12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11405
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Урок русского языка «Повторение изученного по теме «Глагол» (6 класс)


Стефанова Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования»

г. Сыктывкара Республики Коми



ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
PPTX / 6.26 Мб


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
DOC / 3.02 Мб

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

- повторить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках глагола, правописании глаголов;

- развивать коммуникативные навыки учащихся, творческие и речевые способности;

- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

- воспитание интереса и уважения к русскому языку, устному народному творчеству (на примере пословиц).

Планируемые результаты:

- предметные: знать и уметь определять морфологические признаки глаголов, его синтаксическую роль в предложении; уметь применять полученные знания на практике;

- метапредметные:

- познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации (в том числе со словарями), извлекать информацию из текста;

- регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку;

- коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение различными видами речевой деятельности;

- личностные: формирование ценностного отношения к семье, уважения к родителям, выразительное чтение стихотворений, текстов о семье, стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урокаурок актуализации знаний и умений (урок повторения).

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015 г.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, мультимедийная презентация к уроку, толковый словарь С. И. Ожегова, школьный орфографический словарь, школьный этимологический словарь, словообразовательный словарь, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Использованные технологии: метод проектов, проблемно-диалоговая технология, педагогика сотрудничества, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

Ход урока:


1. Организационный этап. Включение учащихся в учебную деятельность. Слайд 1.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте! Садитесь.

2. Мотивационный этап. Определение темы урока с помощью стихотворения. Слайд 2.

Ребята! Давайте вместе попробуем определить тему нашего урока. А поможет нам это сделать стихотворение Людмилы Татьяничевой.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам… (ГЛАГОЛ)

3. Целеполагание.

Приём «Незаконченное предложение». Слайд 3.

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о глаголе. Определите для себя цель урока, закончите предложения. Сегодня на уроке я хочу (узнать, научиться, повторить, закрепить) …

На уроках русского языка мы с вами изучали тему «Глагол». Сегодня будем повторять изученный материал. Запишите число и тему урока (на доске вывешивается тема урока «Повторение изученного по теме «Глагол»).

4. Актуализация знаний.

Ребята! Давайте проверим, что нам известно о глаголе, для этого проведём теоретическую разминку. Рядом с верными утверждениями поставьте «+», с неверными – «-».

Задание 1. «Верные и неверные» утверждения». Слайд 4.

Глагол:

1) самостоятельная часть речи

2) отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

3) обозначает действие

4) обозначает признак предмета

5) изменяется по временам

6) изменяется по падежам

7) в прошедшем времени изменяется по родам и числам

8) глаголы бывают переходные и непереходные

9) светает, смеркается, вечереет – безличные глаголы

10) в предложении обычно является сказуемым

Проверка выполнения задания. Слайд 5.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить не только о глаголе. Слайд 6.

Предлагаю вам разгадать ребус:

t1571520896aa.jpg

Сегодня мы с вами будем говорить о семье, и это не случайно. 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. Слайд 7.

В течение недели у нас проходил проект, посвящённый Международному дню семьи. Сегодня группы представят результаты своей работы.

5. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Представление проектных работ учащихся.

Группа «Лингвисты». Проект «Энциклопедия слова «СЕМЬЯ». Слайд 8.

Цель проекта: составление энциклопедии слова «семья». Слайд 9.

Задачи:

- изучить с помощью словарей лексическое значение слова «семья», его происхождение;

- подобрать к слову «семья» однокоренные слова, синонимы, антонимы, эпитеты, опираясь на справочную литературу;

- найти пословицы и поговорки, фразеологизмы со словом «семья»;

- вспомнить художественные произведения, в которых встречается слово «семья»;

- создать галерею картин русских художников «Семья в живописи».

Этимология (происхождение) слова «семья». Слайд 10.

Слово «семья» исконно русское. Образовалось от числительного «семь», что означало «домочадец». Такой же корень имеет литовское seima – «семья, челядь», готское haims – «селение», греческое home. Первоначально семья означало «живущие в одном селении», затем – «домочадцы».

Лексическое значение слова «семья». Слайд 11.

СЕМЬЯ, -и, мн. семьи, семей, семьям, ж.

1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.

2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок). Дружная школьная с. Студенческая с.

3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей. Семья языков — в языкознании: группа родственных языков. II уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3 знач.). II прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Слова-родственники. Слайд 12.

Однокоренные слова: семейный, семейка, семейственность, семейственный, семьянин, семьянинка, семейство, бессемейный, по-семейному и др.

Синонимы и антонимы. Слайд 13.

Синонимы к слову «семья»: семейство, ячейка общества, супружество, семейный круг, семейные, домашние; домочадцы (устар.); чада и домочадцы (шутл.).

Антонимы к слову «семья»: одиночество, сиротство.

Эпитеты к слову «СЕМЬЯ». Слайд 14.

В словаре эпитетов представлено около ста эпитетов к этому слову.

