Урок по окружающему миру «Как трудились в старину» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 24 September 2019 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«КОНОШСКОЙ СШ ИМЕНИ Н.П.ЛАВЁРОВА» СТАРЦЕВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА


Предмет: окружающий мир.

Тема: «Как трудились в старину».

Цель:

-создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.

Задачи:

-Обобщить ранее полученные знания по теме “Труд славян”.

-Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”.

-Познакомить с трудом крестьян.

-Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.

Планируемые УУД:

-Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

-Познавательные:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

называть и различать окружающие предметы и их признаки;

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

группировать различные предметы по заданному признаку.

Личностные:

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.


Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит



Литература: учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть.

Этапы .

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

Долгожданный дан звонок –


Начинается урок!

Садятся.

Подведение к теме урока.

Ребята, откройте учебники на странице 97. Сегодня мы начнём изучать новый раздел. Посмотрите на первую половину страницы. Давайте прочитаем, о чём мы узнаем в этом разделе?

-о труде в городах и сёлах,

-о помещиках и крепостных,

-о ремёслах и ремесленниках,

-о том, как появились фабрики и заводы.

Хорошо, теперь давайте посмотрим на вторую половину страницы, и прочитаем, на какие вопросы мы должны ответить?

-какие ремёсла были в России?

-что такое мануфактура?

-когда появился первый автомобиль?

-как человек научился летать?

Хорошо.

Зачитывают из учебника.

Актуализация знаний.



Работа с пословицами.

Ребята, посмотрите пожалуйста на доску.

Давайте попробуем определить тему урока, а для этого вам нужно соединить пословицы.

На ватмане 3 половинки разделены. Представлены пословицы.

Поле пахать – не вынешь и рыбки из пруда.

Делу время – а лень портит.

Без труда – не руками махать.

Землю солнце красит, потехе час.

Труд кормит, а человека труд.

- Какой теме посвящены эти пословицы?

- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.





-соединяют пословицы.




-труду.

-труд человека.

Работа с определениями.

- Вспомним основные понятия:

1)Кого на Руси называют крестьянином?

2)Что такое орудия труда?

Ребята, сегодня у нас урок необычный. В течение всего урока, вы будите работать группами, собирать информацию о:

-женском труде,

-о мужском труде,

-о детском труде славян.

Ребята, у вас на партах распечатаны таблицы.

Труд мужчин, труд женщин и труд детей. Ваша задача заполнять эти графы по ходу урока ( первая группа заполняет труд мужчины, вторая труд женщины, а третья детский труд). Затем в объединитесь в группы и дополните то, чего у вас не хватает. Вы начнёте заполнять после моего рассказа, так что слушайте внимательно.


Физкультминутка.

Карлики-великаны.



Основная часть.

Изучение нового материала.




1.труд в крестьянском хозяйстве.


2. первичное закрепление.

Ребята, давайте перевернём страницу и Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Какие задачи мы себе поставим?





-кратко рассказываю о труде в крестьянском хозяйстве.

-рассмотрим рисунок на стр. 99. Читаем задание, отвечаем на вопрос.

Хорошо, теперь давайте перевернём страницу и рассмотрим рис. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, существовало ли разделение труда на мужскую и женскую работу?

-докажите свой ответ проанализировав иллюстрации.

-ребята, скажите, какая обувь в старину была самая распространённая ?

-Кто плёл лапти?


Ребята, давайте опять образуем группы. На каждую группу я выдала картину В.А. Малышева. «Славянский посёлок 8 века».

Посмотрите, перед вами картина. Наша задача сегодня понять, как жили славяне, чем занимались, как одевались, где они жили и чем трудились.

-что вы видите на картине?

-А почему посёлок огорожён частоколом? (защита)

-что вы видите рядом с посёлком?( лес, водоём)

-что давало славянам такое соседство?

-а на каких животных могли охотиться славяне?

-а что человек делает на переднем плане?

-посмотрите, какие орудия труда использовал человек для пашни?

-ребята, а посмотрите на охотников? Чем они вооружены?

-ребята, а посмотрите на ворота, что там происходит?

-а это нам о чём говорит?

-ребята, посмотрите, а что находиться на столбах ворот?( черепа)

-а о чём это может свидетельствовать? ( славяне были язычниками)

-а как вы думаете, чем занимались женщины в посёлке?

-ребята, посмотрите на реку, что вы там видите? ( рыбаков)

Итак, ребята, какие занятия славян вы можете назвать?


Ребята, давайте обратимся к доске и ещё раз посмотрим, на орудия труда и занятия славян.


Ребята, теперь давайте поработаем группами. Я вам выдала листы с кроссвордами. Ваша задача вписать нужные ответы.

Проверка.

А теперь давайте обратимся к странице 102 и прочитаем как трудились крестьянские дети. Не забывайте вписывать занятия в свои таблички.

По абзацу. Следим.

Работа с текстом.

Ребята, расскажите, чем же занимались крестьянские дети?

Как вы думаете, легко ли приходилось детям?

Почему?

Рассказываю про тяжёлый труд крестьян.

Анализ картины на странице 107.

Ребята, в течение урока вы заполняли графы.

Давайте проверим что у нас получилось.



-«что создавалось трудом крестьянина?»

-как возникло на Руси земледелие? Какие растение выращивал крестьянин? Какими качествами обладал крестьянин-труженик?









-лапти.

-мужчина.






-решают кроссворд.

Закрепление изученного материала, творческая работа.

Ваша задача составить рассказ на основе полученных знаний о жизни крестьянина того времени. Вы можете использовать ваши таблички.


Домашнее задание.

Рабочая тетрадь. №40,41, 42, 44.


Итоги урока.

Какова была тема нашего урока?

Какие задачи были поставлены?

Достигли мы этих задач?

Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Урок окончен. Спасибо!


Игра «узнай чем я занимаюсь».

Ребята, я предлагаю вам изобразить виды деятельности славян. Я вызываю к доске одного ученика, говорю ему какое занятие он должен изобразить без слов, а ваша задача догадаться что это за занятие.

Для девочки: шьёт, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц, качает младенца.

Для мальчика: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью копья, с помощью лука, пашет землю.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.