Урок по математике в 6 классе «Умножение десятичных дробей в решении задач»
Урок по математике в 6 классе
"Умножение десятичных дробей в решении задач".
Подготовила:
учитель математики
Браун А.В.
Цель: создать условия для формирования УУД при решении учебных задач.
Планируемые результаты:
1.Личностные:
· сформированность ответственного отношения к учению;
· сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
2.Метапредметные:
· Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в различных информационных объектах;
· Сформировать общие способы интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности;
· Представлять информацию в различной форме;
· Составлять план-проект для решения проблемной ситуации.
Формируемые УУД:
а)Регулятивные:
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;
· формулировать учебные задачи, как шаги достижения поставленной цели, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
· осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
· контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, в процессе самопроверки;
· вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
· наблюдать и анализировать учебную и познавательную деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
б)Познавательные:
· объяснять явления, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
· подтверждать вывод самостоятельно полученными данными;
· находить в тексте требуемую информацию и использовать ее;
· формировать способности к проектированию и практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
в) Коммуникативные:
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
· организовывать учебное взаимодействие в группе;
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач.
2.Предметные:
· Понимать смысл основных математических терминов: десятичная дробь, площадь, периметр;
· Знать правила действий над десятичными дробями;
· Закрепить навыки действий с дробями;
· Совершенствовать вычислительные навыки;
· Применять знания о десятичных дробях при выполнении самостоятельной и групповой работы;
· Находить периметр и площадь прямоугольника;
· Познакомиться с расчетом стройматериалов для ремонта дома (комнаты)
· Заполнять и дополнять таблицы;
· Использовать при выполнении учебных задач табличные данные;
· Представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана-проекта и инструкции ) и в наглядно-символической форме (столбчатая диаграмма);
· Делать выводы на основе полученной информации;
· Научиться анализировать полученные результаты с выбором оптимальных вариантов;
· Оформить план - проект решения задания в виде инструкции;
· Приводить примеры практического использования дробей в повседневной жизни.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и комплексного применения знаний.
Методы обучения: проектный, проблемно-поисковый.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Компетенция: учебно-познавательная
Аспекты: планирование познавательной деятельности;
нахождение и использование информации для решения учебных задач;
применение знаний в нестандартной ситуации.
Ход урока
1.Организационный момент. (1мин)
Встали, подровнялись, улыбнулись мне, теперь друг другу.
Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. (Дети здороваются). Садитесь.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Я надеюсь, что хорошее настроение и заряд бодрости вас не покинут весь урок.
2. Мотивационный этап. (3 мин)
Подведение учащихся к теме, целям и задачам урока.
- Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он попал в дроби.
Чтобы облегчить действия с дробями были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер Сомон Светин.
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году.
- Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, но научиться ему можно.
“Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал американский математик Джордж Пойа в книге “ Как решить задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку.
- Сформулируйте тему урока.
– Молодцы, запишите тему урока в тетради.
-Сформулируйте цель и задачи урока.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания о десятичных дробях.
Задачи урока:
· Повторить правила действий над десятичными дробями,
· Закрепить навыки действий с дробями,
· Совершенствовать вычислительные навыки.
Ученикам раздаются оценочные листы самоконтроля, которые заполняются ребенком самостоятельно в течение всего урока. (Приложение)
Ф.И__________________________
Домашняя работа |
Устная работа |
Тест |
Работа в группе |
Самооценка |
Оценка учителя |
Итог (балл) |
|
|
|
|
|
|
|
3. Актуализация знаний. (3 мин)
А теперь проверим, как хорошо вы знаете правила о десятичных дробях.
За каждый верный ответ -1 балл.
Проверка теоретического материала.
Как выполняется сравнение десятичных дробей?
Как выполняется сложение и вычитание десятичных дробей?
Как выполняется умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.?
Как выполняется умножение десятичных дробей?
Как выполняется деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.?
- Молодцы! С правилами вы справились, а с заданиями?
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В экспедицию отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Устная работа “ Думай и соображай” (до 5 мин).
За каждый верный ответ -1 балл.
1. На экране записаны задания. Попробуйте придумать вопрос к этому заданию.
(Поставьте правильно запятую в равенствах).
Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. Помните, в мультипликационном фильме:
“Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”.
В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения десятичных дробей.
1. 32 + 18 = 5,
2. 736 – 336 = 4,
3. 63 – 27 = 603,
4. 3 + 108 = 408.
5. 1,27 ∙ 3,5 = 4445
Ответ:
1. 3,2 + 1,8 = 5;
2. 7,36 – 3,36 = 4;
3. 63 – 2, 7 = 60,3;
4. 3 + 1,08 = 4,08.
