Урок-путешествие для учащихся 5 класса «Древняя Индия. Страна между Гималаями и океаном»
Методическая разработка урока
для учащихся 5-х классов
Тема урока
«Древняя Индия.
Страна между Гималаями и океаном»
Урок - путешествие
Подготовила Резниченко Т. Е.
учитель истории
2020 год
Тема: «Древняя Индия. Страна между Гималаями и океаном»
Урок - путешествие
Цели урока:
Формирование представлений учащихся о географическом положении, природе Древней Индии, о древнейших городах Индии, об основных занятиях ее жителей, о религиозных верованиях индийцев периода индской и ведийской цивилизаций.
Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора, творческого мышления учащихся.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
Задачи урока:
Развитие и закрепление умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, обобщения.
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Воспитание интереса к истории, мотивации к учению.
Ожидаемые результаты:
Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.
Расширение кругозора, увеличение объема знаний и умений, побуждение к самостоятельному изучению истории и культуры Индии, развитие желания изучать историю Древнего мира.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Структура урока:
Организационный этап.
Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы, плана, целей и задач урока.
Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся.
Осмысление новых знаний и умений.
Подведение итогов урока.
Инструктаж по домашнему заданию.
Тип урока: урок изучения нового материала; урок - путешествие
Оборудование:
Учебник: Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 17-е изд. – М .: Просвещение, 2010. – 287 с.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация «Виртуальная экскурсия по Индии»
Отрывки документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека»; схема «Индия. Путеводитель» для работы в группах; приложение «Природа Индии»; схема «Цивилизации Индии» (приложения 1-3).
Историческая карта «Древняя Индия»
Видеоролики: «Природа и люди Древней Индии»
«Природа джунглей»
Понятия и термины: Инд, Ганг, цивилизация, джунгли, арии, веды
Ход урока:
I. Организационный этап
Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места.
II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся
Учитель: Ребята, в пятом классе на уроках истории вы узнали много нового, интересного о жизни древних народов, о первых государствах. Сегодня мы познакомимся с еще одной удивительной страной Древнего мира. В ходе нашего урока мы будем отвечать на вопросы, и получать звездочки. Чем больше звезд окажется у вас, тем лучше вы запомнили материал и выучили новый. Итак, начнем.
Давайте вспомним, о каких цивилизациях (развитых обществах) вы узнали на предыдущих уроках? (слайд № 2)
(Цивилизации Египта, Двуречья; о финикийцах, ассирийцах, скифах, киммерийцах).
Давайте перечислим, с чем у вас ассоциируются древние государства и народы?
1. «Ассоциативный куст»: Египет (Нил, фараон, пирамиды)
Финикийцы (алфавит, пиратство)
Скифы (пектораль, войны)
Учитель: Как замечательно получается вспоминать пройденный материал. Давайте разгадаем исторические загадки и еще раз пролистаем страницы истории древних государств.
2.Подумай! Историческая задача.
1. В Двуречье в древности богатые люди указывали в своём завещании среди прочего имущества предметы из дерева – кровать, дверь. С чем это связано?
2. Египтяне пели Нилу хвалебные песни. В одной из них сказано: «Если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут». С чем это связано?
3. На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». Такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? (слайд № 3)
Ответы:
1. На землях Древнего Двуречья не было лесов, поэтому позволить себе деревянные изделия могли лишь цари и их приближенные.
2. Нил был жизнью и источником пропитания для всех египтян. Каждый год в июле начинался разлив Нила. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Благодаря высоким урожаям земля могла прокормить многочисленный народ.
3. Папирус – писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее – на всём пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение. Египтяне брали его стебли, снимали кожицу и выпрямляли растение. Затем такие полоски складывали крест-накрест, склеивали, спрессовывая, и сушили. Получался отличный материал для письма.
Учитель: Изучая историю древних народов, мы совершаем виртуальные путешествия по различным странам. Сегодня мы продолжим свое удивительное путешествие по странам Древнего мира.
