12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыдова Наталья Борисовна348
Россия, Нижегородская обл., с. Вад
4

Урок реализации полного цикла проектной деятельности «Физические и химические свойства алюминия»



Учитель химии МАОУ «Вадская СОШ» с.Вад Вадского района Нижегородской обл. Давыдова Н.Б.

Тема урока: Физические и химические свойства алюминия.

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок реализации полного цикла проектной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- узнают об алюминии – простом веществе;

- объясняют физические и химические свойства алюминия, прогнозируют его применение;

- определяют возможность использования алюминиевой посуды и правила ухода за ней.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

формулировать проблему, аргументировать причины ее возникновения;

ставить цель проектной деятельности;

планировать проектную деятельность;

организовывать и регулировать проектную деятельность;

оценивать проектную деятельность.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

осуществлять эксперимент;

устанавливать причинно-следственные связи;

формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

работать в парах – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать.

Получат возможность научиться:

учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

Личностные результаты: оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни, применяют полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

Предметное содержание урока и используемый УМК: Урок «Физические и химические свойства алюминия» является четвертым уроком в теме «Металлы и их важнейшие соединения». Учащиеся умеют давать характеристику элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, знают физические и химические свойства металлов.

Актуальность проекта определяется тем, что знания о вредности алюминиевой посуды, о правилах ухода за ней имеют значение для развития опыта практической деятельности в реальных жизненных ситуациях, для формирования целостного восприятия явлений происходящих в природе, в быту.

УМК: 1) Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара) // Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / [Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара и др.]; под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010

2) Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.; под ред. Н.Е.Кузнецовой. Химия. – М.: Вентана-Граф, 2013

На данном уроке учащиеся осуществляют полный цикл проектной деятельности.

Деятельностное содержание урока:

 

Фаза (этап) проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы

Средства

Организационная форма

Результат этапа

Подготовительный Актуализация

5 мин.

Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по изучаемой теме

Анализируют информацию. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию.

Участвуют в обсуждении собранной информации.

Прием «Согласен – Не согласен»

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Презентация, картинка «Корзина»

Класс

Анализ информации, выдвижение предположения о правильности или неправильности суждений.

Проектировочный

10 мин.

Проблематизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

Концептуализация и моделирование

 

 

 

 

 

Планирование

Помогает сформулировать проблему с помощью приема «Мозговой штурм».

Предлагает сформулировать гипотезу исследования.

Высказывают свои мысли по проблемным вопросам «Вредна ли алюминиевая посуда?», «Почему люди используют алюминиевую посуду?», формулируют проблему.

Прием «Мозговой штурм»

 

Прием «Сформулируй гипотезу»

-

-

Класс

Класс

Сформулированная проблема «Есть мнение, что использование алюминиевой посуды вредно для здоровья человека. Так ли опасна алюминиевая посуда или все же это миф?»

Сформулирована гипотеза исследования «Если алюминий взаимодействует с водой, кислотами и щелочами, то алюминиевую посуду нельзя использовать для приготовления и хранения пищи, имеющую кислую и щелочную реакцию».

Организует обсуждение, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели

Формулируют цель проекта «Установить пригодность или непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи». Фиксация цели и задач проекта.

Прием «Технология постановки SMART- целей»

-

Класс

Сформулированная цель и задачи проекта

Предлагает выполнить проектные задания.

Принимают проектные задания.

Проектные задания.

-

Класс

Определены проектные задания и проектные продукты: результат исследования, памятка «Уход за алюминиевой посудой».

Предлагает разработать план работы.

Консультирует по планированию.

Составляют план осуществления проектных заданий

-

 

Класс

Сформированный план по выполнению заданий, определены временные рамки, распределены обязанности при реализации плана в парах.

Этап реализации

20 мин.

 

 

 

 

 

 

Реализация

 

 

 

 

 

 

Защита проекта

Знакомит с предметным содержанием: физические свойства алюминия, взаимодействие алюминия с простыми веществами

Знакомятся с предметным содержанием, которое им необходимо для выполнения проектных заданий

-

Презентация

Класс

Знание о физических свойствах алюминия и химических свойствах алюминия (взаимодействие алюминия с простыми веществами)

Организует работу в парах, консультирует, наблюдает за работой в парах

Работают в парах, выполняют проектное задание.

