12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Б.7824
Россия, Татарстан респ., Высокогорский р-н, с. Высокая Гора
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

«Прилагательные полные и краткие»
DOCX / 58.94 Кб

/data/files/w1647787930.docx («Прилагательные полные и краткие»)Урок по теме «Прилагательные полные и краткие». 5 класс

Тема урока: Прилагательные полные и краткие.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия: нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.

Coдepжaтeльнaя: формирование умения различать полные краткие прилагательные, употреблять полные и краткие прилагательные в речи.

Плaниpуeмыe peзультaты:

Личнocтныe: oбучaющийcя нaучитcя гoтoвнocти и cпocoбнocти к caмopaзвитию и caмooбpaзoвaнию нa ocнoвe мoтивaции к oбучeнию и пoзнaнию.

Мeтaпpeдмeтныe результат:

Peгулятивныe: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть научиться дocтижeнию цeлeй, caмocтoятeльнo учитывaть уcлoвия и cpeдcтвa их дocтижeния.

Пoзнaвaтeльныe: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя учeбник; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи.

Кoммуникaтивныe: oбучaющийcя нaучитcя учитывaть paзныe мнeния и интepecы и фopмулиpoвaть cвoё мнeниe; paбoтaя в пape и гpуппe, oбучaющийcя получит возможность бpaть нa ceбя инициaтиву в opгaнизaции coвмecтнoгo дeйcтвия.

Пpeдмeтныe: обучающийся получит возможность научиться находить и определять формы прилагательного; обучающийся получит возможность научиться изменять формы прилагательного, определять его синтаксическую роль, составлять предложения с полными и краткими прилагательными, находить полные и краткие прилагательные в предложениях и текстах. Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Ход урока

этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Давайте, друзья.

Улыбнёмся друг другу,

улыбки подарим друзьям.

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

«Корень учения горек, а плод - сладок».

Ученик. Учиться сложно, зато потом будет легко. Например, я хочу стать ученым. Для этого надо хорошо учиться, отлично знать математику, но она мне пока плохо дается. Сейчас мне трудно, иногда плакать хочется, но я знаю, что потом я смогу поступить в институт и стать ученым.

Ученик. А я хочу стать художником. Я учусь в художественной студии. Когда не получается, меня ругают, мне становиться стыдно. Я очень стараюсь. А когда получается меня хвалят, и мне приятно.

Ученик. Когда учишься, то бывает сложно, трудно, но учиться надо, чтобы быть образованным.

Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!



2 этап. Актуализация знаний



Учитель. Сегодня на уроке нам понадобятся знания об имени прилагательном. Домашним заданием было повторить сведения об имени прилагательном.



Игра “Ты- мне, я - тебе”.

Тема игры: “Имя прилагательное”. Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Ученик 1. – Что такое имя прилагательное?

Ученик 2. – Имя прилагательное – это часть речи.

Ученик 3. – На какие вопросы отвечают прилагательные?

Ученик 4. – Прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Ученик 5. – Перечислите постоянные морфологические признаки прилагательного?

Ученик 6. - Постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное. 

Ученик 5. – Перечислите непостоянные морфологические признаки прилагательного?

Ученик 6. - Непостоянные признаки: падеж, число, род (в ед.ч.).

Ученик 7. – Каким членом предложения является прилагательное?

Ученик 8. – В предложении прилагательное является определением и подчеркивается волнистой линией.

Учитель. - Как отличить прилагательное от других частей речи?

Ученик. - Задаём вопрос, ищем отличительные признаки – окончание, морфемный состав слова.

Учитель. – Итак, отличительные признаки бывают постоянные и непостоянные. К постоянным признакам имени прилагательного относится разряд, к непостоянным признакам – род, число, падеж.

У вас на партах лежит алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного:

1.Определить часть речи.

2.Написать слово в начальной форме.

3.Определить постоянный признак: качественное, относительное, притяжательное.

4. Определить непостоянные признаки: число, род, падеж.

5.Определить член предложения, которым является имя прилагательное.



Вы уже умеете выполнять морфологический разбор. Докажем это на практике.

Пло.. не горький, а сла..кий.

Корень учения горек, а пло.. сладок.

-Вставьте пропущенные буквы и дайте характеристику прилагательным в первом предложении.

Эталон:

Плод не горький, а сладкий.

Корень учения горек, а плод сладок.

Ученик 1. – В первом предложении в слове «плод» надо вставить букву «д», потому что проверочное слово «плоды» или «плодов», в слове «сладкий» надо вставить букву «д», потому что проверочное слово «сладок».

1. Слово «горький» – это прилагательное, потому что отвечает на какой?

2. Начальная форма: горький – именительный падеж, единственное число.

3. Постоянный признак: качественное.

4. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род.

Учитель. - Как вы определили падеж, род и число?

