12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Новикова554
Проработала в школе более 25 лет в разных должностях. Люблю свою работу. В данное время преподаю естественнонаучные дисциплины,имею высшую квалификационную категорию. Люблю природу, рыбалку, часто хожу в лес- это основное место моей релаксации.
Россия, Новгородская обл., Яжелбицы
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Организационная информация об уроке .

Тема урока

Виртуальное путешествие на приусадебный участок. Семейства Двудольных растений.

Предмет

Биология

Рабочая программа

Программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника (Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2011).

Учебник

В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс. - М: Просвещение, 2014

Класс

7

Тип урока

Проблемно-диалоговый.

Технология урока

Технология учебного исследования.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование

ПК, проектор, презентация «Семейства Двудольных и однодольных растений», гербарии, карточки-задания.

Цель урока

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации об отличительных признаках растений семейств класса Двудольные средствами учебного исследования

УУД

Личностные: развивать умения совершенствовать свои знания; участвовать в творческом созидателььном процессе.

Предметные: - выделять признаки класса двудольных рас­тений и их основных семейств; распознавать на гербарном материале и иллюстрациях представителей семейств Двудоль­ных растений; различать на гербарном материале и иллюстрациях наиболее распространённые растения, опасные для человека растения; сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и раз­личия, делать выводы на основе сравнения.

- освоить приёмы работы с определителями.

Познавательные: находить информацию о семействах Двудольных растений в учебной литерату­ре, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия для её достижения; действовать по плану, представлять результаты работы;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения; работать в составе творческих групп; развитие навыков выступления перед аудиторией.

 

Ход урока

Этап урока

Работа и вопросы учителя и вопросы

   

Работа и ответы учащихся

I.Организаци

онный момент.

Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.

И вот опять мы с вами вместе

Познать попробуем растений многообразие

Проверьте, всё ли есть для этого на месте

Тетрадь, учебник, ручка и конечно же старание

   

На партах разложены учебники, тетради, письменные принадлежности

II. Актуализация ранее изученного материала.

УУД личностные: применение полученных знаний в практической деятельности

УУД предметные: описывать основные признаки покрытосеменных растений разных классов; сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений.

УУД познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать, давать определения понятиям

УУД регулятивные: обучающиеся смогут закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях, связать пройденный материал с новой темой.

УУД коммуникативно-личностные: умение слушать и отвечать на вопросы учителя

Я предлагаю вам сейчас отгадать загадки

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной.

На стебельке как бусы в ряд

Цветы душистые висят (ландыш)

Как на стёжке на дорожке

Вижу алые серёжки.

За одною наклонилась

А на десять набрела.

Я клонилась, не ленилась,

Кружку с верхом набрала (земляника)

Сравните строение этих растений (слайд презентации + гербарии ландыша и земляники на каждом столе)

Какие признаки объединяют эти растения?

По каким признакам их относят к покрытосеменным растениям?

По каким признакам эти растения отличаются?

На какие классы делится отдел Покрытосеменные?

Какое бы из этих растений вы отнесли к классу Двудольных? какие признаки во внешнем строении на это указывают?

Какое бы из этих растений вы отнесли к классу Двудольных? какие признаки во внешнем строении на это указывают?

Какие признаки в строении этих растений не могут помочь в определении принадлежности к определённому классу цветковых растений?

На какие группы делятся классы покрытосеменных растений?

По каким признакам происходит это деление?

   

Учащиеся отгадывают загадки. На слайдах презентации открываются картинки с изображением растений описанных в загадке. С помощью этих изображений и гербарных материалов учащиеся исследуют строение растений и данные анализа заносят в таблицу Приложение 1:

Растения

Признаки

ландыш

земляника

шиповник

картофель

Лист

       

Цветок

       

Плод

       

Класс

       

Семейство

       

Отвечают на поставленные вопросы

- обитатели леса, травянистые растения, цветковые растения;

- покрытосеменные растения, так как имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды;

- лист: земляника - сложный с сетчатым жилкованием, ландыш – простой с дуговым жилкованием;

- цветок: земляника – пятичленный, ландыш – трёхчленный

- классы Двудольные и Однодольные

- землянику (строение листа, цветка)

- ландыш (строение листа, цветка)

- корень, так как оба растения имеют корневище, а следовательно придаточные корни;

- стебель, так как оба растения травянистые, а внутреннее строение стебля не показано

семейства

строение цветка и плода

III. Создание проблемной ситуации.

УУД предметные: - выделять признаки класса двудольных рас­тений и их основных семейств.

