Урок русского языка на тему: «Буквы А-О в корне –кас- — -кос-»
Урок русского языка на тему: «Буквы А-О в корне –кас- — -кос-»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: познакомить с правописанием гласных в корне -кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
карточки с заданиями
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора
Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Строить логические рассуждения. Производить анализ, синтез, сравнение.
Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать проблему урока. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Внимание на экран.
(На экране под музыку показываются фотографии зимы и зимних забав).
- Что объединяет все фотографии, которые вы увидели?
-Какое время года на них изображено?
-А вы любите зиму?
- А какое у вас настроение после просмотра этих фото?
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится до конца урока, и даже если не сразу что-то получилось – мы огорчаться не будем.
Актуализация знаний.
- А сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете? (Морфемика и орфография)
- А что изучает морфемика? А орфография?
- О каком времени года мы говорили с вами в начале урока? Запишите это слово себе в тетради.
ЗИМА
- Какой корень в этом слове? Подберите однокоренные слова и запишите их. У вас 30 секунд.
-Какие слова вы записали? Назовите их.
-У вас на партах лежат ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ, которые вы будете заполнять, оценивая свою работу на уроке. И сейчас за первое задание поставьте себе + (плюс) в одну из колонок.
Лист самооценки
ученика 5 класса
____________________________________
Задания | Умею | Делаю с трудом, допускаю ошибки | Не умею |
Подбор однокоренных слов | | | |
Исследовательская работа | | | |
Усвоение новых знаний | | | |
Составление предложений | | | |
Работа со словами | | | |
Игра «Четвёртый лишний». | | | |
Работа с текстом | | | |
- Какую гласную в корне в слове ЗИМА мы написали? Почему? Как называется эта орфограмма?
- Правильно, это «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Это мы уже знаем. Но в русском языке есть слова, в которых гласную в корне не всегда можно проверить. А что это за слова мы узнаем сегодня на уроке.
3. Постановка учебной темы и целей урока.
- Я приглашаю вас принять участие в небольшой исследовательской работе, т.е. вы сегодня на уроке будете выступать в роли научных сотрудников, а я – буду вашим научным руководителем. На ваших партах у каждого лежат бейджики, прикрепите их себе. Теперь мы готовы к работе.
-Посмотрите на словосочетания (напечатаны на листочках и показаны на экране)
(Работа выполняется на данных листочках)
Тонкие к…сички
К…сить траву
К…сой взгляд
Прик…снуться к руке
К…саться стола
- Какой корень в слове «косички»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?
- Почему?
- Какой корень в слове «косить»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?
- Почему?
- Какой корень в слове «косой»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?
- Почему?
- Какой корень в слове «прикоснуться»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?
- Почему? (Не могут объяснить)
- Какой корень в слове «касаться»? Выделите его. Какую букву мы вставим на место пропуска?
- Почему?
- А можно все эти слова назвать однокоренными? (Нет)
- А какие слова будут однокоренными? Почему?
- Почему у них разные гласные в корне?
- Кто знает, как их правильно писать?
- Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корне -кас—кос-)
- Запишите тему урока. (На экране тема урока - Буквы А-О в корне -кас—кос-.)
- Сформулируйте цель нашего урока.
(Познакомиться с правописанием гласных в корне -кас-кос-;
Научиться применять правило написания гласных а-о в корне –кас- - -кос-.)
Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
4.Наблюдение над языковым материалом.
-Ребята, а как мы можем узнать правило написания корня с чередованием –кос-/-кас-? (из учебника или из наблюдений за словами).
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами записаны группы слов.(НА СЛАЙДЕ)
- Как вы думаете, почему эти слова разделили на два столбика?
- Какова наша задача? (Сравнить их и выяснить, почему в первом столбике слова с корнем –кос-, а во втором с корнем –кас-.)
Коснуться Касается
Прикосновение Прикасаться
Неприкосновенность Касание
-Итак, каковы ваши версии, научные сотрудники? От чего же зависит написание гласной в корне -кос- - -кас-?
- А теперь посмотрите и прочитайте это правило в учебнике на с.
- Правильно мы его сформулировали?
- Составим алгоритм написания корня.(вывешивается на доске после проговаривания каждого пункта)
Выделим в слове корень.
Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.
Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.
5.Усвоение новых знаний.
-Расскажите правило в парах друг другу. Окажите помощь своему товарищу, если это потребуется.
- Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Лингвистическая сказка.
-Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка.
Жили на свете два брата Кас и Кос. И были они ну очень похожи, как две капли воды. Вот именно поэтому их часто путали. Хотя по характеру были абсолютно не похожи. Кос был самостоятельным, сам себе находил занятие: то в мяч поиграет, то в компьютер. Косу не было скучно без друзей.
А вот Кас очень сильно переживал по поводу отсутствия у него верного товарища. Он рассылал свои фотографии в социальные сети с надеждой, что найдет себе товарища.
И вот однажды получил ответ от суффикса А. Тот тоже нуждался в друге. С этого дня Кас и Суффикс А неразлучны, а люди перестали путать братьев.
6.Первичное закрепление знаний.
-Теперь попробуем применить правило на практике. По представленным фотографиям составьте предложения, в которых будет слово с корнем –кос- - -кас-. (Предложения записываем на доске)
Самолет плавно _______________ земли. (касается)
________ пола пальцами рук. (коснитесь)
Никогда не _____________к огню! (прик..сайтесь)
- Заполните ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.
Работа со словами.
- Заполните корзины. 1 – слова с корнем – КОС - с чередующейся гласной, 2 - слова с корнем –КАС - с чередующейся гласной. (Слова напечатаны на карточках)
К..снись (воды), прик..саться, к..совица, к..сается (рукой), (нежное) прик..сновение, к..сой( заяц), к..сательная (линия), (девичья) к..са.
Косовица – сенокос, когда нужно идти косить.
Один ученик работает у доски со словами, напечатанными на карточках. Раскладывает по корзинам. Остальные в тетрадях записывают слова в 2 столбика
- Давайте проверим, какие слова оказались в наших корзинах (проверяем ученика у доски).
Кос Кас
к..снись прик..саться
прик..сновение к..сается
к..сательная
- А почему мы не все слова положили в корзины? (Остальные слова с проверяемой гласной в корне)
- А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.
- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.
8. Игра «Четвёртый лишний»
Найдите четвертое лишнее: (Задание на экране)
- Выпишите лишнее слово. Проверьте себя.
1). прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
2). к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
3). к..снулось, к..сается, к..са, к..саться
- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.
9. Работа с текстом.
Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму.
(Текст напечатан на карточках для каждого ученика, слова вписываются в карточку)
Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________.
Слова для справок:
К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься
- Заполните ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.
10.Рефлексия деятельности.
- Урок наш заканчивается. Оцените свои результаты и деятельность на уроке, пользуясь «Облаком слов». Расскажите, что вы узнали, что вам понравилось, что было трудно и т.д.
Сегодня на уроке я повторил (а) …
Продолжите одно из предложений:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… | |
Не забудьте сдать свои оценочные листы! Я передам их вашему учителю, который обязательно проанализирует их.
Оценки за урок
А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.
Для этого поднимите один из смайликов.
(Красный - было интересно и легко на уроке,
Синий - иногда были трудности, сомнения)
Спасибо за урок!
11. Домашнее задание. (по выбору)
1. Упр.
2. Составить 6-7 словосочетаний с изученной орфограммой.
3. Составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой, озаглавьте его.
Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!