12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дедушка ГуРу7522
Лебедев Сергей Николаевич
Россия, Костромская обл., Кострома
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Данный материал нигде ранее не публиковался. В уроке используются авторские разработки и технологические приемы.

Технологический прием Кинозал. Шаблон интерактивного кроссворда. Четыре рисунка из фона. Выводы. Собери пазл.

Конспект урока


Lebedev_SN_Konspekt_uroka_ВБ-30 Не станет ли Земля пустыней?
DOCX / 133.41 Кб

Презентация для урока

Lebedev_SN_pril1_ВБ-30 Не станет ли Земля пустыней
PPTX / 9.94 Мб

Особенность используемой на уроке презентации заключается в том, что в Заметках к слайдам находится материал, который учитель проговаривает во время демонстрации слайдов и некоторые методические рекомендации. При показе следует использовать Режим докладчика (Мастер-класс «Этап 6. Режим докладчика» и Презентация «Советы дедушки ГуРу 7»). Презентация создана с использованием Произвольных показов (Мастер-класс «Советы дедушки ГуРу 08 «Произвольный показ»»

Пояснительная записка

Отличительной особенностью разработанного мною урока по предмету биология на тему «Станет ли земля пустыней?» является использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). Типология ЦОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы обучающихся с ТНР и НОДА, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Цифровые образовательные ресурсы использовались мною в нескольких формах: коммуникативность, интерактив и мультимедиа. В качестве мультимедиа выступила авторская презентация. Особенность используемой на уроке презентации заключается в том, что в Заметках к слайдам находится материал, который учитель проговаривает во время демонстрации слайдов. При демонстрации слайдов использовался «Режим докладчика», что обеспечивает полноценный показ слайдов с использованием всех имеющихся в PowerPoint возможностей.

Разработанный урок соответствует ФГОС ООО, так как в его структуре прослеживается использование учителем современных образовательных технологий, одной из которых является технология критического мышления и здоровьесберегающие технологии. Всем известно, что ТКМ включает в себя ряд приёмов, которые позволяют обеспечить активизацию всех видов мышления ребёнка с ОВЗ. Среди приёмов ТКМ были успешно реализованы такие приёмы как: ассоциация, кластер и мозговой штурм на различных этапах урока.

Использование современных технологий в процессе реализации урока позволило учителю решить задачи:

  • создать оптимальные условия для успешного усвоения программного материала по теме урока;
  • поддержать интерес к изучаемой теме на каждом этапе урока;
  • проследить уровень мотивации обучающихся с ОВЗ к изучаемой теме.

Предмет: Биология

Тема урока: Не станет ли Земля пустыней?

Класс: 5 класс

Тип урока: Открытие новых знаний

Продолжительность урока: 40 минут

Учебно-методическое обеспечение:

УМК: Н. И. Сонин; Биология; Концентрический курс.

Учебник: Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. — М. : Дрофа, 2015

Цель урока: Формирование понимания о влияния человека на природу, приводящее к опустыниванию, как экологической проблеме.

Предметные результаты: Обучающиеся получат представление о механизме возникновения пустынных территорий, о хозяйственной деятельности человека, которая приводит к опустыниванию.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные результаты:

  • Способствовать мотивации у школьников учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
  • Формировать умения адекватно реагировать на трудности и не бояться допустить ошибку.

Познавательные УУД:

  • Развивать умение определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы.
  • Формировать способность анализировать ход и способ решения проблем исходя из ситуации.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать готовность учащегося получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, выдвигать гипотезы.
  • Активно работать в группе.
  • Развивать навыки сотрудничества.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умения планировать и регулировать учебную деятельность, навыки самооценки и самоконтроля, соотносить свои действия с планируемыми результатами

Дидактические средства: бланки кроссворда, стикеры с темами рефератов, бланк «Алгоритм «Как составить кластер», бланки для выполнения упражнения «Пальчики» на этапе «Рефлексия», раздаточные буклеты – памятки «Как написать реферат».

Оборудование: Компьютер учителя, проектор, компьютеры ученика, для практической работы Собери пазл (по числу групп), авторская презентация (Lebedev_SN_pril1_ВБ-30 Не станет ли Земля пустыней).

Ход урока
1.Организационный момент  (1 минута)

Здравствуйте, дети, самые талантливые и умные на свете!