УУД регулятивные: создание проблемной ситуации побуждает учащихся к творческому поиску ее решения.

обучающиеся смогут по изображенной на слайде и полученной в результате исследования информации определить тему урока, последовательность промежуточных целей.

УУД коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения

Я предлагаю вам отгадать ещё одну загадку

Осторожнее с кустом

С тем, что с пильчатым листом.

Нежно розовым цветёт,

Но обидчиком слывёт.

Не смотри, что так он дивен,

Но обычно агрессивен.

Вмиг колючий нрав покажет,

Правоту свою докажет. (шиповник)

Шиповник имеет много названий – дикая роза, собачья роза. Как вы думаете почему?

Как вы думаете, к какому класс Цветковых растений относится шиповник? какие признаки указывают на эту принадлежность?

Давайте составим формулу цветка. Как вы думаете плод шиповника односемянный или многосемянный? Почему?

Плод шиповника называется многоорешек, внутри разросшегося цветоложа расположены большое количество маленьких орешков.

Сравните строение цветка шиповника и земляники, что вы можете сказать в результате этого сравнения?

Какой плод имеет земляника – многоорешек, чем он отличается от плода шиповника?

Плод – земляники называется - фрага

Какой вывод мы можем сделать, сравнив шиповник и землянику? На основании каких фактов, мы сделали подобный вывод?

Этот овощ генерал,

Овощам всем командир.

Если вы его сварили

Не забудьте снять мундир (картофель)

Как вы думаете, к какому класс Цветковых растений относится картофель? какие признаки указывают на эту принадлежность?

Давайте составим формулу цветка картофеля. Чем похожи и чем отличаются формулы цветка картофеля и шиповника? Какой плод имеет картофель?

Какой вывод мы можем сделать, сравнив шиповник и картофель? На основании каких фактов, мы сделали подобный вывод?

К какому классу растений мы отнесём землянику, шиповник и картофель? какое растение в этом списке окажется лишним? почему?

Какая строка нашей таблицы осталась незаполненной? можем ли мы назвать семейств, к которым относятся представленные растения? Почему? что мы для этого должны сделать?

- Давайте вместе определим тему и цели нашего урока

   

Обучающиеся рассматривают слайды презентации, отгадывают загадки, отвечают на вопросы. На слайдах презентации открываются картинки с изображением растений описанных в загадке. Результаты исследования продолжают заносить в таблицу 1

- от шиповника селекционеры вывели сорта культурных роз

- классу Двудольных, т.к. кустарник, сложные листья сетчатым жилкованием, пятичленный цветок.

- *Ч5 Л5 Т∞ П∞ Плод – многосемянный, потому что в цветке много пестиков.

- *Ч5 Л5 Т∞ П∞ - цветки шиповника и земляники похожи

У земляники тоже орешки, но не внутри плода, а сверху расположены

Видимо шиповник и земляника относятся к одному семейству, так как сходно строение цвета и плода.

- класс Двудольных, так как сложные листья сетчатым жилкованием, пятичленный цветок.

*Ч(5) Л(5) Т5 П1, так как оба растения относятся к классу двудольных цветки пятичленные, у картофеля – сросшиеся лепестки и чашелистики, тычинок 5 и 1 пестик, плод - ягода

Шиповник и картофель относятся к разным семействам, так как имеют разное строение цветка и плода.

Все эти растения относят к одному классу Двудольных, но лишним является картофель, так как относится к другому семейству, так как имеет отличное от шиповника и земляники строение цветка и плода.

+Запись в тетради темы урока.

IV. Работа над основным материалом.

УУД личностные: развивать умения совершенствовать свои знания; участвовать в творческом созидательном процессе.

УУД предметные: описывать основные признаки семейств класса Двудольных растений разных классов; сравнивать представителей разных семейств Двудольных растений.

УУД познавательные: : распознавать на гербарном материале и иллюстрациях представителей семейств Двудоль­ных растений; различать на гербарном материале и иллюстрациях наиболее распространённые растения, опасные для человека растения; поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников: учебника, атласа определителя, гербарных материалов; сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и раз­личия, делать выводы на основе сравнения.

освоить приёмы работы с определителями.