5. 1,27 ∙ 3,5 = 4,445
2. Вместо звездочек поставьте знаки ± так, чтобы равенства были верными.
5,5
* 1,9 * 2,6 = 1 (5,5 – 1,9 – 2,6 =1)
7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1. (7,9 + 3,4 – 4,2 =
7,1)
3.Выполни действия:
1.12,37∙10 (123,7)
2.32,65:100 (0,3265)
3.1,2∙4 (4,8)
4. 4,1∙0,2 (0,82)
4.Закрепление материала.
Тест со взаимопроверкой (4 мин+1мин)
Вариант №1 |
Вариант №2 |
1. Выполните действия: |
1. Выполните действия: |
А) 758,7:100 1)75,87; 2) 75870; 3)7,587. |
А) 9,834*100 1)983,4 2)98,34 3)0,09834 |
Б) 236,8+0,732 1) 237,532; 2) 23,7532; 3) 236,740. |
Б) 415,3+1,937 1) 41,7237 2) 417,237 3) 416,940 |
В)
3,24 *0,27 |
В) 4,28*2,6 1)11,28 2)10,28 3)11,128 |
2. Найдите значение |
2. Найдите значение |
выражения: |
выражения: |
(6,906-3,28)*0,3 1) 108,78 2) 0,368 3) 1,0878 |
(9,507-5,72)*0,02 1)7,574 2)0,07574 3)70,64 |
Ответы:
1 вариант №1 А)3 Б)1 В)3 №2 3 |
2 вариант №1 А)1 Б)2 В)3 №2 2 |
5.Физкультминутка (2мин) с дробями.
6. Практическая работа «Ремонт комнаты» (работа в группах - бригадах).(12мин)
- Значение десятичных дробей в жизни велико. “ С их помощью” строят дома, воздвигают плотины, лечат людей, измеряют время. В спорте решающую роль играют сотые доли секунды. Мы поговорим о решении задач «о ремонте». Но сначала вспомним как найти площадь и периметр прямоугольника:S=ab, P=2(a+b).
Цель: Подсчитать стоимость ремонта одной комнаты в вашей квартире.
А девизом для вас пусть буду такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Алгоритм решения:
1) Найдем площадь пола и его периметр.
2)Находим стоимость плинтуса в каждом магазине.
3) Находим стоимость линолеума в каждом магазине.
4) Найдем площадь потолка.
5) Находим стоимость краски для потолка в каждом магазине.
6)Найдем площадь стен без окна и двери.
7)Находим количество рулонов обоев и их стоимость в каждом магазине.
8) Сложим стоимость покупки в каждом магазине плюс доставка.
9) Отражаем результаты работы в виде проекта и строим столбчатую диаграмму.
10) Выбираем выгодный вариант.
11)Делаем выводы о покупках по группам и общий.
Ребята разбиваются на группы в зависимости от сложности задания (дифференцируются), выбирают бригадира, который будет распределять и контролировать работу всей группы. Затем бригадиры вводят полученные данные в презентацию (строится гистограмма) и подсчитывают итоговую стоимость ремонта.
7.Представление результатов деятельности групп.(3 мин)
Каждая группа поясняет ход своего эксперимента, делает вывод по своей работе. На доске фиксируются выводы в виде отчета.
Бригадиры оценивают работу каждого работника своей группы на листах самооценки по 5 балльной системе.
8. Оценивание (1мин)
Ученики подсчитывают количество баллов, накопленных за урок и ставят себе отметку (на доске вешают разноцветные смайлики, цвет которых зависит от отметки).
9. Итог урока.(1мин)
- Какую цель
мы ставили с вами в начале урока?
- Достигли ли мы ее?
10. Рефлексия.(2мин)
Лист рефлексии для учеников.
Ф.И.___________________
1. Мне на уроке понравилось,
работал(а) в полную силу
2. Задание мне показалось трудным
3. У меня не было желания работать.
4.Сегодня не мой день
Главным результатом считаю ____________________________
В дальнейшем мне эти знания.... ______________________________________
11. Домашнее задание. (2мин)
Задача 1. Размер пола 3,5м х 2м, высота стен 3м. Известно, что на 1 м2 уходит 250 г краски, в одной банке 2 кг, а ее стоимость 400 рублей за банку. Посчитайте, сколько нужно банок и сколько потребуется денег.
Задача 2. Нам нужно посчитать, сколько метров плинтуса нам необходимо и какую сумму нужно потратить на них, если его цена 58 рублей за метр.
Задача 3. Мы покупаем обои. На них написано, что один рулон рассчитан на 6 м2, а его цена 480 рублей. Посчитаем, сколько необходимо рулонов и денег.
Дифференцирование заданий:
1-«3», 2-«4», 3-«5»
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Спасибо за урок. До свидания.