Конспект учебного занятия на тему «Печатающие устройства»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лысьвенский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: «Печатающие устройства»
Выполнила: Кудрявцева Наталья Владимировна
2018
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | План урока | 4 |
3 | План-конспект урока (по В.Д. Шадрикову) | 4 |
4 | Приложения с дидактическими материалами | 22 |
5 | Презентация к уроку | 28 |
6 | Источники информации | 37 |
Пояснительная записка
Данный урок в виде комбинированного занятия разработан для студентов II курса специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта по дисциплине Информатика.
Тема урока: «Печатающие устройства»
Целью проведения комбинированного занятия является:
- приобретение необходимых знаний для использования печатающих устройств;
- приобретение навыков при подготовке печати в своей профессиональной деятельности;
- приобретение навыков при использовании печатающих устройств в профессиональной деятельности;
- для изучения других дисциплин;
- для дальнейшего повышения квалификации путем самообразования.
Эффективность урока заключается в использовании большого количества наглядных материалов, самостоятельности при выполнении практических заданий, оценивании своих результатов на разных этапах урока.
План урока
Организационный момент
Опрос студентов по пройденному материалу
Изучение нового материала
Закрепление пройденного материала
Задание на дом
Подведение итогов урока
3. План-конспект урока
Компетенции: | |
Общие: | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Профессиональные: | ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ. ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта |
Цели и задачи урока: | |
Цель: | Образовательная: Сформировать у студентов понятие принципов работы печатающих устройств, сформировать навыки при подготовке документов к печати. |
Задачи: | Проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках. Способствовать расширению и углублению навыков работы студентов при работе с печатающими устройствами. Продолжить формирование общих навыков при работе с персональными компьютерами. |
Цель: | Развивающая: Способствовать развитию психологических качеств личности, а также познавательного интереса к изучаемой дисциплине. |
Задачи: | Развитие познавательного интереса студентов к изучению данного материала. Способствовать развитию психологических качеств личности: любознательности, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности. Развитие умения работать самостоятельно, индивидуально. |
Цель: | Воспитательная: Способствовать формированию чувства любви и уважения к выбранной профессии |
Задачи: | Создание ситуации успеха в изучении данного предмета Сформировать чувство любви к выбранной профессии Воспитывать чувство бережного отношения к аппаратным средствам Воспитание коммуникативной культуры |
Оборудование урока: | |
| Компьютер с проектором преподавателя Компьютеры для студентов Лазерный принтер, работающий по локальной компьютерной сети Презентация, выполненная в программе Power Point Программа тестирования IREN Методические указания |
Дидактические средства: | Методические указания по выполнению практического занятия |
Использованная литература: | 1. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования/Е.В.Михеева. -10-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014 2. Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – ЭБС 3.Сергеева И.И. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - ЭБС |
Межпредметные связи: | Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Ход урока: | |
1.Организационный момент | |
Цель: | Подготовить студентов к работе на уроке |
Задачи преподавателя: | 1.Сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на занятии 2. Проверить готовность кабинета и группы к работе |
Методы: | 1. Самопроверка 2. Беседа |
Задачи студентов: | 1. Проверить свою готовность к уроку 2. Настроиться на эффективную работу |
Методы: | 1. Самопроверка 2. Взаимопроверка |
Содержание этапа: | Взаимное приветствие Учет присутствующих Настрой студентов на работу, организация внимания |
Наводящий вопрос: | Посмотрите на экран. Обратите внимание, на экране вам представлены некоторые устройства. Слайд №1-2 Как вы, думаете, чем мы будем заниматься на уроке? |
Предполагаемый ответ: | Изучением принципов работы принтеров и использованием этих устройств |
Речь преподавателя: | Сообщения цели и задач урока. Мы, продолжаем изучение принципов работы устройств вычислительной техники. Тема нашего занятия: «Печатающие устройства ». А как вы думаете, какова цель нашего урока? (Слайд №3 . Тема урока.) Цель нашего занятия: Сформировать понятие принципов работы печатающих устройств, сформировать навыки при подготовке документов к печати. (Слайд 4 . Цели урока и план урока) |
Вопрос преподавателя: | Где в настоящее время можно использовать печатающие устройства? |