О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. п. (32 эпитета): бедная, беззаботная, бережливая, большая, многодетная, работящая, состоятельная, трудолюбивая и т. д.

О характере внутрисемейных отношений, об отношении к окружающим (64 эпитета): благополучная, благопристойная, гостеприимная, дружная, заботливая, здоровая, крепкая, культурная, несчастная, сплоченная, строгая, счастливая, хлебосольная и т.д.

Слайд 15. Слово «СЕМЬЯ» во фразеологических оборотах: глава семьи, крепкая семья, семья народов, обзаводиться семьёй, человек из хорошей семьи.

Слайд 16. Пословицы и поговорки о семье:

Человек без семьи, что дерево без плодов.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

В родной семье и каша гуще.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семейное согласие всего дороже.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. 

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья крепка ладом.

Слово «семья» в литературе. Слайд 17.

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»,

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»,

Л.Н. Толстой «Детство», «Война и мир»,

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,

В.Г. Короленко «В дурном обществе»,

Максим Горький «Детство»,

А.П. Платонов «Никита»,

В.И. Белов «Скворцы»,

И.С. Тургенев «Отцы и дети» и др.

Слово «семья» в живописи. Слайды 18-20.

С. Иванов «Семья»,

И. Куликов «Семья лесника»,

И. Глазунов «Семья художника»,

Ю. Кугач «В семье. Первые шаги»,

Ф. Славянский «Семейная картина. На балконе»,

Ф. Толстой «Семейный портрет».

Слайд 21. Выводы:

1. У слова «СЕМЬЯ» интересная история.

2. Оно «живёт» в пословицах, поговорках, афоризмах, в произведениях художественной литературы, живописи.

3. Это слово является близким и понятным для всех, так как семья – это самое главное в жизни каждого человека.

- Ребята, а как вы можете объяснить наличие числа «7» и местоимения «Я» в слове «СЕМЬЯ»? (Раньше семьи были большие. Под одной крышей жили несколько поколений, в ней были дедушки, бабушки, мамы, папы, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.)

- О такой большой семье есть у меня загадка. Сосчитайте, сколько в этой семье человек?

Задам сейчас задачу я,

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(Ответ: 7 человек – я, брат и сестра, мама и папа, бабушка и дедушка).

- А ещё это слово очень похоже на слово «семя» – семена – это дети, продолжение своих родителей.

Семья – это самое ёмкое слово.

В нём слышится «семя» - жизни основа.

Семь «я» - это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней – надёжный источник.

Семья – это радостный детский смех.

Семья – то, что в жизни нам дарит успех!

Семья – нашей жизни надёжный оплот,

Что в детстве и в старости нас бережёт.

Семья – на любви построенный дом,

Радость и счастье царствуют в нём!

2. Проект «История Международного дня семьи» (группа «Историки»).

А сейчас давайте познакомимся с историей праздника «Международный день семьи». Результаты своей работы представит группа «Историки».

Цель проекта: изучение истории возникновения праздника, его традиций. Слайд 22.

15 мая – Международный день семьи. Своими корнями история праздника уходит в 1994 год, который был провозглашён международным Годом семьи. Тогда же ООН приняла резолюцию о том, чтобы в мире появился новый красный день календаря – 15 мая (День семьи). Слайд 23.

Задача Международного дня семьи – привлечение внимания к проблемам семьи. Слайд 24.

Традиции Дня семьи в России. Слайд 25.

В России каждый год 15 мая – в День семьи – в Кремле проходит торжественная церемония, на которой вручают премию «Семья России» и орден «Родительская слава».

Орден «Родительская слава». Слайды 26-27.

Орден «Родительская слава» - государственная награда Российской Федерации. Учреждён Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года № 775. Орден вручается гражданам Российской Федерации за большие заслуги в укреплении семьи и воспитании детей.

Орден «Родительская слава» имеет мужской и женский знак ордена, а также миниатюрные копии знака ордена, предназначенные для ношения.

Орден «Родительская слава» вручается родителям, воспитавшим семерых и более детей. Первое награждение прошло в 2009 году. За годы существования ордена им награждено 400 семей. Слайд 28.

Премия Правительства Республики Коми. Слайд 29.

В Республике Коми ежегодно вручают премии Правительства Республики Коми лучшим многодетным семьям в размере 100 тысяч рублей.

Слайд 30. Вывод:

Крепкая семья – это основа благополучия общества и государства, сохранения духовных, культурных и национальных традиций. Поэтому государство проявляет заботу о семье.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним их.

Задание 2: вставьте пропущенные буквы, объясните написание глаголов. Слайды 31-32.

В семью, где лад, счастье дорогу (не) забывает.

В семье, где нет согласия, добра (не) бывает.

Дерево держит…ся корнями, а человек – семьёй.

Дом согрева…т не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья (не) зна…т печали.

(Не) пряч… свои неудачи от родителей.

Родителей чти – (не) собьёш…ся с истинного пути.

Семья – печка: как холодно, все к ней соб(е,и)рают…ся.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, графически обозначают орфограммы в глаголах.