-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Проверьте готовность:

-Всё ли в порядке: на месте ли ручки?

-Учебники, тетрадки?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-А какое у Вас настроение?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

2.Актуализация знаний. Целеполагание  (10 минут)

Работа с презентацией (слайды 2, 3, 4)

А) Просмотр видеосюжета

Видео для презентации

Начальный кадр видео фрагмента
media1
MP4 / 3.46 Мб

«Мозговой штурм»

-О чем был видеосюжет?

Дети: Репортаж о планетах.

- О каких планетах идёт речь?

- Что говорит ведущая о планете Земля?

- В чём заключается отличительная особенность планеты Земля от других планет? (Предполагаемый ответ детей: только на Земле есть условия для жизни человека).

- Что нужно сделать, чтобы жизнь осталась на планете Земля?

(Предполагаемый ответ детей: чтобы жизнь осталась на планете, мы должны сохранить все эти жизнеобеспечивающие условия)

- Как вы думаете, что может препятствовать созданию условия, чтобы обеспечить жизнь на Земле? (Ответ: экологические проблемы)

- А какие экологические проблемы Вам известны? (перечисляют)

Сегодня мы познакомимся с ещё одной экологической проблемой, которая грозит жизни на Земле.

Б) Решение кроссворда.

- Перед Вами кроссворд. Если вы решите кроссворд, то узнаете ключевое слово темы нашего урока, значение которого своего рода тоже является одной из экологических проблем на планете Земля. Это слово зашифровано по горизонтали.

Вопросы к кроссворду:

- Наиболее известное из уничтоженных человеком животных дикая лошадь … . (Тарпан)

- Современные люди относятся к виду Человек … (Разумный)

- В настоящее время на территории нашей страны полностью восстановлена численность … (Лось)

- Уссурийский … находится под угрозой исчезновения. (Тигр)

- Озоновые … образуются в местах, где истончается озоновый слой Земли. (Дыры)

- Для разведения отдельных видов растений создают специальные … (Питомники)

- Одна из причин исчезновения животных: прямое истребление организмов (например, рыбная …). (Ловля)

Первый вариант. Работа с третьим слайдом презентации.

Слайд 3 презентации.

Второй вариант. Решение он-лайн кроссворда учащимися индивидуально.



Какое слово зашифровано по горизонтали? (пустыня)

Формулировка темы и постановка цели урока.

Итак, тема нашего урока: «Не станет ли Земля пустыней?»

Сегодня на уроке мы ставим цель: выяснить влияние человека на природу, приводящее к опустыниванию, как экологической проблеме.

В) Словарная работа

Работа со значением слова «пустыня» (слайд 5).

- Чтобы понять значение слова «пустыня», разберём это слово по составу:

Части слова «пустыня»: пуст/ын/я

Состав слова:

пуст — корень,

ын — суффикс,

я — окончание,

пустын — основа слова.

Однокоренные слова: Пусто; Опустеть; Опустынивание, Опустошение; Пустота; Пустынно.

Прочитаем определение понятий:

Если заглянуть в словарь Ушакова, то можно прочитать значение слова «Пустыня»

Пустыня- обширное, необитаемое пространство земли со скудной растительностью или вовсе лишенное растительности.

А если заглянем в словарь экологических терминов, то прочитаем значение слова «опустынивание».

Опустынивание - расширение площади пустынь за счет сопредельных территорий. О. происходит в результате как естественных причин (см. Аридизация), так и в результате антропогенных воздействий на природу (сведение в сопредельных с пустынями регионах древесной растительности, уничтожение травянистой растительности, напр., в результате перевыпаса). По данным, общая площадь земель России, подверженных процессам О. или потенциально опасных в этом отношении, составляет более 100 млн.га (Поволжье, Предкавказье, Закавказье и др. регионы).

3.Изучение нового  (9 минут)

Работа с презентацией (слайд 6).

Ребята, чтобы лучше сформировать Ваше представление о пустынях, предлагаю посмотреть фильм под названием «Пустыни».

Демонстрация Фильма «Опустынивание Земель» (https://youtu.be/rX1J5GBhYnI )

Видео для презентации



Рассказ учителя:

Всего пустыни занимают более 16,5 миллионов квадратных километров, около 11 % поверхности суши.

Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.

Сахара — крупнейшая жаркая пустыня на Земле. Расположена на севере Африканского континента. Имеет площадь около 8,6 квадратных километров, что составляет около 30% площади Африки.

