи

Образовательные: сформировать представление о местах повышенной опасности на водном транспорте и правилах поведения при различных аварийных ситуациях;

Развивающие: развивать умение находить, отбирать и структурировать нужную информацию;

Воспитательные: формирование культуры безопасного поведения на водном транспорте.

.

УУД

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; осознавать значимость новой информации; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убеждённость.

Регулятивные УУД: научиться ставить цели и искать пути их достижения; уметь оценивать свою деятельность; научиться прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные УУД: способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; уметь работать в группе и договариваться друг с другом; участвовать в коллективном обсуждении проблем; уметь слушать и понимать других; уметь аргументировать свое мнение, уметь выполнять различные роли в группе.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прочитанного, определение основной и второстепенной информации; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, схемами; устанавливать причинно-следственные связи; уметь переводить информацию из полного текста в схему или таблицу.

Планируемые результаты

Предметные:

иметь представление о причинах аварий на водном транспорте;

знать о спасательных средствах, предусмотренных на судне;

знать алгоритмы безопасного поведения при различных аварийных ситуациях (посадка на спасательное средство, использование спасательного жилета, ситуация «Человек за бортом!»).

Личностные:

развитие личностных качеств, обеспечивающих ответственное отношение к личному здоровью, к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Метапредметные:

владение навыками самостоятельного определения целей и задач по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Формы урока

Фронтальная

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, учебник, рабочая презентация.




Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Вводная часть

(3 минуты)

Приветствие, организация класса (проверка отсутствующих).

Связь с предыдущим материалом.

Постановка познавательных задач на урок.


Эмоциональный настрой на урок.

.


-

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание; самоорганизация.

Познавательные:

целеполагание (мотивация), смыслообразование.

Коммуникативные:

формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Проверка домашнего задания

(7 минут)

Фронтальный опрос.

Оценивание наиболее активных обучающихся.

Ответы на вопросы учителя.

Вопросы по теме «Авиационный транспорт»:

Каковы причины аварий на авиационном транспорте?

Как вести себя в салоне самолета?

Расскажите о безопасном положении при аварийной посадке самолета (при аварийной посадке на воду).

Что такое разгерметизация самолета и что при этом нужно делать?

Что нужно делать при пожаре в самолете?

Личностные:

уметь проводить самоанализ своих знаний.

Регулятивные:

уметь сверять свои действия и при необходимости их исправлять.

Познавательные:

уметь находить ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь вступать в беседу и обсуждение на уроке.

III. Изучение нового материала

(20 минут)

Подведение к теме урока с помощью загадок.

Рассказ учителя.

Объяснение.

Беседа с обучающимися.

Демонстрация иллюстраций.

Определение темы урока.

Запись темы урока и основных положений в тетрадь.

Поиск информации по тексту учебника.

Чтение по цепочке.

Работа с иллюстрациями.

Составление алгоритма поведения.


Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке???

Для того чтобы определить тему урока отгадайте загадки:


На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военный кораблей

Известен лёгкостью своей. (Катер)


По морям и океанам

Ходит путник неустанный

И бывалый мореход –

Пассажирский … (Теплоход)


Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (Лодка)


От ветра он не прячется,

А, грудь, подставив, катится. (Парусник)


Тема нашего урока: «МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ».

- Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?


Самые первые путешествия человек осуществлял не только по земным дорогам, но и по воде. Наши предки уже плавали по морям и составляли карты Земли.

По воде можно сплавлять плоты, двигаться на веслах и под парусом, а можно плыть на большом комфортабельном теплоходе.

Как правило, современные корабли – надежное средство передвижения. Но, тем не менее, и на таком виде транспорта происходят аварийные ситуации.

Как вы думаете, какие?

Корабль может сбиться с курса, сесть на мель, напороться на айсберг, может произойти столкновение судов между собой, шторм, ураганы, пожары им многое другое, что может привести к опасной ситуации.

Крупные аварии и катастрофы на кораблях происходят по природным причинам и по вине людей. Природные причины: ураганы, штормы, туманы, дрейфующие льды (айсберги). Причины аварий по вине людей: неверные действия капитанов, лоцманов и членов экипажа; промахи и ошибки при проектировании и строительстве кораблей; износ оборудования корабля.

