12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова528
Окончила филологический факультет МПГУ в 2011г (специалист). В 2013г присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск
Лист с заданием для учащихся к уроку
DOCX / 14.4 Кб


Презентация к уроку
PPTX / 614.51 Кб

Урок русского языка, 8 класс

Тема: «Обстоятельство как член предложения»

Урок «открытия нового знания»

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Все ли присутствуют?

Запись на правой стороне доски:

На парте: ручка, учебник, лист с заданием

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Работа над предложением:

С удовольствием я прочитал занимательную книгу о животных.

Учитель: Выполните синтаксический разбор. Определите виды определения и дополнения.

Ответы учащихся.

Учитель: Обращаю ваше внимание на сложность случая с определением члена предложения «о животных» (несогласованное определение или косвенное дополнение). Это нам сегодня еще пригодится.

Синтаксический анализ предложения. Встречаются с затруднением.

4 мин

Определение темы урока

Учитель: Определите тему урока: с каким членом предложения вы знакомы, но детально еще не изучали?

Ответы учащихся. Запись темы на доске.

Учитель: Действительно, сегодня на занятии речь пойдет об обстоятельстве (СЛАЙД 1). Предлагаю, работая с текстом, заполнить приведенную ниже таблицу, которая предназначена для систематизации знаний по нашей теме.

Запись темы урока в тетради

1 мин

Работа с текстом

Учитель: Вы не первый раз работаете с текстом. Как вы думаете, какие задания, работая с текстом, необходимо выполнить?

Ответы:

Прочитать, указать тип речи, озаглавить, стиль. Устно объяснить правописание орфограмм и пунктуацию.

Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать необходимые задания. (СЛАЙД 2)

Устное выполнение заданий.

Учитель: Работая с таблицей, заполните ее примерами из текста. Давайте составим алгоритм вашей работы, что вы будете делать?

(СЛАЙД 3)

Обращаю ваше внимание на то, что в тексте есть 12 обстоятельств, а в таблице всего 9 строк. Сделайте вывод, почему?

Проверка заполнения:

Учитель: (СЛАЙД 4) Все ли примеры обстоятельств вы нашли? Сверьтесь с подчеркнутыми на слайде примерами. Будем дополнять ваши таблицы.

(СЛАЙДЫ 5-13) Заполнение таблицы.

Составляют алгоритм работы с текстом:

- чтение;

- определение типа речи, стиля текста;

- заглавие придумывают.

Устно комментируют орфограммы, пунктограммы.

Составляют алгоритм работы над таблицей:

- синтаксический анализ (нахождение ГО);

- задать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других членов предложения.

- выписать пример обстоятельства.

- сформулировать вопрос.

- определить смысловое значение обстоятельства.

- определить способ выражения обстоятельства.

Сталкиваются с трудностью: количество заявленных обстоятельств больше, чем строк в таблице. Анализируя примеры, группируют по общему смысловому значению некоторые из них.

Самопроверка.

3 мин

7 мин

5 мин

Целеполагание

Перед вами таблица, систематизирующая знания по теме урока. Давайте сформулируем цели нашего занятия. (СЛАЙДЫ 14-19)

Узнать:

какие виды обстоятельств есть в русском языке.

Научиться:

находить примеры обстоятельств в предложении;

научиться правильно задавать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других ЧП;

определять смысловое значение или вид обстоятельства;

определять способ выражения обстоятельства;

находить второстепенные ЧП, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения.

Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать цели занятия.

Формулируют цели урока

4 мин

Выявление места затруднения

Учитель: Чем интересен случай со словом «на лавочку» из предложения №3 с точки зрения синтаксиса? Выпишите словосочетание с этой словоформой.

Запись на доске:

Уселась (на что?) на лавочку (дополнение); уселась (куда?) на лавочку (обстоятельство места)

Учитель: Что о подобных случаях говорят авторы нашего учебника? Прочитайте теоретические сведения на странице 92.

Ответы: совмещает два члена предложения (косвенное дополнение и обстоятельство места).

Выявляют место затруднения. Анализируя пример, знакомясь с материалами учебника, приходят к новому знанию о совмещении синтаксических ролей.

5 мин

Первичное закрепление

Запишите в тетради и разберите пример, определите какая словоформа совмещает в себе роли разных членов предложения?

Редкая птица долетит до середины Днепра.

(косвенное дополнение и обстоятельство места).

Кто знает, из какого произведения взято это предложение?

Ответы: Гоголь Н.В. «Страшная месть»

Тренируют умение находить примеры словоформ, совмещающих разные синтаксические роли.

Задавание ДЗ

Умение определять подобные случаи совмещения членов предложения вы сможете отработать при выполнении ДЗ: Упр 157. Умение определять виды обстоятельства продолжите совершенствовать в упр 154.

Запись ДЗ: упр 157, 154

2 мин

Рефлексия содержания

Используя материалы таблицы, расскажите, что новое теперь вы знаете о таком члене предложения как обстоятельство.

От каких членов предложения вы задавали вопросы к обстоятельству?

Какой способ выражения обстоятельства для вас оказался непривычным?

Обращаю ваше внимание на то, что данная таблица будет вам хорошим помощником в 9 классе при изучении темы «Виды придаточных предложений».

Используя материалы таблицы, рефлексируют по содержанию нового / прежнего знания.

3 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой

(СЛАЙД 20)

Учитель: Определите, какая лексическая единица представлена на слайде?

Ответ: фразеологизмы.

(СЛАЙД 21)

Учитель: Выполните задание в тетрадях.

Проверка: (СЛАЙДЫ 22-28)

Учитель: для проверки правильного определения видов обстоятельства обменяйтесь тетрадями с соседом. Ставьте + на полях, если учащийся определил все верно. Сдайте листы с заданием на проверку учителю.

Актуализация знаний по лексике.

Письменное выполнение задания.

Взаимопроверка (сверка правильного подбора фразеологизмов, правильного определения видов обстоятельств).

7 мин

Рефлексия личностная

Лично вам, каждому из вас, удобно ли воспринимать или изучать новую тему при помощи составления таблиц?

Спасибо за внимание.

Оценивают продуктивность своего занятия и прием «использование таблиц при изучении новой темы»

3 мин

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.12.18 в 19:35 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Жаль тему уже прошли! Положила в копилку!!!! Пригодится!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 21.12.18 в 19:37 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отклик. Это был открытый урок. Только сейчас "дошли руки" до публикации)

Отредактировано 21-12-2018 19:37

Иоланта Юрьевна Жаркова
Комментарий был удалён пользователем 21 дек 2018 в 19:37
Устинова Валентина Ивановна, 22.12.18 в 01:54 1 Ответить Пожаловаться
Забираю в копилочку! Спасибо!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 22.12.18 в 08:20 2 Ответить Пожаловаться
Приятно, когда твоя работа кому-то приносит пользу)
Ватолина Светлана Анатольевна, 11.01.19 в 10:43 3 Ответить Пожаловаться
Иоланта Юрьевна, поздравляю с 1 местом по популярности уроков за месяц!!!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 11.01.19 в 12:09 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Для меня неожиданно и очень приятно!
Устинова Валентина Ивановна, 11.01.19 в 11:55 3 Ответить Пожаловаться
Награда заслуженная! Молодец!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 11.01.19 в 12:10 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Для меня неожиданно и очень приятно!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 11.01.19 в 15:31 3 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с 1 местом! Молодец!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.