Проектные задания

Учебник, интернет – ресурсы, инструктивная карточка, оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента

Пары

Проектные продукты (результат исследования и памятка)

Организует представление результатов выполнения проектных заданий

Представляют результаты выполнения проектных заданий, задают вопросы, отвечают на вопросы, оценивают свои проектные умения.

Прием «Анкета для выявления проектных умений»

Проектные продукты, анкета для выявления проектных умений

Класс

Защита (отдельные учащиеся класса)

Оценочно-рефлексивный

10 мин

Организует рефлексию

Анализируют выполнение проекта, проводят рефлексию деятельности.

Прием «Рюкзак»

 

Класс

Осознание полученного опыта проектной деятельности

Ресурсы (средства обучения)


Презентация к уроку
PPTX / 693.54 Кб

Учебник

Интернет – ресурсы

Оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента:

пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, держатель, растворы соляной кислоты и 30% гидроксида натрия, вода, алюминий.

Дидактические материалы

Прием «Согласен – Не согласен»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, направленная на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

В начале урока учитель предлагает выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-»:

1) Название «алюминий» известно еще с глубокой древности, т.е. название металлу было дано еще до его рождения. (Да, вещества, содержащие алюминий, известны с глубокой древности, но открыли алюминий в 19 веке. Алюминий в виде соединений был известен с глубокой древности. Квасцы (по лат. Alumen – квасцы), т.е. сульфат алюминия-калия применяли при крашении тканей и как средство, останавливающее кровь. Пропитка древесины раствором алюмокалиевых квасцов делало её негорючей).

2) Алюминий стоил дороже золота. (В конце XIX начале XX в. алюминий ценился выше золота. На протяжении долгого времени он оставался музейной редкостью. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского ученого Д.И. Менделеева и подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, а другая из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой).

3) Алюминиевую посуду называли посудой бедняков, т. к. этот металл способствует развитию атеросклероза? (При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали алюминиевые ложки и вилки. Гости попроще удостаивались обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами).

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, позволяющая выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по теме «Алюминий».

Задание: Что вы знаете об алюминии?

Прием «Мозговой штурм»

Цель: формировать навык формулирования проблемы с определенной позиции.

Задание: Выскажите свои мысли по вопросам «Вредна ли алюминиевая посуда?», «Почему люди используют алюминиевую посуду?» (после завершения «мозговой атаки» определяется проблема проекта: «Есть мнение, что использование алюминиевой посуды вредно для здоровья человека. Так ли опасна алюминиевая посуда или все же это миф?»).

Прием «Сформулируй гипотезу»

Цель: формировать умение формулировать рабочую гипотезу по предложенной схеме

Задание:

Сформулировать гипотезы по предложенной схеме: «Если…, то…»

Сформулирована гипотеза исследования «Если алюминий взаимодействует с водой, кислотами и щелочами, то алюминиевую посуду нельзя использовать для приготовления и хранения пищи, имеющей кислую и щелочную реакцию».

Прием «Технология постановки SMART- целей»

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели

Правильно сформулированная цель должна быть:

Specific - конкретная

Measurable - измеримая

Achievable - достижимая

Relevant – согласованная с задачами

Time-Bound - определенная во времени.

Задание: сформулировать цель проекта, используя требования к цели.

Сформулировать задачи проекта

Цель: установить пригодность или непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи.

Задачи:

1. Изучить физические и химические свойства алюминия.

2. Провести химический эксперимент по изучению взаимодействия алюминия со сложными веществами.

3. На основе проведенных исследований сделать вывод о пользе или вреде алюминиевой посуды и дать рекомендации по её правильному использованию.

Проектные задания:

- провести химический эксперимент «Взаимодействие алюминия со сложными веществами»: 1 ряд – взаимодействие алюминия с водой; 2 ряд - взаимодействие с растворами кислот; 3 ряд - взаимодействие с растворами щелочей;

- составить памятку «Уход за алюминиевой посудой».

