Урок по окружающему миру «Как трудились в старину» (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«КОНОШСКОЙ СШ ИМЕНИ Н.П.ЛАВЁРОВА» СТАРЦЕВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Как трудились в старину».
Цель:
-создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.
Задачи:
-Обобщить ранее полученные знания по теме “Труд славян”.
-Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”.
-Познакомить с трудом крестьян.
-Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.
Планируемые УУД:
-Коммуникативные:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
-Познавательные:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать окружающие предметы и их признаки;
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Личностные:
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть.
Этапы . | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Долгожданный дан звонок –
| Садятся. |
Подведение к теме урока. | Ребята, откройте учебники на странице 97. Сегодня мы начнём изучать новый раздел. Посмотрите на первую половину страницы. Давайте прочитаем, о чём мы узнаем в этом разделе? -о труде в городах и сёлах, -о помещиках и крепостных, -о ремёслах и ремесленниках, -о том, как появились фабрики и заводы. Хорошо, теперь давайте посмотрим на вторую половину страницы, и прочитаем, на какие вопросы мы должны ответить? -какие ремёсла были в России? -что такое мануфактура? -когда появился первый автомобиль? -как человек научился летать? Хорошо. | Зачитывают из учебника. |
Актуализация знаний.
Работа с пословицами. | Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Давайте попробуем определить тему урока, а для этого вам нужно соединить пословицы. На ватмане 3 половинки разделены. Представлены пословицы. Поле пахать – не вынешь и рыбки из пруда. Делу время – а лень портит. Без труда – не руками махать. Землю солнце красит, потехе час. Труд кормит, а человека труд. - Какой теме посвящены эти пословицы? - Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека. |
-соединяют пословицы.
-труду. -труд человека. |
Работа с определениями. | - Вспомним основные понятия: 1)Кого на Руси называют крестьянином? 2)Что такое орудия труда? Ребята, сегодня у нас урок необычный. В течение всего урока, вы будите работать группами, собирать информацию о: -женском труде, -о мужском труде, -о детском труде славян. Ребята, у вас на партах распечатаны таблицы. Труд мужчин, труд женщин и труд детей. Ваша задача заполнять эти графы по ходу урока ( первая группа заполняет труд мужчины, вторая труд женщины, а третья детский труд). Затем в объединитесь в группы и дополните то, чего у вас не хватает. Вы начнёте заполнять после моего рассказа, так что слушайте внимательно.
| |
Физкультминутка. | Карлики-великаны.
| |
Основная часть. Изучение нового материала.
1.труд в крестьянском хозяйстве.
2. первичное закрепление. | Ребята, давайте перевернём страницу и Прочитайте тему сегодняшнего урока. Какие задачи мы себе поставим?
-кратко рассказываю о труде в крестьянском хозяйстве. -рассмотрим рисунок на стр. 99. Читаем задание, отвечаем на вопрос. Хорошо, теперь давайте перевернём страницу и рассмотрим рис. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, существовало ли разделение труда на мужскую и женскую работу? -докажите свой ответ проанализировав иллюстрации. -ребята, скажите, какая обувь в старину была самая распространённая ? -Кто плёл лапти?
Ребята, давайте опять образуем группы. На каждую группу я выдала картину В.А. Малышева. «Славянский посёлок 8 века». Посмотрите, перед вами картина. Наша задача сегодня понять, как жили славяне, чем занимались, как одевались, где они жили и чем трудились. -что вы видите на картине? -А почему посёлок огорожён частоколом? (защита) -что вы видите рядом с посёлком?( лес, водоём) -что давало славянам такое соседство? -а на каких животных могли охотиться славяне? -а что человек делает на переднем плане? -посмотрите, какие орудия труда использовал человек для пашни? -ребята, а посмотрите на охотников? Чем они вооружены? -ребята, а посмотрите на ворота, что там происходит? -а это нам о чём говорит? -ребята, посмотрите, а что находиться на столбах ворот?( черепа) -а о чём это может свидетельствовать? ( славяне были язычниками) -а как вы думаете, чем занимались женщины в посёлке? -ребята, посмотрите на реку, что вы там видите? ( рыбаков) Итак, ребята, какие занятия славян вы можете назвать?
Ребята, давайте обратимся к доске и ещё раз посмотрим, на орудия труда и занятия славян.
Ребята, теперь давайте поработаем группами. Я вам выдала листы с кроссвордами. Ваша задача вписать нужные ответы. Проверка. А теперь давайте обратимся к странице 102 и прочитаем как трудились крестьянские дети. Не забывайте вписывать занятия в свои таблички. По абзацу. Следим. Работа с текстом. Ребята, расскажите, чем же занимались крестьянские дети? Как вы думаете, легко ли приходилось детям? Почему? Рассказываю про тяжёлый труд крестьян. Анализ картины на странице 107. Ребята, в течение урока вы заполняли графы. Давайте проверим что у нас получилось.
| -«что создавалось трудом крестьянина?» -как возникло на Руси земледелие? Какие растение выращивал крестьянин? Какими качествами обладал крестьянин-труженик?
-лапти. -мужчина.
-решают кроссворд. |
Закрепление изученного материала, творческая работа. | Ваша задача составить рассказ на основе полученных знаний о жизни крестьянина того времени. Вы можете использовать ваши таблички. | |
Домашнее задание. | Рабочая тетрадь. №40,41, 42, 44. | |
Итоги урока. | Какова была тема нашего урока? Какие задачи были поставлены? Достигли мы этих задач? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Урок окончен. Спасибо! | |
Игра «узнай чем я занимаюсь». | Ребята, я предлагаю вам изобразить виды деятельности славян. Я вызываю к доске одного ученика, говорю ему какое занятие он должен изобразить без слов, а ваша задача догадаться что это за занятие. Для девочки: шьёт, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц, качает младенца. Для мальчика: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью копья, с помощью лука, пашет землю. | |