Урок биологии в 5 классе по теме «Не станет ли Земля пустыней»
Данный материал нигде ранее не публиковался. В уроке используются авторские разработки и технологические приемы.
Технологический прием Кинозал. Шаблон интерактивного кроссворда. Четыре рисунка из фона. Выводы. Собери пазл.
Конспект урока
Lebedev_SN_Konspekt_uroka_ВБ-30 Не станет ли Земля пустыней?
DOCX / 133.41 Кб
Презентация для урока
Lebedev_SN_pril1_ВБ-30 Не станет ли Земля пустынейPPTX / 9.94 Мб
Особенность используемой на уроке презентации заключается в том, что в Заметках к слайдам находится материал, который учитель проговаривает во время демонстрации слайдов и некоторые методические рекомендации. При показе следует использовать Режим докладчика (Мастер-класс «Этап 6. Режим докладчика» и Презентация «Советы дедушки ГуРу 7»). Презентация создана с использованием Произвольных показов (Мастер-класс «Советы дедушки ГуРу 08 «Произвольный показ»»)
Пояснительная запискаОтличительной особенностью разработанного мною урока по предмету биология на тему «Станет ли земля пустыней?» является использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). Типология ЦОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы обучающихся с ТНР и НОДА, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Цифровые образовательные ресурсы использовались мною в нескольких формах: коммуникативность, интерактив и мультимедиа. В качестве мультимедиа выступила авторская презентация. Особенность используемой на уроке презентации заключается в том, что в Заметках к слайдам находится материал, который учитель проговаривает во время демонстрации слайдов. При демонстрации слайдов использовался «Режим докладчика», что обеспечивает полноценный показ слайдов с использованием всех имеющихся в PowerPoint возможностей.
Разработанный урок соответствует ФГОС ООО, так как в его структуре прослеживается использование учителем современных образовательных технологий, одной из которых является технология критического мышления и здоровьесберегающие технологии. Всем известно, что ТКМ включает в себя ряд приёмов, которые позволяют обеспечить активизацию всех видов мышления ребёнка с ОВЗ. Среди приёмов ТКМ были успешно реализованы такие приёмы как: ассоциация, кластер и мозговой штурм на различных этапах урока.
Использование современных технологий в процессе реализации урока позволило учителю решить задачи:
- создать оптимальные условия для успешного усвоения программного материала по теме урока;
- поддержать интерес к изучаемой теме на каждом этапе урока;
- проследить уровень мотивации обучающихся с ОВЗ к изучаемой теме.
Предмет: Биология
Тема урока: Не станет ли Земля пустыней?
Класс: 5 класс
Тип урока: Открытие новых знаний
Продолжительность урока: 40 минут
Учебно-методическое обеспечение:УМК: Н. И. Сонин; Биология; Концентрический курс.
Учебник: Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. — М. : Дрофа, 2015
Цель урока: Формирование понимания о влияния человека на природу, приводящее к опустыниванию, как экологической проблеме.
Предметные результаты: Обучающиеся получат представление о механизме возникновения пустынных территорий, о хозяйственной деятельности человека, которая приводит к опустыниванию.
Метапредметные и личностные результатыЛичностные результаты:
- Способствовать мотивации у школьников учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
- Формировать умения адекватно реагировать на трудности и не бояться допустить ошибку.
Познавательные УУД:
- Развивать умение определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы.
- Формировать способность анализировать ход и способ решения проблем исходя из ситуации.
Коммуникативные УУД:
- Развивать готовность учащегося получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, выдвигать гипотезы.
- Активно работать в группе.
- Развивать навыки сотрудничества.
Регулятивные УУД:
- Развивать умения планировать и регулировать учебную деятельность, навыки самооценки и самоконтроля, соотносить свои действия с планируемыми результатами
Дидактические средства: бланки кроссворда, стикеры с темами рефератов, бланк «Алгоритм «Как составить кластер», бланки для выполнения упражнения «Пальчики» на этапе «Рефлексия», раздаточные буклеты – памятки «Как написать реферат».
Оборудование: Компьютер учителя, проектор, компьютеры ученика, для практической работы Собери пазл (по числу групп), авторская презентация (Lebedev_SN_pril1_ВБ-30 Не станет ли Земля пустыней).
Ход урокаЗдравствуйте, дети, самые талантливые и умные на свете!
-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверьте готовность:
-Всё ли в порядке: на месте ли ручки?
-Учебники, тетрадки?
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-А какое у Вас настроение?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Актуализация знаний. Целеполагание (10 минут)Работа с презентацией (слайды 2, 3, 4)
А) Просмотр видеосюжетаВидео для презентации
MP4 / 3.46 Мб
«Мозговой штурм»
-О чем был видеосюжет?