Ученик 1. – Род, число и падеж зависят от существительного, к которому относится это прилагательное. Прилагательное «горький» относится к существительному «плод». Существительное «плод» стоит в именительном падеже, единственном числе, оно мужского рода, поэтому и прилагательное «горький» имеет такие же признаки.

Ученик 2.

1. Слово «сладкий» – это прилагательное потому, что отвечает на какой?

2. Начальная форма: сладкий – именительный падеж, единственное число.

3. Постоянный признак: качественное.

4. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род.

Учитель. - Как вы определили падеж, род и число?

Ученик 2. – Род, число и падеж зависят от существительного, к которому относится это прилагательное. Прилагательное «сладкий» относится к существительному «плод». Существительное «плод» стоит в именительном падеже, единственном числе, оно мужского рода, поэтому и прилагательное «сладкий» имеет такие же признаки.


3 этап. Выявление места и причины затруднения.



Учитель. – Все справились с задание, постарайтесь запомнить повторяемый нами материал об имени прилагательном.

- Что вы можете сказать о втором предложении?

Ученик. – В этих предложениях есть одинаковое слово «плод».

Ученик. – Есть похожие слова «горький» и «горек», «сладкий» и «сладок»

Учитель. – Как вы думаете, слова «горек» и «сладок» это слова какой части речи?

Ученик. – Это прилагательные, только отличаются.

Учитель. – Правильно, это прилагательные. Это краткие прилагательные.



4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.


Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Узнать, какие прилагательные бывают.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод: работу с учебником.

Давайте прочитаем параграф.




5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик. Имена прилагательные имеют полные и краткие формы.

Ученик. Краткие имена прилагательные не склоняются.

Ученик. Краткие имена прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

Ученик. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.

Учитель. – Ребята, как же отличить полные прилагательные от кратких? Давайте попробуем.

1.Исследовательское задание классу:

Учитель. - Рассмотрите слова: красивая, богаты, важные, умён, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, важны, прекрасное, интересно.

- Распределите слова на группы, количество групп каждый определяет самостоятельно.

Что общего во всех этих словах?

Ученик. - Это имена прилагательные.

Учитель. - Чем они различаются?

Ученик.- Окончанием.

Эталон:

умный

умён

хороший

хорош

красивая

красива

молодая

молода

прекрасное

прекрасно

новое

ново

богатые

богаты

важные

важны












Учитель. - Определите тему нашего урока .

Ученик .– «Прилагательные полные и краткие»

Учитель. – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы

Прилагательные полные и краткие”.

Ученик. - Как образуются, как изменяются?

Ученик. - Какую роль играют в предложении и в речи?

Учитель. - Но сначала мы должны определить, чем краткие прилагательные отличаются от полных. 

2.Таблица на доске и записываем в тетрадь:

Учитель. - На какие вопросы отвечают прилагательные левого столбика?

Ученик. - Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель. – Приведите примеры.

Ученик. - Какой? Веселый. Какая? Смешная.

Учитель. - А на какие – прилагательные правого?

Ученик. - Каков? Какова? Каково? Каковы?

Учитель. - Приведите примеры.

Ученик. – Каков? Хорош. Какова? Красива.

Учитель. - Как изменяются полные прилагательные?

Ученик. - Изменяются по падежам, родам, числам.

Учитель. - Приведите примеры.

Ученик. Например, слово «красивый».

Именительный падеж – красивый

Родительный падеж – красивого

Дательный падеж – красивому

Винительный падеж – красивого

Творительный падеж – красивым

Предложный падеж – о красивом.

По родам: мужской род – красивый,

женский род – красивая,

средний род – красивое.

По числам: единственное число – красивый, множественное число – красивые.

Учитель. - А краткие?

Ученик. - Изменяются только по родам и числам.

Учитель. - Приведите примеры.

Ученик. – Например: слово «близкий». Краткая форма – «узок» - мужской род, «узко» - средний род, «узка» - женский род. Единственное число – узок, множественное – узки.

Учитель. - Попробуйте изменить краткие прилагательные по родам во множественном числе. Получилось?

Ученик. – Нет.

Учитель. - Какой вывод можно сделать из этого?

Ученик. – Краткие имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.

Учитель. – Правильно. Ребята, обратите внимание. Полные имена прилагательные в предложении являются определениями, а краткие – сказуемым.

Эталон: (ответы заносятся в таблицу)

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ПОЛНЫЕ

КРАТКИЕ

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются по падежам, родам, числам.

Изменяются только по родам и числам.

Являются определениями.

Являются сказуемыми.



3.Сообщение о кратких прилагательных из истории языка.

Учитель. – А сейчас мой помощник расскажет вам о кратких прилагательных.

Ученик. - В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись и свободно употреблялись как в роли сказуемого, так и в роли определения. В современном русском языке краткие прилагательные утратили основные синтаксические и морфологические признаки имени прилагательного (определительную функцию и систему падежных форм). Остатки косвенных падежей и именительного падежа в роли определения кратких прилагательных сохранились в отдельных выражениях: средь бела дня, по белу свету, на босу ногу, мал мала меньше, от мала до велика. А также следы падежных форм кратких прилагательных можно встретить в литературных произведениях.