Предполагаемый ответ: | Называют примеры использования принтеров |
2. Опрос студентов по пройденному материалу | |
Компьютерное тестирование в программе IREN по теме: Внутренняя архитектура компьютера. (Приложение 1) Слайд 5-6 | |
Цель: | Установить правильность и осознанность полученных знаний на предыдущих уроках, а также устранить пробелы в знаниях. |
Задачи преподавателя: | 1.Установить правильность и различия терминов. 2. Определить типичные ошибки в терминологии в ходе тестирования. 3. Способствовать повторению пройденного материала. 4. Произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях. 5. Провести краткий инструктаж по технике безопасности. |
Методы: | 1. Компьютерное тестирование. 2. Компьютерный анализ. |
Задачи студентов: | 1. Закрепить понятия, пройденные на прошлом занятии. 2. Научиться осуществлять самопроверку. |
Методы: | Программируемый контроль в программе IREN |
Критерии оценивания: | Критерии выставление оценок: «5» - 90% -100% «4» - 70% - 89% «3» - 60% - 69% «2» - 30% - 59% «1» - 29% - 0% |
3. Изучение нового учебного материала | |
Цель: | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, пройденных на данном занятии |
Задачи преподавателя: | Дать конкретное представление о принципах работы матричного, струйного, светодиодного, лазерного, 3Д-принтера и плоттера. Способствовать восприятию запоминания таких понятий как принципы работы, параметры устройств. Систематизировать знания и умения и навыки по пройденному материалу, на данном этапе. |
Методы: | Репродуктивная беседа с использованием демонстрации видеороликов Объяснительно- иллюстративный. |
Задачи студентов: | 1.Ознакомиться с понятиями: принципы работы печатающих устройств и параметры устройств 2. Ознакомиться с «плюсами» и «минусами» различных типов печатающих устройств 3. Аккуратно вести конспект и правильно оформить отчет по практическому занятию. |
Методы: | 1. Беседа 2. Анализ 3. Конспектирование 4. Оформление отчета (Слайд 5) |
Проблемный вопрос: | Скажите, что такое печатающие устройства? Какие типы печатающих устройств вы знаете? Где вы, как будущие специалисты, можете использовать печатающие устройства? Необходимы ли они вам? |
Предполагаемый ответ: | Современные пользователи компьютеров очень широко используют принтеры. Принтер является периферийным устройством персонального компьютера. При помощи принтеров можно переводить текст либо графические изображения на физический носитель из электронного вида. Таким образом, при помощи принтеров можно наносить текст и графику на бумагу, некоторые принтеры дают возможность переноса электронной информации на холсты и прочие материалы, в зависимости от типа принтера. Они необходимы любому специалисту для вывода информации из своего персонального компьютера |
Речь преподавателя: | Принтеры – это печатающие устройства для вывода информации. Матричные принтеры. В матричном принтере изображение формируется на носителе печатающей головкой, представляющей из себя набор иголок, приводимых в действие электромагнитами. Головка располагается на каретке, движущейся по направляющим поперёк листа бумаги; при этом иголки в заданной последовательности наносят удары по бумаге через красящую ленту, аналогичную применяемой в печатных машинках и обычно упакованную в картридж, тем самым формируя точечное изображение. Для перемещения каретки обычно используется ременная передача, реже — зубчатая рейка или винтовая передача. Приводом каретки является шаговый электродвигатель. Такой тип матричных принтеров именуется SIDM (англ. Serial Impact Dot Matrix — последовательные ударно-матричные принтеры). Скорость печати таких принтеров измеряется в CPS (англ. characters per second — символах в секунду). Просмотр видеоролика по теме «Принцип работы матричного принтера» Струйные принтеры Принцип действия струйных принтеров похож на матричные принтеры тем, что изображение на носителе формируется из точек. Но вместо головок с иголками в струйных принтерах используется матрица, печатающая жидкими красителями. Картриджи с красителями бывают со встроенной печатающей головкой — в основном такой подход используется компаниями Hewlett-Packard, Lexmark. Существуют картриджи, в которых печатающая матрица является деталью принтера, а сменные картриджи содержат только краситель. При длительном простое принтера (неделя и больше) происходит высыхание остатков красителя на соплах печатающей головки. Принтер умеет сам автоматически чистить печатающую головку. Просмотр видеоролика по теме «Принцип работы струйного принтера» Светодиодные принтеры Принципиальное отличие светодиодного принтера от лазерного заключается в механизме освещения светочувствительного вала. В случае лазерной технологии это делается одним источником света (лазером), который с помощью сканирующей системы призм и зеркал пробегает по всей поверхности вала. В