УУД коммуникативные: работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Постановка задачи исследования

Знакомство с планом исследования

Выполнение исследования в группе


 

Сегодня, в эти предновогодние дни, я предлагаю вам прогуляться в лето и совершить виртуальное путешествие на приусадебный участок.

Какие растения растут на вашем приусадебном участке?

На какие отделы можно разделить приусадебный участок?

- Давайте познакомимся с некоторыми растениями, которые растут на разных отделах приусадебного участка. А чтобы работа шла быстрее, я предлагаю вам разделиться на группы и описать растения этих отделов, а затем рассказать своим товарищам о своей исследовательской работе.

- Вам выданы гербарные материалы и инструктивные карты с рисунками и вопросами. Работая совместно в группе, вы должны заполнить таблицу.

- Если у вас возникнут вопросы при выполнении задания обратитесь ко мне за помощью.

- Выберите из участников вашей группы докладчика, который расскажет одноклассникам информацию об изученном вами семействе.

- Участники других групп должны заполнить таблицу по изученным сегодня семействам класса Двудольных растений. Если что то вам непонятно вы можете задать вопросы докладчику

- Оцените работу ваших одноклассников

   

Рассматривают слайды презентации, отвечают на вопросы.

Картофель, лук, чеснок, морковь , свекла, томаты, огурцы, цветы, яблони, смородина и другие

Овощной, теплица, цветник, сад, картофельное поле

Работа в группах с тетрадью инструктивными картами Приложение 2, заполнение таблицы 2 :

Семейство

Формула

цветка, соцветия

Плод

Жизненные

формы

Представители

Значение

           

Фиксируют информацию в тетрадях при работе групп.

Выступают перед другими учащимся класса с информацией об изученном группой семействе. Остальные учащиеся заносят информацию о семействах, которые изучали участники других групп.

Задают уточняющие вопросы.

Оценивают работу группы.

VI.Итог урока.

О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

Какими общими признаками обладают представители Класса Двудольных растений?

На какие семейства делят Класс Двудольных растений?

По каким признакам?

Какими общими признаками обладают представители Класса Однодольных растений?

Давайте вернёмся к таблице 1 (Приложение 1)

К каким семействам относятся рассмотренные нами растения класса Двудольные.

Принадлежность какого растения мы определить не можем? почему?

На следующем уроке мы познакомимся с растениями класса Двудольные и определим его принадлежность к определённому семейству.

   

Итог подводят учащиеся вместе с учителем.

Заполняют незаполненный графы таблицы1 (Приложение 1)

Шиповник и земляника – семейство Розоцветные

Томат – семейство Паслёновые

Ландыша, так как мы изучили семейства класса Двудольные, а ландыш – растение класса Однодольные

VII.Рефлексия.

УУД регулятивные и личностные: развивать способность обучающихся к саморазвитию и к самосовершенствованию путем активного приобретения нового социального опыта.

- Что вам понравилось (не понравилось) сегодня на уроке?

- Как изученный материал может пригодиться вам в жизни и деятельности?

- Что вам показалось наиболее сложным для понимания?

- О чем бы вы хотели узнать более подробно по пройденной теме?

   

Выражают своё мнение об уроке

VIII.Домашнее задание.

П.32

По выбору

- составить 5 тестовых заданий по материалу урока;

- используя Интернет и определители растений определите принадлежность третьего растения указанного в практической работе, опишите его биологические особенности указывающие на его принадлежность

   

Запись в дневник.


Приложение 1

Растения

Признаки

ландыш

земляника

шиповник

картофель

Лист

Простой

Дуговое жилкование

Сложный тройчатый

Сетчатое жилкование

Сложный непарнперистый

Сетчатое жилкование

Сложный непарнперистый

Сетчатое жилкование

Цветок

Простой околоцветник,

трёхчленный

Ок (6) Т(6) П1

Двойной околоцветник,

пятичленный

*Ч5 Л5 Т∞ П∞

Двойной околоцветник,

пятичленный

*Ч5 Л5 Т∞ П∞

Двойной околоцветник,

пятичленный

*Ч(5) Л(5) Т5 П1

Плод

ягода

многоорешек

многоорешек

ягода

Класс

Однодольные

Двудольные

Двудольные

Двудольные

Семейство

Лилейные

Розоцветные

Розоцветные

Паслёновые

Приложение 2

Таблица "Семейства Двудольных растений"

Семейство

Формула цветка, соцветия

Плод

Жизненные

формы

Представители

Значение

Крестоцветные (капустные)

Ч2+2Л2+2 Т2+4П1

Кисть

Стручок, стручочек

травы

Капуста, редис, редька, хрен, репа.