Учитель. - Молодец. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так!



6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


Учитель. - Теперь будем работать над закреплением темы, и выполним упражнение фронтально 589. Образуем краткие формы имен прилагательных.

Ученик. - Близкий – близок, близко, близка;

Ученик. – Узкий –узок, узко, узка.

Ученик. – Резкий – резок, резко, резка.

Ученик. – Мягкий – мягок, мягко, мягка.

Ученик. – Редкий - редок, редко, редка.

Ученик. – Низкий – низок, низко, низка.

Ученик. – Сладкий – сладок, сладко, сладка.

Ученик. – Робкий – робок, робко, робка.

Ученик. – Нужный – нужен, нужно, нужна.

Ученик. – Бледный – бледен, бледно, бледна.

Ученик. – Горький – горек, горько, горька.

Ученик. – Страшный – страшен, страшно, страшна.

Ученик. – Честный – честен, честно, честна.

Учитель. – Молодцы, было сложно или легко?

Ученик. – Легко, понравилось.

Учитель. - А сейчас отдохнём от письма. Продолжаем закреплять. Поработаем в парах.

- Посмотрите, у вас на партах лежат зелёные листочки. Предположите, будет ли работа интересной?

Ученик. – Да.

Учитель. – Посмотрите, на них написаны прилагательные. Нужно распределить их по группам: полные и краткие. Посчитайте, сколько всего полных прилагательных, а сколько кратких.

- Проверьте себя по ключу.

Эталон:

Полные

Краткие

красивый

недобр

высокий

низок

богатый

зол

темный

светел

горячий

колюч

краткий

краток

недобрый

могуч

низкий

красив


стар


молод


высок



Ученик. - Всего: 8 полных прилагательных, 11 кратких.

-Как вы определяли краткое или полное прилагательное?

Ученик. – По окончанию.



7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Учитель. - Вы уверены в своих умениях?

Ученики. Да!

Учитель. – Тогда давайте выполним упражнение 592 самостоятельно. Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. (Самостоятельная работа).

- Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон:

Утренний воздух чист и свеж.

Беленький ландыш пахуч.

Огромный медведь страшен и неуклюж.

Забавный ёж колюч.


Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. Были сомнения, но с заданием справился.

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте себе оценку. Поднимите руки, кто поставил 5, а теперь – те, кто поставили 4. Почему?

Ученик. – Я поставил себе 5, потому что у меня все верно.

Ученик. – Я поставил себе 4 , потому что допустил ошибку.


8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.


Учитель. - Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. - Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. – Давайте выполним упражнение 594. Надо списать, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими.

Эталон:

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю.

Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны!

(Из письма М.Горького)


Учитель. – Как вы понимаете данные слова?

Ученик. – Лапки – это руки, чтобы руки были честными и сильными.

Ученик. – Писатель желает нам здоровья, хочет, чтобы мы были всегда честными.

Ученик. – Ещё он просит о том, чтобы мы были внимательными, помогали тем, у кого горе.

Учитель. Теперь я предлагаю вам попробовать самим составить небольшой текст, используя полные и краткие прилагательные.

Эталон:

Ученик. – У меня есть игрушка – лягушка. Она зеленого цвета, мягкая, немного толста. Ресницы у неё длинные, а глаза красивы. На голове желтая шапочка и на ней синяя заколка. Она очень милая!

Ученик. – Моего пса зовут Гриша. Он взрослый, но ростом мал. Лапы немного коротки. Шерсть длинна. Хвост лохматый. Он светлого цвета, лапки местами белы. Гриша очень забавен. Мне с ним интересно!


Ученик. – Мою подругу зовут Настя. Она высока, стройна. У неё серые глаза, длинные черные волосы. Любит читать и заниматься спортом. Настя всегда весела и улыбчива. Мы с ней лучшие подруги.


9 этап. Этап рефлексии.


Учитель. Что нового узнали на этом уроке?

Ученик. Мы узнали, что имена прилагательные имеют краткую и полную форму. Научились различать полные и краткие прилагательные.

Научились находить формы прилагательных.

Ученик. Я хочу добавить: в начале урока мы ставили цель, и мы её добились. Чтобы усвоить тему, мы работали самостоятельно, фронтально, в парах. Помогали друг другу исправлять ошибки.

Ученик. Полученные знания мы можем использовать как в устной, так и в письменной речи: при написании сочинения, выполнении заданий.

Ученик. Научились из полных имен прилагательных образовывать краткие прилагательные и наоборот из кратких – полные.

Учитель. – Молодцы. Запишите теперь домашнее задание:

Упражнение 598.

Подберите задание из олимпиадных работ по данной теме.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!

Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.