светодиодных же принтерах вместо лазера используется светодиодная линейка, расположенная вдоль всей поверхности вала. Количество светодиодов в линейке составляет от 2,5 до 10 тыс. штук, в зависимости от разрешения принтера. Лазерные принтеры Ла́зерный при́нтер — один из видов принтеров, позволяющий быстро изготавливать высококачественные отпечатки текста и графики на обычной (офисной) бумаге. Подобно фотокопировальным аппаратам лазерные принтеры используют в работе процесс ксерографической печати, однако отличие состоит в том, что формирование изображения происходит путём непосредственной экспозиции (освещения) лазерным лучом фоточувствительных элементов принтера. Отпечатки, сделанные таким способом, не боятся влаги, устойчивы к истиранию и выцветанию. Качество такого изображения наиболее высокое. Просмотр видеоролика по теме «Принцип работы лазерного принтера» Поэтапный принцип работы студенты конспектируют с помощью раздаточного материала (Приложение 2) 3-Д принтеры 3D-принтер — станок с числовым программным управлением, использующий метод послойного создания детали. 3D печать является разновидностью аддитивного производства и обычно относится к инструментам быстрого прототипирования. 3D-печать может осуществляться разными способами и с использованием различных материалов, но в основе любого из них лежит принцип послойного создания («выращивания») твёрдого объекта. Просмотр видеоролика по теме «Принцип работы 3-Д принтера» Плоттеры Графопострои́тель (от греч. γράφω — пишу, рисую), пло́ттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока). Связь с компьютером графопостроители, как правило, осуществляют через последовательный порт, параллельный порт, SCSI-интерфейс и Ethernet. Некоторые модели графопостроителей оснащаются встроенным буфером (размером 1 Мбайт и более). Просмотр видеоролика по теме «Принцип работы плоттера» Параметры печатающих устройств: - разрешение (dpi) - объем собственной оперативной памяти - формат бумаги - производительность (листов в минуту) - количество воспроизводимых цветов |
Задание: | Специалисту необходимо распечатать на принтере инструкцию по работе бортового компьютера, предварительно подготовив документ к распечатке (требования к распечатанному документу прилагаются в раздаточном материале - Приложение 3) |
4. Закрепление пройденного материала | |
Цель: | Способствовать закреплению умений студентов по теме «Работа с печатающими устройствами » |
Задачи преподавателя: | Закрепить умения и навыки студентов по заданной теме, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности. Осуществить проверку освоения умений и способов действий. |
Методы: | Работа с методическими указаниями ПК |
Задачи студента: | Закрепить новые знания и умения Развивать навыки работы |
Методы: | Индивидуальная работа Самопроверка |
Речь преподавателя: | У вас на столах лежит материал из методических указаний для выполнения практического задания. (Приложение 4) Слайд 14 |
Закрепление материала (Выполнение практических заданий с оформлением отчета): | |
Критерии оценки: | Слайд 15 Критерии оценивания: «5» - выполнил задания с 1-7 правильно, отличное эстетическое оформление; «4» - выполнил задания с 1- 6 , но есть 1 небольшая ошибка; «3» -, выполнил 4 задания, и не совсем правильно, есть ошибки в выполнении; «2» - почти ничего не смог выполнить. |
5. Задание на дом | |
Цель: | Сообщение студентам о домашнем задании, методики его выполнения, проверка понимания студентами содержание работы и способов выполнения домашнего задания. Слайд 16. |
Домашнее задание: | Изучить материал по теме. Подготовить доклады по теме «Принтеры» и распечатать их на принтерах. |
6.Подведение итогов урока (рефлексия, выставление оценок за работу на уроке). | Ответьте на вопросы теста (слайд 17) Критерии оценивания: «5» - выполнил задания правильно, отличное эстетическое оформление отчета; «4» - выполнил задания, но есть одна небольшая ошибка или не совсем правильно оформлен отчет; «3» - нет эстетического оформления, есть ошибки в выполнении; «2» - почти ничего не смог выполнить. |
4.Приложения с дидактическими материалами
Приложение 1.
Проверочный тест для системы IREN
1. Основная микросхема для выполнения большинства математических и логических операций называется
А) оперативная память
Б) постоянная память
В) процессор
Г) видеокарта
2. Видеосистема ПК состоит из
А) оперативной памяти
Б) монитора
В) процессора
Г) видеокарты
3. Что из перечисленного относится к параметрам процессора?
А) разрядность
Б) размер ОЗУ
В) тактовая частота
Г) Размер кэш
4. Конструктивно память изготавливается на панелях, которые называются
А) платы
Б) модули
В) слоты
Г) шины
5. Какое устройство видеокарты обрабатывает изображение?
А) видеопамять
Б) видеоускоритель
В) видеоконтроллер
Г) видеопроцессор
6. Как называется основное и пока еще самое быстродействующее устройство по работе с большими объемами информации?
