Урок ОНЗ по русскому языку в 5 классе по теме «Время глагола»
Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.
Тема: Время глагола.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времен, с ее особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в речи;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету и любовь к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов и образовывать все временные формы.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: уделить внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, компьютер, учебник, тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся друг другу и всем гостям, ведь когда улыбкой день освещается, то чудесным образом все получается! Молодцы! Я уверена, что у нас с вами все получится! Желаю всем удачи!
2. Актуализация знаний.
- А начать урок я хотела бы с небольшого видео. (слайд 2) Посмотрите его очень внимательно (2-2,5 минуты). Ребята, а как вы поняли этот ролик? О чем он? (Мы должны бережно относиться ко времени и ценить свою жизнь и жизнь своих близких, используя правильно каждую минуту).
- Да, все верно! А что такое время? Какими словами мы можем о нем рассказать? Как вы думаете, в русском языке есть для того слова? (Да).
- Правильно! В русском языке есть слова для всего. И эти слова перед вами. Скажите, пожалуйста, какие из данных слов надо использовать, чтобы рассказать о прошлом, настоящем и будущем?
Вчера, напишу, говорю, позавчерашний, сейчас, видел, послезавтра, буду строить, было, помог, помогаю, помогу. (слайд 3)
- Да, время в нашей речи может быть обозначено разными словами. Определите, какими частями речи являются данные слова. (Прилагательные, глаголы, наречия).
- Молодцы! Скажите, а какие части речи из них мы можем изменить, чтобы они выражали разные времена? (Только глаголы).
- А все ли мы знаем о глаголе? (Нет).
- А хотите узнать что-то новое? (Да).
- А как мы будем открывать новые знания? (Поймем, что мы не знаем, и сами найдем способ).
- А с чего начнем? (С повторения).
- Правильно, мы с вами должны повторить то, что потребуется нам для открытия нового знания.
- Какие времена глагола вы знаете? (Прошедшее, настоящее и будущее). (слайд 4)
- Что вы знаете о настоящем времени глагола? (Эталон №1).
Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Что вы знаете о прошедшем времени глагола? (Эталон №2).
Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Как определить, что глагол относится к будущему времени? (Эталон №3).
Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.
- А на одинаковые ли вопросы отвечают глаголы? Поставьте вопросы к первым двум глаголам. (Напишу – что сделаю? Говорю – что делаю?).
- Только ли вопросами отличаются эти глаголы? (Нет. Вопросами и действиями).
- Какие действия они обозначают? (Напишу – действие, которое совершится когда-нибудь. Говорю – действие, которое совершается сейчас).
- Для обозначения разных действий глаголов в русском языке есть такое понятие, как вид, который может быть совершенным и несовершенным. (Эталон 4.). (слайд 5)
Совершенный вид | Несовершенный вид |
Законченное действие | Незаконченное действие |
Что сделать? | Что делать? |
- Этот эталон нам тоже поможет в открытии нового знания. А теперь я предлагаю вам выполнить пробное действие. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Рисовать, написать (1 минута). (слайд 6)
- У кого нет ответа? Кто не справился? Что не смогли сделать? (Не смогли образовать от глаголов все формы настоящего, прошедшего и будущего времени).
- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона).
3. Выявление места и причины затруднения – почему вы не смогли образовать форму всех времен глагола? (Мы не знаем, от каких глаголов образуются формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола, а от каких нет).
4. Построение проекты выхода из затруднений – так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать, от каких глаголов образуются все формы времени глагола, и научиться это правильно применять).
- Как будет звучать тема урока? (Время глагола). (слайд 7)
- Какие средства мы отберем для открытия нового знания? (Эталоны про настоящее, прошедшее и будущее время глагола, эталон про вид глагола, пустографку).
- Правильно, а работать вы будете по плану.
План.
1. Прочитайте внимательно глаголы.
2. Заполните таблицу.
3. Сделайте вывод.
5. Реализация построенного проекта.
- Перед вами карточка с таблицей и план. Сейчас вы будете работать в группах. У вас 3 минуты. Желаю вам удачи! (слайд 8)
Читать, прочитать, красить, покрасить.
Вид глагола | Глаголы | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Совершенный (что сделать?) | | | | |
Несовершенный (что делать?) | | | | |
- Давайте проверим, что у вас получилось. К какому выводу вы пришли? (От глаголов несовершенного вида можно образовать все три времени, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени).
- Давайте проверим по эталону (открыть интерактивную доску и повесить эталон на доску). (слайд 9)
Вид глагола | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Совершенный (что сделать?) | Прочитал Покрасил | - | Прочитаю Покрашу |
Несовершенный (что делать?) | Читал Красил | Читаю Крашу | Буду читать Буду красить |
А сейчас давайте составим с вами алгоритм, которым мы будем сегодня пользоваться.
Алгоритм. (слайд 10)
1. Прочитать внимательно глагол.