Дети: Репортаж о планетах.
- О каких планетах идёт речь?
- Что говорит ведущая о планете Земля?
- В чём заключается отличительная особенность планеты Земля от других планет? (Предполагаемый ответ детей: только на Земле есть условия для жизни человека).
- Что нужно сделать, чтобы жизнь осталась на планете Земля?
(Предполагаемый ответ детей: чтобы жизнь осталась на планете, мы должны сохранить все эти жизнеобеспечивающие условия)
- Как вы думаете, что может препятствовать созданию условия, чтобы обеспечить жизнь на Земле? (Ответ: экологические проблемы)
- А какие экологические проблемы Вам известны? (перечисляют)
Сегодня мы познакомимся с ещё одной экологической проблемой, которая грозит жизни на Земле.
Б) Решение кроссворда.- Перед Вами кроссворд. Если вы решите кроссворд, то узнаете ключевое слово темы нашего урока, значение которого своего рода тоже является одной из экологических проблем на планете Земля. Это слово зашифровано по горизонтали.
Вопросы к кроссворду:
- Наиболее известное из уничтоженных человеком животных дикая лошадь … . (Тарпан)
- Современные люди относятся к виду Человек … (Разумный)
- В настоящее время на территории нашей страны полностью восстановлена численность … (Лось)
- Уссурийский … находится под угрозой исчезновения. (Тигр)
- Озоновые … образуются в местах, где истончается озоновый слой Земли. (Дыры)
- Для разведения отдельных видов растений создают специальные … (Питомники)
- Одна из причин исчезновения животных: прямое истребление организмов (например, рыбная …). (Ловля)
Первый вариант. Работа с третьим слайдом презентации.
Второй вариант. Решение он-лайн кроссворда учащимися индивидуально.
Какое слово зашифровано по горизонтали? (пустыня)
Формулировка темы и постановка цели урока.
Итак, тема нашего урока: «Не станет ли Земля пустыней?»
Сегодня на уроке мы ставим цель: выяснить влияние человека на природу, приводящее к опустыниванию, как экологической проблеме.
В) Словарная работаРабота со значением слова «пустыня» (слайд 5).
- Чтобы понять значение слова «пустыня», разберём это слово по составу:
Части слова «пустыня»: пуст/ын/я
Состав слова:
пуст — корень,
ын — суффикс,
я — окончание,
пустын — основа слова.
Однокоренные слова: Пусто; Опустеть; Опустынивание, Опустошение; Пустота; Пустынно.
Прочитаем определение понятий:
Если заглянуть в словарь Ушакова, то можно прочитать значение слова «Пустыня»
Пустыня- обширное, необитаемое пространство земли со скудной растительностью или вовсе лишенное растительности.
А если заглянем в словарь экологических терминов, то прочитаем значение слова «опустынивание».
Опустынивание - расширение площади пустынь за счет сопредельных территорий. О. происходит в результате как естественных причин (см. Аридизация), так и в результате антропогенных воздействий на природу (сведение в сопредельных с пустынями регионах древесной растительности, уничтожение травянистой растительности, напр., в результате перевыпаса). По данным, общая площадь земель России, подверженных процессам О. или потенциально опасных в этом отношении, составляет более 100 млн.га (Поволжье, Предкавказье, Закавказье и др. регионы).
3.Изучение нового (9 минут)Работа с презентацией (слайд 6).
Ребята, чтобы лучше сформировать Ваше представление о пустынях, предлагаю посмотреть фильм под названием «Пустыни».
Демонстрация Фильма «Опустынивание Земель» (https://youtu.be/rX1J5GBhYnI )
Видео для презентации
Рассказ учителя:
Всего пустыни занимают более 16,5 миллионов квадратных километров, около 11 % поверхности суши.
Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.
Сахара — крупнейшая жаркая пустыня на Земле. Расположена на севере Африканского континента. Имеет площадь около 8,6 квадратных километров, что составляет около 30% площади Африки.
Большая часть пустынь и полупустынь нашей страны расположена на территории Прикаспийской низменности в Астраханской области и Калмыкии. Пустыни и полупустыни России отличаются суровыми климатическими условиями.
Это когда-то были плодородные земли с богатым животным и растительным миром. Здешние пастбища веками кормили отары овец. Люди знали: слой плодородной почвы тут очень тонкий, а под ним — песок. Поэтому землю здесь нельзя пахать. А скота не должно быть слишком много.
4.Валеологическая пауза (3 минуты)Работа с презентацией (слайд 7)
- Ребята, информации было очень много для усвоения, поэтому предлагаю отдохнуть.