Самым известным кораблекрушением в истории является крушение «Титаника». “Титаник” представлял собой настоящее чудо науки и техники начала ХХ века. В нем было 762 каюты, а общая протяженность коридоров и прогулочных палуб достигала 7 километров. Корабль мог развивать скорость до 25 узлов (около 45 км/ч). А всего вместе с экипажем на борту “Титаника” находились 2224 человека.

Шли четвертые сутки плавания. Судно шло по графику движения. Что произошло дальше, вы знаете из кинофильма и истории, и, сможете ответить на вопрос, что явилось причиной гибели корабля? (Айсберг).

Для повышения безопасности плавания на каждом судне устанавливают радиостанции, которые позволяют не только поддерживать связь с береговыми службами, но и в случае возникновения опасной ситуации подать сигнал бедствия. Морской закон строг: во время передачи этого сигнала прекращаются все другие передачи, и любой корабль, оказавшийся поблизости, обязан оказать необходимую помощь терпящим бедствие.

На любом пассажирском судне, на видном месте размещены план эвакуации пассажиров и правила пользования спасательными средствами. На каждом судне на случай аварии предусмотрены спасательные средства.

- Как вы думаете какие? (спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы, шлюпки и надувные плоты).

Спасательные жилеты снабжены лампочками с батарейками, работающими в морской воде. Лампочки хорошо заметны в ночное время. Кроме того, на них имеется свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда и специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зелёный цвет, хорошо заметный с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).

В случае аварии необходимо чётко выполнять все распоряжения команды и инструкции, так как самое страшное во время аварии — паника. Большинство кораблекрушений случается ночью или в условиях плохой (штормовой) погоды, что сильно усложняет действия по спасению и увеличивает панику.

При посадке на любое спасательное средство надо соблюдать следующие правила:

Надеть на себя как можно больше одежды;

Взять необходимые личные вещи;

При посадке постараться оставаться сухим; выполнять все указания экипажа.

Поговорим о том, как пользоваться спасательным жилетом (чтение по цепочке по учебнику).

И самое главное, запомните, - прыгать за борт судна следует по распоряжению капитана судна или в том случае, когда другие пути спасения исключены!

Человек за бортом. При пользовании любым транспортным средством на воде возможна ситуация, когда человек по невнимательности или по каким-то другим обстоятельствам может оказаться за бортом. Оказавшись за бортом, он может испытать чувство испуга, страха, паническое настроение. При этом теряются моральные и физические силы. Чтобы этого не произошло, надо успокоиться и осмотреться. Не надо плыть за судном или навстречу ему. У судна гораздо больше возможности подойти к упавшему за борт. Сбрасывать только ту одежду, которая мешает двигаться; избавляться от лишних, тяжёлых предметов, а жизненно важные, например нож, постараться привязать к руке. Кричать можно только тогда, когда есть шанс, что услышат. Подплывая к спасательному средству, брошенному с судна, махать рукой над водой, чтобы привлечь внимание.

Насколько быстро будет оказана помощь упавшему в воду, зависит от тех, кто находится на борту.

Давайте посмотрим на слайд и построим алгоритм поведения при ситуации «Человек за бортом».

Любой, кто первым заметил падение, должен:

громко крикнуть: «Человек за бортом!»;

немедленно бросить пострадавшему спасательное средство, стараясь, чтобы оно упало не слишком далеко от него;

обозначить место падения, бросая в воду плавающие предметы;

сообщить о происшествии капитану судна;

чётко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

В ситуации «человек за бортом» очень важен момент, когда отсутствие человека будет замечено и начнётся работа по оказанию ему помощи.

Находясь на борту судна, надёжнее постоянно быть на виду, знакомиться с людьми, а отлучаясь, сообщать родным и знакомым, куда пошли.

Личностные:

соблюдение правил поведения обучающихся на уроке; выражение собственного мнения по вопросам на уроке.

Познавательные:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

сформировать взаимодействие с окружающими; уметь сверять свои действия и при необходимости их исправлять; уметь отличать правильно выполненное задание от неправильного.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, строить высказывания; уметь читать про себя тексты и при этом задавать вопросы по тексту и искать ответы; проверять себя

владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем.


