Урок ОНЗ по русскому языку в 5 классе по теме «Время глагола»

5
0
Материал опубликован 10 June 2020 в группе

Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.

Тема: Время глагола.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времен, с ее особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

1. Познавательные:

- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в речи;

- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

2. Развивающие:

- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету и любовь к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов и образовывать все временные формы.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: уделить внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, компьютер, учебник, тетрадь.



Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся друг другу и всем гостям, ведь когда улыбкой день освещается, то чудесным образом все получается! Молодцы! Я уверена, что у нас с вами все получится! Желаю всем удачи!

2. Актуализация знаний.

- А начать урок я хотела бы с небольшого видео. (слайд 2) Посмотрите его очень внимательно (2-2,5 минуты). Ребята, а как вы поняли этот ролик? О чем он? (Мы должны бережно относиться ко времени и ценить свою жизнь и жизнь своих близких, используя правильно каждую минуту).

- Да, все верно! А что такое время? Какими словами мы можем о нем рассказать? Как вы думаете, в русском языке есть для того слова? (Да).

- Правильно! В русском языке есть слова для всего. И эти слова перед вами. Скажите, пожалуйста, какие из данных слов надо использовать, чтобы рассказать о прошлом, настоящем и будущем?

Вчера, напишу, говорю, позавчерашний, сейчас, видел, послезавтра, буду строить, было, помог, помогаю, помогу. (слайд 3)

- Да, время в нашей речи может быть обозначено разными словами. Определите, какими частями речи являются данные слова. (Прилагательные, глаголы, наречия).

- Молодцы! Скажите, а какие части речи из них мы можем изменить, чтобы они выражали разные времена? (Только глаголы).

- А все ли мы знаем о глаголе? (Нет).

- А хотите узнать что-то новое? (Да).

- А как мы будем открывать новые знания? (Поймем, что мы не знаем, и сами найдем способ).

- А с чего начнем? (С повторения).

- Правильно, мы с вами должны повторить то, что потребуется нам для открытия нового знания.

- Какие времена глагола вы знаете? (Прошедшее, настоящее и будущее). (слайд 4)

- Что вы знаете о настоящем времени глагола? (Эталон №1).

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

- Что вы знаете о прошедшем времени глагола? (Эталон №2).

Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.

- Как определить, что глагол относится к будущему времени? (Эталон №3).

Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

- А на одинаковые ли вопросы отвечают глаголы? Поставьте вопросы к первым двум глаголам. (Напишу – что сделаю? Говорю – что делаю?).

- Только ли вопросами отличаются эти глаголы? (Нет. Вопросами и действиями).

- Какие действия они обозначают? (Напишу – действие, которое совершится когда-нибудь. Говорю – действие, которое совершается сейчас).

- Для обозначения разных действий глаголов в русском языке есть такое понятие, как вид, который может быть совершенным и несовершенным. (Эталон 4.). (слайд 5)

Совершенный вид

Несовершенный вид

Законченное действие

Незаконченное действие

Что сделать?

Что делать?



- Этот эталон нам тоже поможет в открытии нового знания. А теперь я предлагаю вам выполнить пробное действие. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Рисовать, написать (1 минута). (слайд 6)

- У кого нет ответа? Кто не справился? Что не смогли сделать? (Не смогли образовать от глаголов все формы настоящего, прошедшего и будущего времени).

- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона).

3. Выявление места и причины затруднения – почему вы не смогли образовать форму всех времен глагола? (Мы не знаем, от каких глаголов образуются формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола, а от каких нет).

4. Построение проекты выхода из затруднений – так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать, от каких глаголов образуются все формы времени глагола, и научиться это правильно применять).

- Как будет звучать тема урока? (Время глагола). (слайд 7)

- Какие средства мы отберем для открытия нового знания? (Эталоны про настоящее, прошедшее и будущее время глагола, эталон про вид глагола, пустографку).

- Правильно, а работать вы будете по плану.

План.

1. Прочитайте внимательно глаголы.

2. Заполните таблицу.

3. Сделайте вывод.

5. Реализация построенного проекта.

- Перед вами карточка с таблицей и план. Сейчас вы будете работать в группах. У вас 3 минуты. Желаю вам удачи! (слайд 8)

Читать, прочитать, красить, покрасить.

Вид глагола

Глаголы

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Совершенный (что сделать?)





Несовершенный (что делать?)







- Давайте проверим, что у вас получилось. К какому выводу вы пришли? (От глаголов несовершенного вида можно образовать все три времени, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени).

- Давайте проверим по эталону (открыть интерактивную доску и повесить эталон на доску). (слайд 9)

Вид глагола

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Совершенный

(что сделать?)

Прочитал

Покрасил

-

Прочитаю

Покрашу

Несовершенный

(что делать?)

Читал

Красил

Читаю

Крашу

Буду читать

Буду красить



А сейчас давайте составим с вами алгоритм, которым мы будем сегодня пользоваться.

Алгоритм. (слайд 10)

1. Прочитать внимательно глагол.