7 «Это интересно!» Слайд 33.

Название части речи «ГЛАГОЛ» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть.

Слайд 34. Высказывания русских писателей, критиков, лингвистов о глаголе.

Алексей Николаевич Толстой писал о глаголе: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит, дать движение фразе».

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. (А.Югов)

В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г. Белинский)

Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены. (А.М. Пешковский)

Какое свойство глагола отмечают авторы высказываний?

8. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 3: восстановите пословицу. Слайды 35-36.

Для себя жить - … , для семьи - …, для народа - … .

Слова для справок: светить, гореть, тлеть (гореть без пламени – словарь В.И. Даля).

Что это за слова? (синонимы)

Если мы заглянем в Словарь синонимов, то узнаем, что у слова гореть 66 синонимов.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода (на то она и неопределённая). Начальная форма глагола имеет -ТЬ, -ТИ: работать, нести (суффикс) и нулевое окончание. В неопределённой форме глагола после буквы Ч пишется Ь: беречь, беречься.

Чем отличаются глаголы, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? И ЧТО СДЕЛАТЬ? (несовершенный и совершенный вид).

Определите вид глаголов, подберите глаголы другого вида:

тлеть – истлеть, сотлеть, перетлеть

гореть – сгореть,

светить – посветить.

Какой приём использован в пословице?

Градация – стилистический приём, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

Задание 4. «В мире мудрых мыслей» (работа по индивидуальным карточкам).

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните написание глаголов.

1. Семья начинается с детей. (А. И. Герцен)

2. Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. А. Сухомлинский)

3. Любовь и уважение к родителям есть чувство святое. (В. Г. Белинский)

4. Семья — это среда, в которой человек учится и сам творит добро. (В. А. Сухомлинский)

5. Любовь к родине начинается с семьи (Ф. Бэкон).

6. Единственная ценность в мире — это семья. Как только погибнет семья, погибнет мир. (Старец Паисий Святогорец)

7. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. (Себастьян Брандт)

9. Беседа.

Что такое «СЕМЬЯ»? Семья - это наш дом, мама и папа, бабушка и дедушка, братья, сёстры, словом, близкие и родные люди. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки, традиции – это всё, чем мы живём, это наше счастье.

Жизнь каждого человека, конечно, начинается с семьи. Именно здесь мы познаем любовь, уважение, радость, добро. Семья помогает знакомиться с окружающим миром, она защищает нас от любых неурядиц, поддерживая наши силы и здоровье.

В каждой семье есть свои нравственные принципы, законы, традиции. Качества, которые очень важны для человека, воспитываются именно в семье.

15 мая – Международный день семьи. Знаете ли вы, что в России есть ещё и свой праздник День семьи? Когда он отмечается?

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Слайд 37.

Этот замечательный праздник появился в 2008 году. В этом году в России праздник будет отмечаться в 10-й раз.

История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке. На их долю выпало немало испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге. Пётр и Феврония почитаются как покровители семейных уз. Слайд 38.

Почему символ праздника - ромашка? Слайд 39.

Ромашка - символ Всероссийского дня семьи, любви и верности является ромашка.

Ромашка - самый известный и самый распространенный цветок в России. Этот скромный цветок является олицетворением России. День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

Приём «Ромашка». Учитель раздаёт учащимся лепестки с названиями качеств: любовь, забота, уважение, ненависть, верность, дружба, ложь, ласка, вражда, доброта, жестокость, взаимопомощь, зависть. Предлагает выбрать качества, которые бы вы взяли в свою семью.

- Что должно быть в настоящей счастливой семье? Прочитайте!

t1571520896ab.jpg

Я уверена, что вашим семьям присущи все эти качества, и в будущем каждый из вас будет стремиться к созданию своей счастливой семьи.

10. Рефлексия. Слайд 40.

«Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я:

- узнал(а) …

- научился(лась) …

- повторил(а) …

- закрепил(а) …

- понял(а) …

- …

Самооценка и оценка учителем работы учащихся.

Демонстрация видеоролика «С днём семьи!»:

https://www.youtube.com/watch?v=86b--gncL68&t=19s

​​​​​​​Ещё одна группа учащихся в ходе работы над проектом подготовила всех небольшие подарки – ромашки-сюрпризы (с чупа-чупсами).

Учащиеся раздают всем ребятам подарки.

t1571520896ac.jpg

Спасибо всем за урок! С праздником! С Днём семьи! Слайд 41.



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 21.10.19 в 23:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный, методически грамотный урок!
Ватолина Светлана Анатольевна, 12.12.19 в 15:23 0Ответить Пожаловаться
Лариса Михайловна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Стригачева Татьяна Николаевна, 19.12.19 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Хороший приём - работа с пословицами! И правописание можно повторить, и речь с мышлением развивать.
Селиванова Галина Геннадьевна, 20.06.23 в 14:11 0Ответить Пожаловаться
Лариса Михайловна, благодарю Вас за конспект урока. очень понравились все задания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.