Рапс, горчица.

Икотник, пастушья сумка.

Левкой, луннария.

Дикая редька, ярутка полевая

Овощные

Масличные

Лекарственные

Декоративные

Сорные

Розоцветные (розовые)

Ч5Л5ТҐПҐ
или Ч5Л5ТҐП1

Кисть, простой зонтик, щиток

Костянка, яблоко или яблочко, многоорешек, фрага

Травы, кустарники,

деревья

Яблоня, груша, слива, вишня, миндаль, малина, клубника.

Лапчатка, манжетка, шиповник, рябина.

Спирея, боярышник

Плодово-ягодные

Лекарственные

Декоративные

Бобовые (мотыльковые)

Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1
Лепестки венчика: парус, вёсла, лодочка

Кисть, головка

Боб

Травы, кустарники,

деревья

горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, арахис.

клевер, люпин, люцерна, вика.

донник, дрок, термопсис

Пищевые

Кормовые:

Лекарственные:

Паслёновые

Ч(5)Л(5)Т(5) П1

Кисть, завиток, метёлка

Ягода, коробочка

Травы, кустарники,

деревья

картофель, перец, баклажан, помидор.

табак, махорка.

белена, дурман, паслён, беладонна.

петунья, душистый табак

Овощные:

Технические:

Лекарственные:

Декоративные:

Сложноцветные
(астровые)
 

Цветки 4 типов: вместо чашечки – плёнки или хохолки.
Л(5)Т(5)П1 – трубчатые, язычковые, Л(3)Т(5)П1 – ложноязычковые; воронковидные (стерильные)

Кисть, завиток, метёлка. Корзинка

Семянка, часто с хохолком, парусом или с шипиками

Травы, кустарники,

деревья

Подсолнечник, топинамбур.

Астры, георгины, хризантемы

Бодяк, осот

Пижма, тысячелистник, календула, череда, ромашка

Масличные и овощные

Декоративные

Сорняки

Лекарственные

Приложение 3

Группа 1

Овощной отдел - 1

Для исследования предлагаются – горох, фасоль, морковь.

Рассмотрите выданные вам гербарные и иллюстративные материалы и ответьте на вопросы:

1. Какие из выданных вам растений сходны по строению цветка и плода? Какой вывод из этого следует?

2. Определите, к какому семейству Двудольных относят данные растения, используя материал учебника параграф 32 и практическую работу на с.113.

3. Занесите данные о представителях данного семейства в таблицу.

Группа 2

Овощной отдел - 2

Для исследования предлагаются – капуста, редис, свекла.

Рассмотрите выданные вам гербарные и иллюстративные материалы и ответьте на вопросы:

1. Какие из выданных вам растений сходны по строению цветка и плода? Какой вывод из этого следует?

2. Определите, к какому семейству Двудольных относят данные растения, используя материал учебника параграф 32 и практическую работу на с.113.

3. Занесите данные о представителях данного семейства в таблицу.

Группа 3

Теплица

Для исследования предлагаются – огурец, томат, баклажан.

Рассмотрите выданные вам гербарные и иллюстративные материалы и ответьте на вопросы:

1. Какие из выданных вам растений сходны по строению цветка и плода? Какой вывод из этого следует?

2. Определите, к какому семейству Двудольных относят данные растения, используя материал учебника параграф 32 и практическую работу на с.113.

3. Занесите данные о представителях данного семейства в таблицу.

Группа 4

Цветник

Для исследования предлагаются – тюльпан, астра, ромашка.

Рассмотрите выданные вам гербарные и иллюстративные материалы и ответьте на вопросы:

1. Какие из выданных вам растений сходны по строению цветка и плода? Какой вывод из этого следует?

2. Определите, к какому семейству Двудольных относят данные растения, используя материал учебника параграф 32 и практическую работу на с.113.

3. Занесите данные о представителях данного семейства в таблицу.

Группа 5

Сад

Для исследования предлагаются – яблоня, вишня, малина .

Рассмотрите выданные вам гербарные и иллюстративные материалы и ответьте на вопросы:

1. Какие из выданных вам растений сходны по строению цветка и плода? Какой вывод из этого следует?

2. Определите, к какому семейству Двудольных относят данные растения, используя материал учебника параграф 32 и практическую работу на с.113.

3. Занесите данные о представителях данного семейства в таблицу.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.