12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Наталия Николаевна32

Учитель: Карпова Наталия Николаевна

г. Братск, Иркутская область

МБОУ «СОШ № 45»

Тема урока: Распределение доходов (обществознание)

Класс: 8 Б класс

Цели и задачи: познакомить с источниками доходов населения, причинами неравенства людей в получаемых ими доходах; характеризовать экономическую политику государства по поддержке малоимущих граждан.

Планируемые результаты

- предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий прожиточный минимум, потребительская корзина, раскрывать причины неравенства доходов населения; называть источники доходов граждан; приводить примеры социальной политики государства; называть экономические меры социальной поддержки населения в современной России

- метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в npoцecce дискуссии; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

3) познавателные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом (рабочий лист урока) для работы в парах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока. урок открытия нового знания.

Х о д у р о к а І. Организационный момент (приветствие)

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, какую тему мы обсуждали на прошлом уроке? (Предпринимательская деятельность)

Давайте вспомним основные вопросы, которые обсуждали на прошлом уроке.

Откройте домашнее задание стр. 192 вопросы 1-2-3.

Идет обсуждение вопросов.

III. Введение в новый материал

- Сегодня мы с вами продолжим разговор об экономике, только поговорим о доходах граждан.

Итак, тема нашего урока «Распределение доходов».(параграф 24)

1ый слайд


t1665389243aa.gif



Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывак›т свои предположения.)

План урока:

2 слайд:


t1665389243ab.gif


IV. Работа по теме урока

Что такое доход? (Ответы учеников.)

Действительно, доход — это денежные средства, полученные за определенный период времени.

Какие источники доходов вы знаете? (ответы учеников)

Молодцы! Запишите в тетради.

3 слайд



t1665389243ac.gif


Доходы составляют семейный бюджет. Выделяют 3 вида семейного бюджета:

4 слайд

t1665389243ad.gif


Возьмите Рабочий лист урока, найдите финансовые задачи (1-3) решите из в тетради, можно решение обсуждать в парах. Определите вид семейного бюджета.


Задание 1. Определи вид бюджета

Задача 1

Ваша семья состоит из 6 человек: мать, отец, сын 16 лет, дочь 14 лет, дочь 3 лет, бабушка. Каждый месяц родители, работающие на молочном заводе, получают заработную плату в общей сумме 55000 рублей. Пенсия бабушки -12000 рублей. Есть у семьи загородный домик, где семья отдыхает только летом, выращивает овощи и фрукты, но мать не умеет делать заготовки, следовательно, все потребляется сразу в течение летних месяцев. Ежемесячно на квартплату уходит около 7500 рублей. На работу и учебу приходится добираться на автобусе всем членам семьи. Итого за 1 месяц у семьи на транспортные услуги уходит3000 рублей.

На хозяйственно бытовые нужды семья тратит 2000 руб. каждый месяц. Очень любят члены семьи вкусно покушать. В месяц на питание уходит 36 000 руб., например, каждый день на ужин мать покупает различные виды пирожных, натуральный сок, газированную сладкую воду, разные виды фруктов. В выходные ребенок может пойти на дискотеку, там он еще играет в компьютерные игры на автоматах, хотя дома имеется компьютер.

На все развлечения подросток в месяц тратит по 3600 руб. Были сделаны сезонные покупки, в результате на одежду было потрачено 17000 рублей.

2400 рублей в месяц на оплату сотовой связи уходит для всех членов семьи. В этом месяце отец заболел гриппом, и пришлось покупать дорогое лекарство за 6000 руб.

Семейный бюджет

доходы

расходы





Итого 67000

Итого 77500

Дефицитный бюджет (доход меньше, чем расход)


Задача 2

Ваша семья, состоящая из 6 человек: отец, мать, сын-студент, дочь 5-ти лет, дедушка и бабушка, проживают в частном доме, в сельской местности. Родители работают в потребкооперации: отец – плотником, мать – бухгалтером. Ежемесячная заработная плата папы составляет 29 500 рублей, мамы – 21000 рублей. Пенсии дедушки и бабушки в общей сумме составляют 29000 рублей.