Большая часть пустынь и полупустынь нашей страны расположена на территории Прикаспийской низменности в Астраханской области и Калмыкии. Пустыни и полупустыни России отличаются суровыми климатическими условиями.

Это когда-то были плодородные земли с богатым животным и растительным миром. Здешние пастбища веками кормили отары овец. Люди знали: слой плодородной почвы тут очень тонкий, а под ним — песок. Поэтому землю здесь нельзя пахать. А скота не должно быть слишком много.

4.Валеологическая пауза (3 минуты)

Работа с презентацией (слайд 7)

- Ребята, информации было очень много для усвоения, поэтому предлагаю отдохнуть.

Приём «Ассоциации».

Представьте, что вы очутились в пустыне. Я буду произносить фразы, а Вы должны продемонстрировать свои ассоциации с помощью движения, пантомимы. Произносить слова, ассоциирующие со словами нельзя.

Фразы учителя:

Черные земли;

Бегут овцы;

Едет трактор;

Дует ветер;

Летит песок;

Глаза закрываются и открываются;

Качаются растения;

Опустынивание.

5.Практическая работа  (7 минута)

Работа с презентацией (слайд 8)

Организация беседы:

- Как вы считаете, является ли опустынивание общей экологической проблемой всего человечества?

- Как вы думаете, какие причины могут привести к опустыниванию всей Планеты Земля?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём исследование на примере Чёрных земель.

- Ребята, я предлагаю Вам провести некоторые расчеты и сделать анализ хозяйственные деятельности человека в конце прошлого века. На территории черных земель.

Сейчас Вы разделитесь на четыре группы и выполните задания.

Работа в группах

1 группа

Ответьте на вопрос 5 Параграф 30 на странице 145.

В начале 70-х гг. XX в. в одном из районов Чёрных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы.

Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?

2 группа

Ответьте на вопрос 6 Параграф 30 на странице 145.

По расчётам учёных, пастбища Чёрных земель в середине 80-х гг. XX в. могли прокормить не более 750 тыс. овец. Но на деле здесь содержали более 1 млн 500 тыс. овец. Дайте приблизительную оценку: во сколько раз были перегружены пастбища

Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?

3 группа

Соберите пазл Распашка земель.



Проанализируйте полученное изображение и текст учебник параграф 30 страница 144.

Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?

4 группа

Соберите пазл Овцеводческие пастбища.



Проанализируйте полученное изображение и текст учебник параграф 30 страница 144.

Сформулируйте вывод: Что явилось причиной превращения Черных земель в пустыню?

Вывод:

Работа с презентацией (слайд 9)

Разобравшись в причинах опустынивания, мы можем предположить, как его остановить или хотя бы замедлить.

1. Нужно прекратить распашку земель в районах, подвергающихся опустыниванию.

2. Нужно навести порядок в животноводстве. Содержать столько овец, сколько могут прокормить сохранившиеся пастбища. Так перегонять животных, чтобы часть года пастбища отдыхали.

3. Нужно сеять травы и сажать леса, чтобы появился защищающий почву растительный покров.

6.Подведение итогов. Рефлексивно – оценочный этап.  (7 минута)

Работа с презентацией (слайд 10)

Подведение итогов

- Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому наступило время подвести итоги. Для этого ответим на вопросы:

1. Что нового узнали на уроке?

2. Чему учились на уроке?

Чтобы проверить, в какой степени вы усвоили основные понятия по теме урока, я предлагаю выполнить задание: составить кластер к слову «Опустынивание». Для этого воспользуемся алгоритмом.

Алгоритм составления кластера с понятием «пустыня».

1. Определить и записать ключевое слово

2. Вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы.

3. Соединить векторными линиями с ключевым понятием

Начнем составлять кластер вместе, а завершите его самостоятельно, работая в паре.

Образец кластера по теме урока

Молодцы!

7.Домашнее задание (1 минута)

А теперь запишем домашнее задание.

Домашнее задание:

  • § 30 ответить на вопросы 1,2 (письменно), 3,4(устно), 7 (дополнительно).
  • Для тех, кто хочет получить оценку «5»: написать реферат по выбранной теме (Темы см. в Приложении «Стикер»).
Приложения:

Стикер темы рефератов
DOCX / 2.74 Мб

Буклет Как написать реферат
DOCX / 2.67 Мб

8. Рефлексия Приём «Пятерочка»  (2 минуты)

Работа с презентацией (слайд 11)

У вас на столах чистые листы бумаги.