2. Поставить к глаголу вопрос.
3. Определить вид (совершенный или несовершенный).
4. Вспомнить правило (если глагол совершенного вида, то образуются только прошедшее и будущее время; если глагол несовершенного вида, то образуются все три временные формы).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь что мы должны сделать? (Вернуться к пробному действию и выполнить задание по эталону). (слайд 11)
- Работать будем в тетрадях и у доски. (Раздать на парту новый эталон).
Рисовать (что делать?) – рисовал, рисую, буду рисовать.
Написать (что сделать?) – написал, напишу.
Решать (что делать?) – Решал, решаю, буду решать.
Решить (что сделать?) – решил, решу.
- Какой цели вы достигли? (Узнали, от каких глаголов образуются все формы времени, а от каких нет).
- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).
- Прежде чем мы начнем тренироваться, нам надо отдохнуть. (Физкульминутка). (слайд 12)
- Выполняем задание у доски и в тетрадях. (слайд 13)
Задание: выпишите из предложения глаголы, определите время и образуйте другие временные формы.
Я впервые попал в настоящие дикие леса, и вот уже несколько дней брожу по окрестностям совсем один. (Попал (пр.вр.) – попаду (буд.вр.); брожу (наст.вр.) – бродил (пр.вр.), буду бродить (буд.вр.)).
Задание в парах.
Выберите из скобок правильный глагол и определите время. (слайд 14)
Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую (произрастает, произрастет) в мутной воде, но (не загрязняется, не загрязнится) ей.
Проверка. (слайд 15)
Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает (наст.вр.) в мутной воде, но не загрязняется (наст.вр) ей.
- Встаньте, у кого не получилось так при проверке. Чем вы должны были воспользоваться при выполнении задания? (Эталоном).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа. (слайд 16)
Задание: образуйте от данных глаголов три формы времени.
Прижимать.
Прижать.
Приехать.
Проверка. (слайд 17)
Прижимать – прижимал, прижимаю, буду прижимать.
Прижать – прижал, прижму.
Приехать – приехал, приеду.
-Кто ошибся? Поднимите руку.
- Где было затруднение? Каким правилом вы должны были воспользоваться? Какой вывод для себя сделают те ребята, которые ошиблись? (Еще поработать с эталоном и потренироваться).
- Какой цели мы достигли? (Научились применять в речи).
8. Включение в систему знаний и повторений.
- Скажите, ребята, а для чего нам надо знать времена глагола, как они образуются и как употребляются? Где нам могут пригодиться эти знания? (Для общения друг с другом, для сдачи экзаменов. Мы должны правильно и красиво выражать свои мысли и быть образованными людьми).
- Я с вами полностью согласна. На уроках русского языка мы узнаем еще много нового и интересного о глаголе. А сегодня я хочу, чтобы вы образовали все возможные временные формы от глагола ПОБЕДИТЬ. (Победить – победил-?). (слайд 18)
- Да, действительно, от него нельзя образовать форму будущего времени. Такие глаголы в русском языке называются недостаточными (дефективными). Они не имеют отдельных личных форм. Мы можем сказать про будущее «одержу победу». Зато, как много значит этот глагол для каждого из нас. 2020 год в России является Годом памяти и славы. Давайте сейчас вместе с вами напишем небольшой текст об этом большом и важном событии.
Задание: в данном тексте не хватает глаголов, вам нужно вставить подходящие по смыслу. (слайд 19)
22 июня 1941 года (началась) Великая Отечественная война, которая (длилась) 4 долгих года. Она (унесла) много человеческих жизней, ни одной семьи (не обошла) стороной. На защиту своей Родины (встали) все: и взрослые, и дети.
Ежегодно 9 мая в нашей стране (отмечается) великий праздник. Он одновременно торжественный и грустный. В этот день все люди (идут) к вечному огню, чтобы (возложить) цветы. По центральной улице в назначенное время к обелиску (движется) бессмертный полк. И каждый человек (несет) портрет участника войны. Мы никогда (не забудем) тех, кто (отдал) свои жизни ради нашего будущего.
- Посмотрите, какой у нас получился хороший рассказ о событии, которому в этом году исполнится 75 лет. А помог нам в этом его величество Глагол, без которого нам в жизни, конечно, не обойтись.
9. Рефлексия.
- Я хотела бы, чтобы вы сейчас оценили себя, приклеив к нашему вечному огню салют. Только сначала давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке. (Узнать, от каких глаголов образуются все формы времени глагола, и научиться это правильно применять).
- Удалось достичь поставленной цели? (Да).
- Оцените свою работу. Если вам было интересно и вы довольны своей работой на уроке, то приклейте оранжевую звездочку. Если вам было трудно и не все было понятно, то приклейте желтую звездочку. (Дети оценивают себя).
- Какой красивый у нас получился салют. Я желаю вам такого же яркого настроение сегодня и всегда. Всем спасибо за урок! Урок окончен!