Приём «Ассоциации».
Представьте, что вы очутились в пустыне. Я буду произносить фразы, а Вы должны продемонстрировать свои ассоциации с помощью движения, пантомимы. Произносить слова, ассоциирующие со словами нельзя.
Фразы учителя:
Черные земли;
Бегут овцы;
Едет трактор;
Дует ветер;
Летит песок;
Глаза закрываются и открываются;
Качаются растения;
Опустынивание.
5.Практическая работа (7 минута)Работа с презентацией (слайд 8)
Организация беседы:- Как вы считаете, является ли опустынивание общей экологической проблемой всего человечества?
- Как вы думаете, какие причины могут привести к опустыниванию всей Планеты Земля?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём исследование на примере Чёрных земель.
- Ребята, я предлагаю Вам провести некоторые расчеты и сделать анализ хозяйственные деятельности человека в конце прошлого века. На территории черных земель.
Сейчас Вы разделитесь на четыре группы и выполните задания.
Работа в группах1 группа
Ответьте на вопрос 5 Параграф 30 на странице 145.
В начале 70-х гг. XX в. в одном из районов Чёрных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы.
Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?
2 группа
Ответьте на вопрос 6 Параграф 30 на странице 145.
По расчётам учёных, пастбища Чёрных земель в середине 80-х гг. XX в. могли прокормить не более 750 тыс. овец. Но на деле здесь содержали более 1 млн 500 тыс. овец. Дайте приблизительную оценку: во сколько раз были перегружены пастбища
Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?
3 группа
Соберите пазл Распашка земель.
Проанализируйте полученное изображение и текст учебник параграф 30 страница 144.
Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?
4 группа
Соберите пазл Овцеводческие пастбища.
Проанализируйте полученное изображение и текст учебник параграф 30 страница 144.
Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?
Вывод:Работа с презентацией (слайд 9)
Разобравшись в причинах опустынивания, мы можем предположить, как его остановить или хотя бы замедлить.
1. Нужно прекратить распашку земель в районах, подвергающихся опустыниванию.
2. Нужно навести порядок в животноводстве. Содержать столько овец, сколько могут прокормить сохранившиеся пастбища. Так перегонять животных, чтобы часть года пастбища отдыхали.
3. Нужно сеять травы и сажать леса, чтобы появился защищающий почву растительный покров.
6.Подведение итогов. Рефлексивно – оценочный этап. (7 минута)Работа с презентацией (слайд 10)
Подведение итогов- Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому наступило время подвести итоги. Для этого ответим на вопросы:
1. Что нового узнали на уроке?
2. Чему учились на уроке?
Чтобы проверить, в какой степени вы усвоили основные понятия по теме урока, я предлагаю выполнить задание: составить кластер к слову «Опустынивание». Для этого воспользуемся алгоритмом.
Алгоритм составления кластера с понятием «пустыня».
1. Определить и записать ключевое слово
2. Вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы.
3. Соединить векторными линиями с ключевым понятием
Начнем составлять кластер вместе, а завершите его самостоятельно, работая в паре.
Образец кластера по теме урока
Молодцы!
7.Домашнее задание (1 минута)А теперь запишем домашнее задание.
Домашнее задание:
- § 30 ответить на вопросы 1,2 (письменно), 3,4(устно), 7 (дополнительно).
- Для тех, кто хочет получить оценку «5»: написать реферат по выбранной теме (Темы см. в Приложении «Стикер»).
Стикер темы рефератов
DOCX / 2.74 Мб
Буклет Как написать реферат
DOCX / 2.67 Мб
8. Рефлексия Приём «Пятерочка» (2 минуты)
Работа с презентацией (слайд 11)
У вас на столах чистые листы бумаги.
Рефлексия Пятерочка
DOCX / 2.45 Мб
Обведите кисть своей руки и нарисуйте кольцо на одном пальце. Каждый палец выражает впечатление об уроке.
- Большой палец – мне было интересно, получил важную информацию; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
- Средний – для меня было недостаточно времени;
- Безымянный палец – мое настроение улучшилось;
- Мизинец – у меня есть предложения.
Покажите ваши рисунки.
Черепанцева Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дедушка ГуРу
Панагушина Елена Аркадьевна
Пользователь удален
Дедушка ГуРу
Кадырова Ольга Игоревна
Дедушка ГуРу
Пользователь удален
Алина Яковлевна Корогод
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Латышева Надежда Леонидовна
Дедушка ГуРу
Пользователь удален
Алина Яковлевна Корогод
Алина Яковлевна Корогод
Трушина Светлана Юрьевна
Львова Светлана Алексеевна
Грибанова Ирина Эдуардовна