Рефлексия Пятерочка
DOCX / 2.45 Мб

Обведите кисть своей руки и нарисуйте кольцо на одном пальце. Каждый палец выражает впечатление об уроке.

  • Большой палец – мне было интересно, получил важную информацию; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
  • Средний – для меня было недостаточно времени;
  • Безымянный палец – мое настроение улучшилось;
  • Мизинец – у меня есть предложения.

Покажите ваши рисунки.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (132)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 09.05.18 в 06:38 8Ответить Пожаловаться
Сергей Николаевич, подробно не смогу проанализировать ваш урок из-за ограничения времени. Сейчас нахожусь на даче и необходимо всё посадить! Так что напишу то, что увидела, это просто небольшие недочёты. Нас учили, что в формулировании цели урока следует избегать глагольных форм. В познавательных УУД исправить развивается на развивать, т.к. во всех других УДД пишите развивать. И не нашла оценивание ответов детей за урок. А так считаю, что урок хороший!!!

Отредактировано 09-05-2018 06:39

Дедушка ГуРу, 09.05.18 в 11:00 4Ответить Пожаловаться
Благодарю. В ууд исправлю, про оценку забыл. Помозгую и добавлю.
Панагушина Елена Аркадьевна, 09.05.18 в 06:55 5Ответить Пожаловаться
Цель урока: Формирование понимания о влияния человека на природу, приводящее к опустыниванию, как экологической проблеме.
, 09.05.18 в 07:26 4Ответить Пожаловаться
Сергей Александрович, урок замечательный. Много познавательного материала, что способствует формированию устойчивого интереса к предмету. Для себя сама много нового узнала. Удачно выбрано видео для урока, презентация вообще супер. Сама технологическая карта соответствует требованиям ФГОС. Но в формулировке цели необходимо внести поправки, какие предложила Елена Аркадьевна. В формулировках УУД тоже необходимо внести изменения. Формулировки можно посмотреть здесь: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-biologii-651472.html. Пропущен рефлексивно-оценочный этап в структуре урока. С приёмами рефлексии можно познакомиться здесь: https://infourok.ru/nekotorie-priemi-refleksii-na-urokah-biologii-2022940.html. А в целом всё замечательно.

Отредактировано 09-05-2018 07:28

Дедушка ГуРу, 09.05.18 в 11:00 4Ответить Пожаловаться
Спасибо. Честно говоря про оценку просто забыл. Исправлю.
Кадырова Ольга Игоревна, 09.05.18 в 07:58 5Ответить Пожаловаться
Сергей Николаевич! Урок замечательный, всё продумано! Есть небольшая интеграция с уроком русского языка, математики, все этапы урока соблюдены! Можно в конце урока, изобразить в виде знаков: 1. Прекратить распашку земель в районах, подвергающихся опустыниванию.
2. Навести порядок в животноводстве.
3. Сеять травы.
4. Сажать леса.
Дедушка ГуРу, 09.05.18 в 11:00 5Ответить Пожаловаться
Насчет значков надо подумать. Идея интересная. Возможно сделать как дорожный знаки.
, 09.05.18 в 11:20 6Ответить Пожаловаться
Да, согласна, сделать как дорожные знаки, будет урок ещё интереснее.
Алина Яковлевна Корогод, 09.05.18 в 11:33 9Ответить Пожаловаться
Сергей Николаевич! Работа хорошая. Есть шероховатости в карте:
1. Цель с ошибкой "Создать представление о влияния человека на природу..." надо:
"Создать представление о влиянии человека на природу..."
2. Познавательные УУД Развивается умение определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы. Формировать способность анализировать ход и способ решения проблем исходя из сутуации.
Надо: Развивать умение определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы. Формировать способность анализировать ход и способ решения проблем исходя из ситуации.
В 6 этап "Физкультпауза", где предлагается детям представить картинки, можно подобрать фоном музыку.
Про этапы оценивания (а ещё лучше САМОоценивания) и рефлексии Вам написали.
И ещё, многое зависит от того, куда Вы готовите этот урок?!
Как рядовой - это одно дело, а если на конкурс - другое дело. Удачи Вам!!!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.