IV. Закрепление материала

(7 минут)

Учитель предлагает вопросы для актуализации знаний и умений (прием «Правда ли, что…»).

Беседа с обучающимися.























Обучающиеся

коллективно отвечают на вопросы.

Прием «Правда ли, что…»:

На современных кораблях не происходят поломки и аварии (ложь).

Погодные условия затрудняют ориентирование и могут стать причиной крушения корабля (правда).

На каждом судне устанавливают радиостанции, которые позволяют не только поддерживать связь с береговыми службами, но и подать сигнал бедствия (правда).

На пассажирских судах нет плана эвакуации пассажиров (ложь).

Большинство кораблекрушений случается днем в ясную погоду (ложь).

На кораблях не предусмотрены спасательные средства (ложь).

При посадке на транспортное средство надеть на себя как можно больше одежды (правда).

Во время прыжка в воду оттянуть спасательный жилет за верхний край вниз (правда).

В спасательном жилете можно прыгать за борт без разрешения капитана корабля (ложь).

Оказавшись в воде, в результате кораблекрушения, нужно делать как можно больше движений (ложь).

Оказавшись в воде, нужно не отплывать от тонущего судна (ложь).

При оказании помощи человеку, упавшему в воду, немедленно бросить спасательное средство не слишком далеко от него (правда).




Личностные:

формирование собственной позиции и собственного отношения; способность к самооцениванию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

осознание (оценивание) учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению; формировать умения делать выводы и заключения.

Познавательные:

закрепить имеющиеся знания; умение работать с различными источниками информации; умения применять знания в новой ситуации; умение ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные:

владение приёмами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с учителем; умение участвовать в обсуждениях и строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников.

V. Заключительная часть

(3 минуты)

Подведение итогов урока. Проведение рефлексии (вопросы).

Оценивание наиболее активных обучающихся.

Объяснение домашней работы.

Анализ результатов урока; оценивание своих успехов.

Запись домашнего задания.

Вопросы для рефлексии:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Оправдались ли ваши ожидания от урока?

3. Что вы взяли с сегодняшнего урока?

4. Над чем заставил задуматься урок?


Домашнее задание:

Прочитать § 17 (стр. 82 – 87) и выполнить Задачу №26 на стр. 87.

Составьте памятку для человека, решившего воспользоваться водным транспортом (теплоходом, яхтой, лодкой и т.д.).


Личностные:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: формирование умения в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценивания и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные:

продуктивное взаимодействия с сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении; уметь доносить свою позицию до других.

Различные формы проверки Д/З

Фронтальный опрос

Вопросы:

Какие аварии могут возникнуть на водном транспорте?

Каковы причины аварий на водном транспорте?

Какие спасательные средства предусмотрены на судах? Расскажите подробнее об одном из них.

Расскажите о правилах поведения при посадке на спасательное средство.

Как правильно пользоваться спасательным жилетом?

Почему так важно исполнять указания экипажа судна, терпящего крушение?

Что делать, если человек упал за борт судна?

II. Проверочная работа

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

А) Назовите, какие аварии могут произойти на водном транспорте (не менее трех).

А) Назовите причины аварий на водном транспорте (не менее трех).

А) Назовите спасательные средства, которые могут быть на судне (не менее трех).

А) Назовите средства для подачи сигналов бедствия (не менее трех).

Б) Опишите правила поведения при посадке на спасательное средство.

Б) Опишите, как правильно пользоваться спасательным жилетом (до прыжка в воду).

Б) Опишите, как правильно пользоваться спасательным жиле-том (после прыжка в воду).

Б) Опишите правила оказания помощи человеку, упавшему за борт.

В) Что такое гелиограф?

В) В какое время суток, и при какой погоде чаще всего возникают кораблекрушения?

В) Почему, оказавшись в воде, нужно делать как можно меньше движений?

В) Почему оказавшийся в воде человек должен быстро отплыть от тонущего судна?


III. Составьте алгоритм поведения, опираясь на иллюстрации.

Вариант 1

t1609758342aa.jpg
Вариант 2

t1609758342ab.jpg

Вариант 3

Человек за бортом

t1609758342ac.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации