Урок русского языка с применением приемов технологии РКМЧП в 5 кл. 8 вида
[Приемы РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо) направлены на развитие аналитических навыков, умения работать с информацией и формулировать свои мысли.]
Тема: Состав слова
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цель урока:
Развитие умения определять в слове корень, приставку, суффикс и окончание, создавая условия для успешного усвоения материала и вовлечения учащихся в активную учебную деятельность.
Задачи:
1. Образовательная: повторить и закрепить знания о составе слова.
2. Развивающая: развивать навыки анализа, сравнения, выделения главного; способствовать развитию памяти, мышления, речи и расширению словарного запаса.
3. Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Знание структуры слова (основа, корень, приставка, суффикс, окончание).
- Умение выделять части слова.
2. Метапредметные:
- Сравнение выводов, сделанных самостоятельно, с учебным материалом..
- Проверка правильности выполнения заданий.
3. Личностные:
- Осознание роли частей слова в словообразовании.
- Понимание важности правильного выделения частей слова.
Оборудование: Доска, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник "Русский язык, 5 класс" авторов Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, изд-во "Просвещение", 2019 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация:
Учитель: "Сегодня мы подытожим знания состава слова. Мы повторим, как разбирать слова по составу, и правописание частей слова.
- Работа в тетрадях:
Учащиеся записывают дату и тему урока. Учитель напоминает о правильной осанке.
2. Орфографическая минутка.
- На доске записано предложение:
"Друзья плыли на лодке вниз по речке до пристани у деревни Выселки."
Учащиеся объясняют правописание слов с выделенными орфограммами.
3. Чистописание.
- Упражнение для разминки пальцев.
- Прописывание буквы "Жж". Учитель задаёт вопросы:
На что похожа эта буква?
Какие осадки выпадают в виде снежинок? (Снег)
- Чтение стихотворения А. Майкова о подснежнике:
"Подснежник, вестник весны,
Ты первый из-под снега взошёл.
Как радостно видеть тебя,
Как светел твой нежный покров!"
- Образование однокоренных слов:
Прием «Кластер»: учащиеся составляют кластер со словом "снег": снеговик, подснежник, снежинка, снежный, заснеженный.
[Кластер - ученики создают схему (кластер) из ключевых понятий, связанных с темой. Это помогает визуализировать связи между идеями и структурировать информацию.]
- Составление предложения:
Пример: "Вчера выпал первый снег." Учащиеся анализируют предложение, находят главные члены.
4. Повторение и обобщение.
- Прием "Горячий стул":
[«Горячий стул»: к доске выходит учащийся, садится лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.]
Ученики отвечают на вопросы про части слова и члены предложения.
Примеры вопросов:
- Какая часть слова несёт основное значение? (Корень)
- Какая часть слова изменяется? (Окончание)
- Что подчёркивается одной чертой? (Подлежащее)
- Физминутка:
Упражнения для снятия усталости:
Руки кверху поднимаем,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы колени поднимаем,
Будто в лес идём гулять.
Носом вдох, а выдох ртом,
Потянулись вверх потом.
Наклонились влево, вправо,
Так расслабились мы славно!
5. Практические задания.
- Игра "Верни приставку":
На доске записаны слова с пропущенными приставками. Учащиеся восстанавливают их.
Примеры: прибавить, подоконник, догадался, записка.
- Игра "Кто на чём играет":
Учащиеся образуют слова с помощью суффиксов, называя музыкантов (баянист, гитарист).
- Игра "Назови ласково":
Учащиеся подбирают проверочные слова и вставляют пропущенные согласные (подушка — подушечка).
6. Роль окончаний в предложении.
- На доске записаны слова:
"Снежок, на, падал, дорожка, лёгкий."
Учащиеся составляют предложение: "Лёгкий снежок падал на дорожку."
Анализ предложения: выделение окончаний, подлежащего и сказуемого.
7. Подведение итога урока.
Прием "Верно-не верно":
["Верные и неверные утверждения" - ученикам предлагается список утверждений по теме, которые они должны оценить как верные или неверные до и после изучения материала. Это помогает активизировать имеющиеся знания и проверить понимание.]
Учитель зачитывает утверждения, ученики в ответ поднимают карточки (зеленый цвет – да, красный - нет).
Примеры утверждений:
1. Корень — это общая часть слова.
2. В основу входят корень и суффикс.
3. Окончание является неизменяемой частью слова.
Прием «Синквейн» - придумывают стихотворение со словом "слово".
[Синквейн - пятистишие, которое помогает обобщить информацию:
1. Одно слово (тема).
2. Два прилагательных (описание темы).
3. Три глагола (действия, связанные с темой).
4. Фраза из четырех слов (суть темы).
5. Одно слово (резюме или синоним темы).]
Пример синквейна:
1. Слово.
2. Могучее, яркое.
3. Вдохновляет, учит, объединяет.
4. Слово — это сила и красота.
5. Мысль.
8. Рефлексия.
- Прием "Закончи мысль":
- "На уроке я узнал..."
- "У меня получилось..."
- "Самым интересным на уроке было..."
9. Домашнее задание:
Упражнение на разбор слов по составу.