Интегрированный урок-праздник по теме «Капустник» (3–4 классы)
Интегрированный урок – праздник по теме: «Капустник».
Задачи:
- расширять знания и представления об овощах;
- содействовать укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию;
- прививать чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
Два кочана капусты, иллюстрации капусты, разрезная азбука, поворотные стойки, бинты, бумага, карандаши.
Ход праздника.
Ведущая:
Здравствуйте гости дорогие! Сегодня у нас гуляние!
Торопись честной народ,
Всех вас в гости веселый «Капустник» зовет.
Итак, дорогие ребята. Давайте вспомним, как выглядит кочан капусты. Он большой, круглый, со светло-зелеными, крупными, гладкими листьями, плотно прижатыми друг к другу. В самой сердцевине кочана находится вкусная кочерыжка. Почему ее назвали капустой? Капитан – голова команды; капюшон – головной убор; капуцин – монах, который носит капюшон. Все эти слова произошли от латинского слова капут, что означает голова. Пропала голова, все пропало – капут! За сходство кочана с человеческой головой и получила капуста такое название.
Какая бывает капуста? Обычно капусту отличают от других овощей по кочану – голове. И краснокочанная, и савойская, чьи листья в пупырышках – головасты и их узнать не трудно. Но посмотришь на брюссельскую – что за диковина? На грядке выросла шишка. На длинном стебле один над другим кочанчики – невелички. Размером с грецкий орех. Есть еще листовая кормовая капуста, тоже безголовая. От нее молоко у коров становится желтоватым, целебным. Брюссельская капуста хороша в супе. А вот капуста, с которой произошла удивительное превращение. Ее стебель, раздувшись книзу, стал похож на репу – это «кольраби», что означает «стеблевая репа». Капуста имеет очень много витаминов. В народной медицине капустный сок издавна использовался для заживления гноящихся ран и язв. Сок капусты – замечательное средство косметическое. Он обладает омолаживающим эффектом, поэтому его используют для ополаскивания лица и приготовления различных косметических масок.
У нас на Руси капусту любили с древних времен. Осенью пели песни про матушку - капусту, весной водили хороводы под песню «Вейся, вейся кочан!». С лета до осени выручали щи из свежей капусты. В будни – постные, в праздник – с мясом. Хлебать их надо было молча, степенно, уважительно. В праздники пироги с капустой, о которых заяц мечтал: «Эх, кабы мне, зайцу, мужичонком быть! Эх, кабы мне зайцу, в лопатках ходить! Пироги бы я ел с капустою…». Собирают капусту обычно с первыми заморозками. Недаром говорят: «Капуста последняя из огорода уходит». На Руси бытовала традиция коллективной заготовки капусты на зиму. Рубили ее после 27 сентября, сразу после православного праздника Воздвижения. Переходя от избы в избу, от Дарьи к Марье, от Алены к Матрене, девушки рубили сечками упругие кочаны в деревянных корытах. Собранную капусту заквашивали. На «капустники» приходили молодые парни высматривать невест. В эту пору начиналась череда веселых, осенних капустников, которые длились две недели.
Приветствие команд.
«Кочерыжка». «Вилок».
Девиз: Девиз:
«Кочерыжка есть в капусте. «Все вместе – листья в котелке.
Пусть нам всем не будет грустно. Команда мы – рука к руке.
Мы сегодня победим. На победу мы настроены.
В конкурсах мы устоим». Вилки капустные так устроены».
Эстафеты.
1. Бег с капустой. Дети обегают по очереди поворотные стойки, неся капусту и передавая ее из рук в руки.
2. Передай капусту над головой. Участники команд стоят в колонне по одному. Направляющий по команде «Марш!» начинает передачу капусты над головой. Последний участник, получив кочан, бежит вперед колонны, и опять передает. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан команды не станет опять первым.
3. Собери слово. Участники команд по очереди выбегают к столу, где разложены буквы и выкладывают по порядку буквы слова «капуста».
4. Кто быстрей. Первый участник по команде «Марш» начинает передачу капусты в своей команде. Последний участник, получив кочан, бежит вперед, и продолжает передачу. Итак, команда проходит до поворотной стойки и обратно.
5. Докати вилок. Участники команд по очереди обвозят вилок капусты на доске вокруг поворотной стойки.
6. Какие блюда готовят из капусты. За 30 сек. на бумаге написать, как можно больше блюд из капусты.
7. Съешь меня. Первый участник съедает капустный лист и передает эстафету другому человеку.
8. Окажи помощь. Для выполнения задания используются капустные листья и бинты.
Жюри подводит итоги, и все садятся пить чай с пирогами с капустой.