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько атлас (учебник)
III. Мотивация учебной деятельности:
Учитель: Однажды в мои руки попал старый календарь, на обратной стороне которого я увидела карту удивительной, красивой страны. Ее называют родиной шахмат. Впервые именно в этой стране появились арифметические числа, которыми сегодня мы привычно пользуемся. В лесах этой красавицы-страны невозможно пройти из-за зеленых ветвей различных деревьев, что переплетаются под ногами и свисают над головами. А в тени растений жадно пьют воду слоны, и раздается на весь лес дикий рев тигров. А еще существует легенда, которая повествует о том, что мальчик Маугли жил в этой стране.
Это не гор гималайских величье,
Это живое богатство людей,
Это не полноводие Ганга и Инда,
А вековые потоки великих идей.
Это не только пещеры и джунгли,
А человеческих душ трудолюбье и мощь,
Не раскалённая высь над пустыней,
А животворное солнце над зеленью рощ…(слайд № 4)
Учитель: Как вы думаете, о какой стране идет речь?
Учащийся: Речь идет об Индии. (слайд № 5)
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное и незабываемое путешествие в Древнюю Индию. Что необходимо человеку, чтобы отправиться в путешествие в чужую страну? Отправляясь в путешествие, люди берут много различных вещей. И обязательно они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий
(заполнение путеводителя в группах)
Постановка проблемного вопроса:
- Древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной. Почему? (слайд № 6)
К концу путешествия мы постараемся ответить на этот вопрос.
IV. Объявление темы, плана, целей и задач урока:
Учитель: - Записываем тему, план урока в тетрадь (слайды № 7)
План урока:
1. Местоположение Древней Индии.
2. Природные условия Индии.
3. Занятия индийцев.
4. Цивилизации Древней Индии.
5. Древнейшие города Индии.
V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся
Слово учителя: Виртуальная экскурсия по Индии (работа с картой); использование видеоролика «Природа и люди Древней Индии» (слайд № 8).
Чтобы путешествие выдалось успешным, прежде всего, необходимо определиться, где находится Индия. Давайте возьмем карту и определим местонахождение Индии. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан (слайд № 9) . Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг (слайд № 10). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Работа с документом:
А сейчас мы в парах поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека» (на парте лежит текст документа)
«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями» (слайд № 11)
Учитель: О чем мы узнали из этого отрывка?
Учащийся: В Индии есть горы, деревья, которые приносят плоды.
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма – «поднебесное жилище богов»). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи защищают Индию от холодных ветров с севера (слайды № 12,13)
Работа с документом:
«Индия никогда, говорят, не знала голода … Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой – летний» (слайд № 14)
Учитель: Что мы узнали о климате Индии?
Учащийся: Там идут дожди.
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями (слайды № 15 - 19)
Работа с понятием: джунгли – это непроходимые тропические леса.
Учитель: Джунгли не похожи на леса, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности. Здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Нужно отметить, если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота.
- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?
дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы (работа с приложением по группам).
Учитель: Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.
Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата».
- Какие животные встречаются в джунглях?
В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …
Итак, в джунглях водится множество зверей и птиц. Здесь живут тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: «Угощайтесь, но нас не трогайте».
В Индии живут огромные серые животные с длинным хоботом и ушами – слоны. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях – воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Слон – священное животное у индийцев.
Блиц – опрос (составление путеводителя)
Как называется полуостров, на котором расположена Индия?
Ответ: Полуостров Индостан.
Какой океан и какое море разлилось вокруг этого полуострова, омывая его берега?
Ответ: Это Индийский океан и Аравийское море.
Горы, расположенные на севере Индии называются ….?
Ответ: Горы Гималаи – самые высокие горы в мире.
На территории Индии протекают полноводные реки. Как они называются?
Ответ: Это реки Инд и Ганг.
Физкультминутка. Использование видеоролика «Природа джунглей» (слайд № 20)
Учитель: Мы с вами активно работали, и очень устали. Поря отдохнуть и размять мышцы. Приглашаю всех прогуляться по джунглям и ощутить небывалую красоту Индии, услышать мелодию ее птиц, почувствовать стук сердца ее животных.
Повторяйте за мной движения:
1) Мы с вами очутились в джунглях. Сумерки. Ничего не видим, кроме загадочного темно-зеленого пространства. Зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз).