Сын является студентом ВУЗа. Семья оплачивает проживание сына в однокомнатной квартире в размере 15000 рублей, а также выделяет ему на карманные расходы ежемесячно по 4 000 рублей. Купили зимнюю одежду дочери 5000 рублей. У семьи есть подсобное хозяйство, которое приносит доход в среднем 3000 рублей (сдача молока, яиц, мяса в кооператив). Коммунальные платежи составляют 3750 рублей: плата за газ 2600 рублей, за воду – 500 рублей, за свет – 630 рублей, за телефон – 1800 рублей. Родителям на работу до райцентра приходится добираться на автобусе. Итого за месяц у родителей уходит на общественный транспорт 2160 рублей.

Подсобное хозяйство требует дополнительных вложений. Так на покупку комбикорма для скота в этом месяце было потрачено 5000 рублей, на строительство курятника –10 000 рублей. В месяц на питание семья тратит 30000 рублей. В связи с плохим самочувствием дедушки купили лекарства на общую сумму 2060 рублей


Семейный бюджет

доходы

расходы





Итого 82500

Итого 76970

Профицитный бюджет (доход больше, чем расход)


Задача 3

Ваша семья состоит из шести человек: отец, мать, дочь 16 лет, 2 бабушки и дедушка. Глава семьи возглавляет конструкторский отдел в научно-исследовательском институте, его заработная плата в месяц составляет 40 000 рублей.

Мама начала заниматься предпринимательской деятельностью - салон красоты, ежемесячный среднестатистический доход которого составляет 85 000 рублей. Пенсия бабушки – 15800 рублей, второй бабушки 13200 рублей, пенсия дедушки – 13800 рублей. Семья сдает квартиру и получают доход – 25000 рублей в месяц. Семья проживает в центре города, в элитном доме, где оплата коммунальных услуг составляет 8000 рублей в месяц. Каждый из родителей имеет автомобиль, один из которых взят в кредит. Оплата кредита и текущие расходы по содержанию автомобилей составляют 27 000 рублей.

Родители определили дочь в колледж при университете с возможным бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 11200 рублей в месяц. На хозяйственно-бытовые нужды семья тратит 3000 рублей. Члены семьи часто ужинают в ресторане. В месяц на питание уходит 45 000 рублей. На все развлечения подросток тратит 4000 рублей. 4800 рублей в месяц на оплату сотовой связи уходит на всех членов семьи. В этом месяце бабушку отправили в санаторий, потратив на путевку 25 000 рублей.


Семейный бюджет

доходы

расходы





Итого 192800

Итого 171200

Профицитный бюджет (доход больше, чем расход)


- Какой тип бюджета, на ваш взгляд, самый лучший с экономической точки зрения? Почему? (Профицитный)

Профицитный бюджет – можно делать сбережения;

Дефицитный – семья берет в долг;

Сбалансированный – у семьи нет финансовой подушки безопасности.

Давайте вернемся к Задаче №1 и посмотрим, как можно исправить положение.

Хорошо, давайте вернемся к вопросу дохода граждан.

Слайд 5



t1665389243ae.gif


Слайд 6



t1665389243af.gif


Рабочий лист к уроку

Прожиточный минимум:

Правительством утвержден прожиточный минимум на 2022 год. Он составит 11950 рублей, для трудоспособного населения – 13 026 рублей, для детей – 11 592 рубля, а для пенсионеров – 10 277 рублей.

Субъект РФ

 Справочно

Прожиточный минимум
трудоспособного населения на 2022 год

Алтайский край

12276

Амурская область

16027

Владимирская область

13379

Волгоградская область

11861

Вологодская область

13931

Воронежская область

11724

Город Москва столица Российской Федерации город федерального значения

21371

Город Санкт-Петербург город федерального значения

14344,6

Город федерального значения Севастополь

13793

Иркутская область

14620

Костромская область

12755

Краснодарский край

13241

Красноярский край

15310

Курганская область

12966

Курская область

12000

Ленинградская область

13931

Липецкая область

11448

Магаданская область

24000

Московская область

16075

Мурманская область

22047

Новосибирская область

13925

Омская область

12322

Псковская область

13654

Республика Адыгея (Адыгея)

11861

Республика Алтай

12966

Какой прожиточный минимум в городе Братске?

для трудоспособного населения - 13 793 руб. для пенсионеров - 10 882 руб. для детей - 12 274 руб.


(В разных регионах прожиточный минимум разный, разный для разных категорий населения.)

