Урок музыки на тему «Великий колокольный звон России» (5 класс)
Тема урока :«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока: дать представление о колокольности в музыке и изобразительном искусстве, организовать деятельность учащихся по усвоению новых факторов и понятий.
Задачи урока:
Образовательные: применить знания основных средств выразительности при анализе прослушанного произведения, активизировать познавательную деятельность и расширить музыкальный кругозор учащихся.
Развивающие: продолжить развитие интереса к искусству, умения слушать музыку, размышлять, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: продолжить воспитания чувства прекрасного, эстетической и музыкальной культуры, стремление к творческому отношению жизни, а также к мнению товарища.
Личностные УУД: понимание и значение духовной музыки, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Познавательные УУД: познакомиться с видами колокольного звона и его значением.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте споем музыкальное приветствие. Встали все, спины выпрямили, плечи расправили, слушаем меня и повторяем за мной.
Учитель: Здравствуйте!
Дети (повторяют): Здравствуйте!
Учитель: Здравствуйте!
Дети (повторяют): Здравствуйте!
Учитель: Здравствуйте!
Дети (повторяют): Здравствуйте!
Учитель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Учитель: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Учитель: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Учитель: Я приветствую вас!
Учитель: Ребята, а начнем мы сегодня урок с просмотра видеофрагмента.
1. Из какого фильма этот видеофрагмент?
2. Какая песня звучит в этом фильме?
3. О какой черте русской музыки может рассказать вам этот эпизод?
Просмотр видеофильма. «Вечерний звон» ( из фильма «В бой идут одни старики»)
Учитель: Из какого фильма этот видеофрагмент?
Ответы детей.
Учитель: Какая песня звучит в этом фильме?
Ответы детей.
В каком характере звучала данная песня?
О чем поется в этой песне?
Ответы детей.
Учитель: Называет песню.
Показ 2-х картин «Вечерний звон» Левитан, «Масленица» Кустодиев
Учитель: Какая картина подходит к нашей песне?
Ответы детей.
Учитель: Почему именно эта картина?
Ответы детей.
Учитель: Можем ли мы услышать музыку на этой картине? Что вы слышите?
Ответы детей.
Учитель: Какой инструмент мы можем услышать в этой картине?
Ответы детей.
Учитель называет название картины.
Учитель: В каких видах искусства вы услышали колокольность?
Дети: Музыка, изобразительное искусство.
Учитель: Тема урока «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Учитель: Как вы думаете на какой вопрос мы должны с вами сегодня ответить?
Ответы детей.
Учитель:( Подвести) Каким образом колокольность проявляется в музыке и изобразительном искусстве?
Учитель: А кто нам будет помогать отвечать на этот вопрос?
Дети: музыка, композитор, художники.
Учитель: Ребята, а откуда взялось слово – колокол? Давайте, разберем это слово. Коло- что это такое? Вспомните, одну наводящую сказку …
Дети: Колобок.
Учитель: А какой он по форме?
Дети: Круглый.
Учитель: Слово коло- означает круглый, чаша. Если мы посмотрим на колокол- это опрокинутая чаша.
Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего нужен колокол?
Ответы детей.
Учитель : Существует несколько видов звона:
Благовест - одиночные удары в большой колокол. (Дать послушать) 1 мин
Давайте попробуем исполнить данный звон (Исполнение)
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов (Дать послушать)1 мин
Давайте попробуем исполнить данный звон (Исполнение)
Перезвон - поочерёдные удары от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. (дать послушать) 1 мин (Исполнение)
Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому (дать послушать) 1 мин (Исполнение)
Учитель: А теперь давайте попробуем подобрать колокольный звон к данной картине ,(очень сложное задание) посмотрите на картину ( учитель не говорит название Нестерова «Под благовест») 23 мин
Учитель: В народе говорили, икона- молитва в красках, храм молитва-молитва в камне, колокол молитва……В чем?
Дети: В звуке.
Учитель: правильно. Колокольный звон называли звучащая икона. Как вы это понимаете? Ребята, а как колокольный звон можно изобразить?
Ответы детей.
Давайте, разделимся на группы. (Физминутка) 5 мин
1 группа будет звонярями, она будет играть на колоколах
2 группа будет изображать низкие колокола. Бом, бом, бом.
3 группа будет изображать высокие колокола. Пара-пам.
Пропевание колоколов.
Учитель: Ребята, а теперь давайте закроем глаза, сядем поудобнее и представим те цвета, которые вы услышали в музыке.
«Светлый праздник» С.Рахманинов
А теперь раскрасьте колокольчики тем цветом, который вы услышали, можете использовать не один цвет.
Учитель проверяет работы
Учитель: Давайте посмотрим , что у нас получилось, покажите мне свои работы.
Учитель: Почему вы выбрали именно такие цвета?
Ответы детей.
Учитель: Какой характер у этого произведения?
Дети: радостный
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Учитель объявляет название произведения «Светлый праздник» С.Рахманинов
Учитель: Какие замечательные колокольчики получились у вас. Давайте, их определим на колокольню или звонницу. А сейчас встанем и озвучим колокольным звоном наши замечательные колокола.
Учитель: А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Учитель раздает колокольчики красный, желтый, фиолетовый.
Понравился ли вам урок музыки?
Оцените , как класс работал на уроке?
Оцените, каждый самого себя.
Учитель: Мне было очень приятно находиться в вашем классе и я вам сделаю музыкальный подарок-исполню произведение В.Горлова «Прелюдия», но она очень похожа на колокольный звон.
Юлия
Юлия