2) Следуем по тропинке (ходьба на месте), высоко поднимая ноги, чтобы незадеть мелких животных, мелькающих под ногами. Вдруг увидим змею? (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Где-то слышен крик. Мы увидели яркую птицу слева, справа – обезьяну с детенышем. (поворот головы влево-вправо).
4) Впереди замелькали разноцветные краски. Это восхитительные цветы Индии. Но не трогаем их, а лишь смотрим. Вдруг они ядовиты? (вытягивая шею вперед).
5) Осторожно раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6) Вышли из джунглей, увидели сверкающее солнце, улыбнулись и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: - Каким образом особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?
Учащиеся: Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия. Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле. Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.
- Какие общие черты в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии можно выделить?
(Жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат).
Работа с понятием: цивилизация – уровень развития общества.
(слайд № 21)
Признаками цивилизации являются:
- города; - торговля; - культура
В Древней Индии существовали две цивилизации:
Индская и ведийская, связанные с освоением долины Инда и Ганга.
Индская цивилизация развивалась в долине реки Инд (V тысяч л.н.)
(работа со схемой, запись в тетради)
Учитель: Чем занимались жители Древней Индии?
Видеоролик «Природа и люди Древней Индии» (слайд № 22).
Работа с документом. Ознакомившись с отрывком из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека». Вы сможете определить основные занятия индийцев. Запишите их в тетрадь.
«Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Зимний, когда сеют пшеницу, и летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев» (слайд № 24-31).
Земледелие – одно из основных занятий древних индийцев. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо, много бобовых культур.
Спустя время они стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец (слайды №д 16).
Скотоводство – также основное занятие древних индийцев. Особенно почитали индийцы корову. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. Поскольку корова считалась священным животным, ее мяса никогда не ели. Тот, кто убивал корову, считался преступником (слайды № 32-33).
Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к V тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли города с высокой культурой. Люди в Древней Индии строили города, (ремесло), в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, а это значит, что люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли (слайд № 34).
Работа с документом и учебником (стр. 98). - О каких городах идет речь?
Описание древнейшего города Индии.
«В долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, который местные жители называли «Холм мёртвых». Перед глазами учёных предстала удивительная «картина: под землёй скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах – золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игрушки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом большом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его накинута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь. Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около четырёх тысяч лет тому назад».
Древнейшие города: Мохенджо – Даро и Хараппа (слайд № 35)
Учитель: Ведийская цивилизация связана с приходом в Индию племен ариев, поселением в долине Ганга (две тысячи л.т.) (работа со схемой).
Работа с понятиями: арии – это племена, которые пришли в Индию во втором тыс. до н.э. Веды – это священные книги ариев. Ригведа – древняя ведийская книга.
Тысячу лет в Индии арии осваивали долину речки Ганг, вырубая джунгли, строили города и села. Этот период в истории Индии и называется ведийским.
VI. Осмысление новых знаний и умений:
Заполнение путеводителя (прилагается)
Решение проблемного вопроса. Метод «Микрофон»
- Древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной. Почему?
VII. Подведение итогов урока (слайд № 36):
1) Блиц-викторина «Историческая эстафета» (слайд № 37)
- На каком полуострове находится Индия?
- Назови две реки, протекающие по её территории.
- Что вы запомнили о Гималаях?
- Какое изобретение индийцев иностранцы называли «белой шерстью»?
- Как назывался древнейший город Индии, найденный археологами?
- Какие племена, жившие в Индии, называли себя «благородными людьми»?
- Как назывались тропические леса, покрывавшие долину Ганга?
- Кого из животных можно встретить в джунглях?
- Земледелие являлось основным занятием индийцев, а что они выращивали?
2) Выставление оценок за работу на уроке: подсчет звездочек, полученных во время урока.
VIII. Инструктаж по домашнему заданию:
1) Проработать страницы учебника 95-98; выучить понятия.
2) Подготовить дополнительный материал о религии жителей Древней Индии.
Приложение 1
Схема «Индия. Путеводитель»
Приложение 2
«Природа Индии»
Презентация. Древняя Индия. Страна между Гималаями и океаном
PPT / 45.55 Мб
Приложение 3