Сдедующий элемент, который характеризует минимальную величину дохода, это потребительская корзина.


Слайд 7



t1665389243ag.gif


Рабочий лист к уроку.

Проанализируйте закон Иркутской области «О потребительской корзине»


Потребительская корзина:

Что входит в потребительскую корзину в России?


ЗАКОН
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 декабря 2018 года N 139-ОЗ
О потребительской корзине в Иркутской области

___________________________________________________________________


Статья 2

1. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения, проживающего в районах Крайнего Севера Иркутской области и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):






Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)



трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

157,2

122,7

96,0

Картофель

кг

70,3

60,0

70,5

Овощи и бахчевые

кг

112,6

99,0

113,1

Фрукты свежие

кг

65,0

50,0

125,3

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

26,2

25,2

26,4

Мясопродукты

кг

70,2

65,0

54,7

Рыбопродукты

кг

35,1

31,0

28,4

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

кг

252,8

217,6

360,3

Яйца

штук

260

220

226

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

15,8

12,0

7,9

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,1

3,5


2. Соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающего в районах Крайнего Севера Иркутской области и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в процентах):





Наименование

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Непродовольственные товары

60

60

60

Услуги

55

55

55



Учитель задает вопросы:


1. Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).


2. Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).


Данные потребительской корзины перечитываются несколько раз в год, а каждые пять лет пересматривается ее состав.


Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.

Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.


Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.



Доходы граждан определяют уровень жизни населения. Мы знаем, что общество делится на страты (слои), классы – богатые, бедные и средний класс.

Слайд 8


t1665389243ah.gif

запиши определения в тетрадь.


Слайд 9

Как определяют уровень жизни? По определенным стандартам или критериям.



t1665389243ai.gif


Слайд 10


t1665389243aj.gif


Обсуждение с учащимися.

Слайд 11




t1665389243ak.gif



Слайд 12 (самостоятельная работа учащихся)


t1665389243al.gif


Итак: причины неравенства доходов граждан:

Образование, наследство, трудолюбие, возраст, способности, здоровье, жизненные обстоятельства.





Как способности могут повлиять на доходы?

Учитель читает дополнительный материал.

Идея на миллион

Семья Мишеля Ферреро (Италия) сумела внушить миллионам потребителей, что за завтраком необходимо употреблять шоколад. В результате компания резко увеличила объем продаж шоколадного масла «Нутелла» и десятка других продуктов, содержащих шоколад.

Идея Ралфа Лорана (США) принесла ему 5 млрд долларов. Он взял простую рубашку полo, нанес на нее маленькую фигурку всадника на лошади и начал продавать за 50 долларов. Объем пропаж удивил даже видавших виды маркетологов. Люди видели в одежде Лорана воплощение американской мечты.

Тай Уорнер придумал выпускать плюшевые игрушки с разными милыми и забавными надписями. Причем некоторые виды выходили в ограниченном количестве, что резко подняло cпpoc на них среди коллекционеров. Идея принесла ему 5 млрд долларов

Генри Форд. Что придумал? Конвейр! В результате машины стали дешевле, стали пользоваться большим спросом. А Генри Форд стал богатым человеком.



Но, к сожалению, не все категории граждан могут достичь высоких доходов. Уязвимые группы населения:

-Родители-одиночки;

-Молодежь- не способная найти работу после окончания учебного заведения;

- безработные

- инвалиды

- мигранты

Как им быть? Тут на помощь приходит государство. Существуют экономические меры социальной поддержки населения.

Слайд 13



t1665389243am.gif



Итак, подведем итоги урока.

- Какие обществоведческие термины вы сегодня узнали на уроке?

- Что вас больше заинтересовало, какой вопрос?

- Задайте по одному вопросу одноклассникам по изученной сегодня теме. (Если позволяет время на уроке)

Записываем домашнее задание:

Прочитать параграф 24, ответить на вопросы стр. 207.

Найти материал и сравнить потребительскую корзину в России, США, Великобритании и Японии.



t1665389243an.gif

Рефлексия.

Ребята, уходя с урока, выберите смайлик.

Оранжевый- если вы сегодня узнали много нового, материал вас заинтересовал;

Зеленый – если у вас остались какие-либо вопросы;

Синий – вы не поняли материал





t1665389243ao.png



15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.