А) процессор
Б) память
В) жесткий диск
Г) видеокарта
7. Основным параметром звуковой карты является
А) объем
Б) тактовая частота
В) скорость
Г) разрядность
8.Какие типы принтеров существуют?
А) лазерные
Б) струйные
В) матричные
Г) светодиодные
9. Какие типы физических линий понимаются под каналами связи?
А) проводные
Б) оптоволоконные
В) кабельные
Г) светодиодные
10. К внутренней памяти ПК относятся
А) жесткий диск
Б) CD
В) ОЗУ
Г) ПЗУ
11. Периферийным устройствам относятся
А) монитор
Б) жесткий диск
В) принтер
Г) сканер
12. К устройствам вывода относятся
А) монитор
Б) жесткий диск
В) принтер
Г) сканер
13. К устройствам ввода-вывода относятся
А) монитор
Б) сенсорный экран
В) модем
Г) колонки
14. К устройствам ввода относятся
А) графический планшет
Б) жесткий диск
В) мышь
Г) сканер
Таблица ответов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | В | Б,Г | А,В,Г | Б | Г | В | Г | А,Б,В,Г | А,Б,В | В,Г | А,В,Г | А,В | Б,В | А,В,Г |
Приложение 2.
Принцип работы лазерного принтера
Когда включается принтер, все компоненты картриджа приходят в движение: происходит подготовка картриджа к печати. Этот процесс аналогичен процессу печати, но лазерный луч не включается. Затем движение компонентов картриджа останавливаются — принтер переходит в состояние готовности к печати (Ready).
После отправки документа на печать, в картридже лазерного принтера происходят следующие процессы:
Зарядка барабана. Вал первичного заряда (PCR) равномерно передает на поверхность вращающегося барабана отрицательный заряд.
Экспонирование. Отрицательно заряженная поверхность барабана экспонируется лазерным лучом только в тех местах, на которые будет нанесен тонер. Под действием света, фоточувствительная поверхность барабана частично теряет отрицательный заряд. Таким образом, лазер экспонирует на барабан скрытое изображение в виде точек с ослабленным отрицательным зарядом.
Нанесение тонера. На этом этапе скрытое изображение на барабане при помощи тонера превращается в видимое изображение, которое будет перенесено на бумагу. Тонер, находящийся около магнитного вала, притягивается к его поверхности под действием поля постоянного магнита, из которого изготовлена сердцевина вала. При вращении магнитного вала тонер проходит сквозь узкую щель, образованную “доктором” и валом. В результате он приобретает отрицательный заряд и прилипает к тем участкам барабана, которые были экспонированы. “Доктор” обеспечивает равномерность нанесения тонера на магнитный вал.
Перенос тонера на бумагу. Продолжая вращаться, барабан с проявленным изображением соприкасается с бумагой. С обратной стороны бумага прижимается к валу Transfer Roller, несущему положительный заряд. В результате отрицательно заряженные частицы тонера притягиваются к бумаге, на которой получается изображение, “насыпанное” тонером.
Закрепление изображения. Лист бумаги с незакрепленным изображением перемещается к механизму закрепления, представляющим собой два соприкасающихся вала, между которыми протягивается бумага. Нижний вал (Lower Pressure Roller) прижимает ее к верхнему валу (Upper Fuser Roller). Верхний вал нагрет, и при соприкосновении с ним частицы тонера расплавляются и закрепляются на бумаге.
Очистка барабана. Некоторое количество тонера не переносится на бумагу и остается на барабане, поэтому его необходимо очистить. Эту функцию выполняет “вайпер”. Весь тонер, оставшийся на барабане, счищается вайпером в бункер для отработанного тонера. При этом Recovery Blade закрывает область между барабаном и бункером, не позволяя тонеру просыпаться на бумагу.
Приложение 3.
Подготовьте ДОКУМЕНТ к печати. Установите следующие параметры страницы:
Верхнее поле – 2 см
Нижнее поле – 2 см
Левое поле – 2 см
Правое поле – 2 см
Расстояние до верхнего колонтитула – 3 см
Ориентация – альбомная
Приложение 4.
Методические указания для выполнения практического задания
Используя учебник «Практикум по информатике» автора Е.В.Михеева, выполните 14 практическую работу (стр.77) по теме «Вставка объектов в документ. Подготовка к печати».
Отчет по практической работе сдайте преподавателю в распечатанном виде
5.Презентация к уроку
6.Источники информации
1. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования/Е.В.Михеева. -10-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2014
2. Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – ЭБС
3.Сергеева И.И. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - ЭБС