2. Поставить к глаголу вопрос.

3. Определить вид (совершенный или несовершенный).

4. Вспомнить правило (если глагол совершенного вида, то образуются только прошедшее и будущее время; если глагол несовершенного вида, то образуются все три временные формы). ​​​​​​​

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь что мы должны сделать? (Вернуться к пробному действию и выполнить задание по эталону). (слайд 11)

- Работать будем в тетрадях и у доски. (Раздать на парту новый эталон).

Рисовать (что делать?) – рисовал, рисую, буду рисовать.

Написать (что сделать?) – написал, напишу.

Решать (что делать?) – Решал, решаю, буду решать.

Решить (что сделать?) – решил, решу.

- Какой цели вы достигли? (Узнали, от каких глаголов образуются все формы времени, а от каких нет).

- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).

- Прежде чем мы начнем тренироваться, нам надо отдохнуть. (Физкульминутка). (слайд 12)

- Выполняем задание у доски и в тетрадях. (слайд 13)

Задание: выпишите из предложения глаголы, определите время и образуйте другие временные формы.

Я впервые попал в настоящие дикие леса, и вот уже несколько дней брожу по окрестностям совсем один. (Попал (пр.вр.) – попаду (буд.вр.); брожу (наст.вр.) – бродил (пр.вр.), буду бродить (буд.вр.)).

Задание в парах.

Выберите из скобок правильный глагол и определите время. (слайд 14)

Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую (произрастает, произрастет) в мутной воде, но (не загрязняется, не загрязнится) ей.

Проверка. (слайд 15)

Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает (наст.вр.) в мутной воде, но не загрязняется (наст.вр) ей.

- Встаньте, у кого не получилось так при проверке. Чем вы должны были воспользоваться при выполнении задания? (Эталоном).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа. (слайд 16)

Задание: образуйте от данных глаголов три формы времени.

Прижимать.

Прижать.

Приехать.

Проверка. (слайд 17)

Прижимать – прижимал, прижимаю, буду прижимать.

Прижать – прижал, прижму.

Приехать – приехал, приеду.

-Кто ошибся? Поднимите руку.

- Где было затруднение? Каким правилом вы должны были воспользоваться? Какой вывод для себя сделают те ребята, которые ошиблись? (Еще поработать с эталоном и потренироваться).

- Какой цели мы достигли? (Научились применять в речи).

8. Включение в систему знаний и повторений.

- Скажите, ребята, а для чего нам надо знать времена глагола, как они образуются и как употребляются? Где нам могут пригодиться эти знания? (Для общения друг с другом, для сдачи экзаменов. Мы должны правильно и красиво выражать свои мысли и быть образованными людьми).

- Я с вами полностью согласна. На уроках русского языка мы узнаем еще много нового и интересного о глаголе. А сегодня я хочу, чтобы вы образовали все возможные временные формы от глагола ПОБЕДИТЬ. (Победить – победил-?). (слайд 18)

- Да, действительно, от него нельзя образовать форму будущего времени. Такие глаголы в русском языке называются недостаточными (дефективными). Они не имеют отдельных личных форм. Мы можем сказать про будущее «одержу победу». Зато, как много значит этот глагол для каждого из нас. 2020 год в России является Годом памяти и славы. Давайте сейчас вместе с вами напишем небольшой текст об этом большом и важном событии.

Задание: в данном тексте не хватает глаголов, вам нужно вставить подходящие по смыслу. (слайд 19)

22 июня 1941 года (началась) Великая Отечественная война, которая (длилась) 4 долгих года. Она (унесла) много человеческих жизней, ни одной семьи (не обошла) стороной. На защиту своей Родины (встали) все: и взрослые, и дети.

Ежегодно 9 мая в нашей стране (отмечается) великий праздник. Он одновременно торжественный и грустный. В этот день все люди (идут) к вечному огню, чтобы (возложить) цветы. По центральной улице в назначенное время к обелиску (движется) бессмертный полк. И каждый человек (несет) портрет участника войны. Мы никогда (не забудем) тех, кто (отдал) свои жизни ради нашего будущего.

- Посмотрите, какой у нас получился хороший рассказ о событии, которому в этом году исполнится 75 лет. А помог нам в этом его величество Глагол, без которого нам в жизни, конечно, не обойтись.

9. Рефлексия.

- Я хотела бы, чтобы вы сейчас оценили себя, приклеив к нашему вечному огню салют. Только сначала давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке. (Узнать, от каких глаголов образуются все формы времени глагола, и научиться это правильно применять).

- Удалось достичь поставленной цели? (Да).

- Оцените свою работу. Если вам было интересно и вы довольны своей работой на уроке, то приклейте оранжевую звездочку. Если вам было трудно и не все было понятно, то приклейте желтую звездочку. (Дети оценивают себя).

- Какой красивый у нас получился салют. Я желаю вам такого же яркого настроение сегодня и всегда. Всем спасибо за урок! Урок окончен!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации