12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия57
Россия, Саратовская обл., Пугачёв

Тема урока :«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Цель урока: дать представление о колокольности в музыке и изобразительном искусстве, организовать деятельность учащихся по усвоению новых факторов и понятий.

Задачи урока:

 Образовательные: применить знания основных средств выразительности при анализе прослушанного произведения, активизировать познавательную деятельность и  расширить музыкальный кругозор учащихся.

Развивающие: продолжить развитие интереса к искусству, умения слушать музыку, размышлять, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: продолжить воспитания чувства прекрасного, эстетической и музыкальной культуры, стремление к творческому отношению жизни, а также к мнению товарища.

Личностные  УУД: понимание и значение духовной музыки,  определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении.

Познавательные УУД: познакомиться с видами колокольного звона и его значением.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Ход урока

Учитель: Ребята,  давайте споем музыкальное приветствие. Встали все, спины выпрямили, плечи расправили, слушаем меня и повторяем за мной.

Учитель: Здравствуйте!

Дети (повторяют): Здравствуйте!

Учитель: Здравствуйте!

Дети (повторяют): Здравствуйте!

Учитель: Здравствуйте!

Дети (повторяют): Здравствуйте!

Учитель: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Добрый день!

Дети: Добрый день!

Учитель: Добрый день!

Дети: Добрый день!

Учитель: Добрый день!

Дети: Добрый день!

Учитель: Я приветствую вас!

Учитель: Ребята, а начнем мы сегодня урок с просмотра видеофрагмента.

1.     Из какого фильма этот видеофрагмент?

2.     Какая песня звучит в этом фильме?

3.     О какой черте русской музыки может рассказать вам этот эпизод?

Просмотр видеофильма. «Вечерний звон» ( из фильма «В бой идут одни старики»)

Учитель: Из какого фильма этот видеофрагмент?

Ответы детей.

Учитель: Какая песня звучит в этом фильме?

Ответы детей.

В каком характере звучала данная песня?

О чем поется в этой песне?

Ответы детей.

Учитель: Называет песню.

Показ  2-х картин «Вечерний звон» Левитан, «Масленица» Кустодиев

Учитель:  Какая картина подходит к нашей песне?

Ответы детей.

Учитель: Почему именно эта картина?

Ответы детей.

Учитель: Можем ли мы услышать музыку на этой картине? Что вы слышите?

Ответы детей.

Учитель: Какой инструмент мы можем услышать в этой картине?

Ответы детей.

Учитель называет название картины.

 Учитель: В каких видах искусства вы услышали колокольность?

Дети: Музыка, изобразительное искусство.

Учитель: Тема урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Учитель: Как вы думаете на какой вопрос мы должны с вами сегодня ответить?

Ответы детей.

Учитель:( Подвести) Каким образом колокольность проявляется в музыке и изобразительном искусстве?

Учитель: А кто нам будет помогать отвечать на этот вопрос?

Дети: музыка, композитор, художники.

Учитель: Ребята, а откуда взялось слово – колокол? Давайте, разберем это слово. Коло- что это такое? Вспомните, одну наводящую сказку …

Дети: Колобок.

Учитель: А какой он по форме?

Дети: Круглый.

Учитель: Слово коло- означает круглый, чаша. Если мы посмотрим на колокол- это опрокинутая чаша.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего нужен колокол?

Ответы детей.

Учитель : Существует несколько видов звона:

 

 Благовест - одиночные удары в большой колокол. (Дать послушать) 1 мин

Давайте попробуем исполнить данный звон (Исполнение)

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов (Дать послушать)1 мин
Давайте попробуем исполнить данный звон (Исполнение)
Перезвон - поочерёдные удары от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. (дать послушать) 1 мин (Исполнение)

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому (дать послушать) 1 мин (Исполнение)

Учитель: А  теперь давайте попробуем подобрать колокольный звон к данной картине ,(очень сложное задание) посмотрите на картину ( учитель не говорит название Нестерова «Под благовест»)  23 мин

Учитель: В народе говорили, икона- молитва в красках, храм молитва-молитва в камне, колокол молитва……В чем?

Дети: В звуке.

Учитель: правильно. Колокольный звон называли звучащая икона. Как вы это понимаете? Ребята, а как колокольный звон можно изобразить?

Ответы детей.

Давайте, разделимся на группы. (Физминутка) 5 мин

1 группа будет звонярями, она будет играть на колоколах

2 группа будет изображать низкие колокола. Бом, бом, бом.

3 группа будет изображать высокие колокола. Пара-пам.

Пропевание колоколов.

Учитель: Ребята, а теперь давайте закроем глаза, сядем поудобнее и представим те цвета, которые вы услышали в музыке.

«Светлый праздник» С.Рахманинов

А теперь раскрасьте колокольчики тем цветом, который вы услышали, можете использовать не один цвет.

Учитель проверяет работы

Учитель: Давайте посмотрим , что у нас получилось, покажите мне свои работы.

Учитель: Почему вы выбрали именно такие цвета?

Ответы детей.

Учитель: Какой характер у этого произведения?

Дети: радостный

Учитель: Как бы вы назвали это произведение?

Учитель объявляет название произведения «Светлый праздник» С.Рахманинов

Учитель: Какие замечательные колокольчики получились у вас. Давайте, их определим на колокольню или звонницу. А сейчас встанем и озвучим колокольным звоном наши замечательные колокола.

Учитель: А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Учитель раздает колокольчики красный, желтый, фиолетовый.

Понравился ли вам урок музыки?

Оцените , как класс работал на уроке?

Оцените, каждый самого себя.

Учитель: Мне было очень приятно находиться в вашем классе и я вам сделаю музыкальный подарок-исполню произведение В.Горлова «Прелюдия», но она очень похожа на колокольный звон.

Опубликовано


Комментарии (2)

Юлия, 10.06.19 в 15:56 0Ответить Пожаловаться
Мой урок
Юлия, 10.06.19 в 15:56 0Ответить Пожаловаться
Урок музыки в 5 классе
Юлия
Комментарий был удалён пользователем 10 июн 2019 в 15:57
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.