Прием «Анкета для выявления проектных умений»

Оцени свои проектные умения, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

 

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Планировать работу

 

 

5. Организовать работу

 

 

6. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

7. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

 

Прием «Рюкзак»

Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно подумать над ответом, можно сказать "я пропускаю ход".

Химический эксперимент: Взаимодействие алюминия со сложными веществами

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, держатель.

Реактивы: растворы соляной кислоты и 30% гидроксида на­трия, вода, алюминий.

Техника безопасности: При работе со спиртовкой помните:

- зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место;

- нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от дру­гой;

- для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками;

- гасить спиртовку можно только одним способом;

- накрывать пламя фитиля колпачком.

При работе со щелочами и кислотами помните: щелочи и кислоты – едкие вещества. При попадании на кожу растворов кислот или щелочей необходимо смыть их сильной струей холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и сполоснуть водой.

Ход опыта:

Выполните опыты, характеризующие взаимодействие алюминия со сложными веществами. Отметьте наблюдаемые явления, запишите необходимые уравнения химических реакций, сделайте выводы.

Содержание и условия опыта

Наблюдения

Вывод

1. Взаимодействие алюминия с водой (1 ряд).

Кусочек алюминиевой прово­локи зачистите и поместите в стакан с водой. Запишите уравнение реакции.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для кипячения воды.

Доказательство амфотерности алюминия

2. Взаимодействие с растворами кислот (2 ряд).

В пробирку положите 2 ку­сочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной ки­слоты. Про­бирку слегка на­грейте. Запишите уравнение реакции.

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи, имеющую кислую среду (щи, компоты, рассолы, варенье).

3. Взаимодействие с растворами щелочей (3 ряд).

В пробирку положите 2 ку­сочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида на­трия. Пробирку слегка про­грейте.

Запишите уравнение реакции, используя материал учебника (стр. 226)

 

 

Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод о возможности использования алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи, имеющую щелочную среду (молочные продукты).

Заполненная таблица:

 

Содержание и условия опыта

Наблюдения

Вывод

1. Взаимодействие алюминия с водой (1ряд).

Кусочек алюминиевой прово­локи зачистите и поместите в стакан с водой.

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2 (после удаления оксид. пленки)

Выделение водо­рода, образование студенистого осадка гидроксида алюми­ния.

Алюминий – актив­ный ме­талл.

В алюминиевой посуде можно кипятить воду, если не нарушена целостность посуды.

Доказательство амфотерности алюминия

2. Взаимодействие с растворами кислот (2 ряд).

В пробирку положите 2 ку­сочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной ки­слоты. Про­бирку слегка на­грейте.

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Выделение водо­рода.

Алюминий взаимо­действует с кисло­тами. В алюминиевой посуде нельзя готовить и хранить пищу, имеющую кислую среду (щи, компоты, рассолы, варенье).

3. Взаимодействие с растворами щелочей (3 ряд).

В пробирку положите 2 ку­сочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида на­трия. Пробирку слегка про­грейте.

2Al + 2NaOH + 6H2O =2Na[Al(OH)4] +3H2

(тетрагидроксоалюминат на­трия)

Выделение водо­рода.

Алюминий взаимо­действует со щелочами. В алюминиевой посуде нельзя готовить и хранить пищу, имеющую щелочную среду (молочные продукты).

 

 

 

Домашнее задание

§40

Задание 1. Провести анкетирование об использовании алюминиевой посуды в быту.

Задание 2. Узнайте о применении алюминия (рассмотрите области применения алюминия на основе его свойств).

Используемые источники информации:

1. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова. – М.: 5 за знания, 2008

2. Учебный проект: от «школы знаний» - к «школе деятельности»: сборник методических разработок / редакционная коллегия: О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014

3. Статья «Таблица-конструктор» [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/

4. Статья «Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников» [Электронный ресурс]. URL: 60nn.ruwp-content/uploads/2013/12/РТ-Система-ПДО…

5. «Популярная библиотека химических элементов» / http://n-t.ru/ri/ps/pb013.htm

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.