Урок русского языка в 5 кл. 8 вида

0
0
Материал опубликован 5 February в группе

Урок русского языка с применением приемов технологии РКМЧП в 5 кл. 8 вида

[Приемы РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо) направлены на развитие аналитических навыков, умения работать с информацией и формулировать свои мысли.]

Тема: Состав слова

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Цель урока:

Развитие умения определять в слове корень, приставку, суффикс и окончание, создавая условия для успешного усвоения материала и вовлечения учащихся в активную учебную деятельность.

Задачи:

1. Образовательная: повторить и закрепить знания о составе слова.

2. Развивающая: развивать навыки анализа, сравнения, выделения главного; способствовать развитию памяти, мышления, речи и расширению словарного запаса.

3. Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- Знание структуры слова (основа, корень, приставка, суффикс, окончание).

- Умение выделять части слова.

2. Метапредметные:

- Сравнение выводов, сделанных самостоятельно, с учебным материалом..

- Проверка правильности выполнения заданий.

3. Личностные:

- Осознание роли частей слова в словообразовании.

- Понимание важности правильного выделения частей слова.

Оборудование: Доска, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник "Русский язык, 5 класс" авторов Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, изд-во "Просвещение", 2019 г.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Целеполагание и мотивация:

Учитель: "Сегодня мы подытожим знания состава слова. Мы повторим, как разбирать слова по составу, и правописание частей слова.

- Работа в тетрадях:

Учащиеся записывают дату и тему урока. Учитель напоминает о правильной осанке.

2. Орфографическая минутка.

- На доске записано предложение:

"Друзья плыли на лодке вниз по речке до пристани у деревни Выселки."

Учащиеся объясняют правописание слов с выделенными орфограммами.

3. Чистописание.

- Упражнение для разминки пальцев.

- Прописывание буквы "Жж". Учитель задаёт вопросы:

На что похожа эта буква?

Какие осадки выпадают в виде снежинок? (Снег)

- Чтение стихотворения А. Майкова о подснежнике:

"Подснежник, вестник весны,

Ты первый из-под снега взошёл.

Как радостно видеть тебя,

Как светел твой нежный покров!"

- Образование однокоренных слов:

Прием «Кластер»: учащиеся составляют кластер со словом "снег": снеговик, подснежник, снежинка, снежный, заснеженный.

[Кластер - ученики создают схему (кластер) из ключевых понятий, связанных с темой. Это помогает визуализировать связи между идеями и структурировать информацию.]

- Составление предложения:

Пример: "Вчера выпал первый снег." Учащиеся анализируют предложение, находят главные члены.

4. Повторение и обобщение.

- Прием "Горячий стул":

[«Горячий стул»: к доске выходит учащийся, садится лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.]

Ученики отвечают на вопросы про части слова и члены предложения.

Примеры вопросов:

- Какая часть слова несёт основное значение? (Корень)

- Какая часть слова изменяется? (Окончание)

- Что подчёркивается одной чертой? (Подлежащее)

- Физминутка:

Упражнения для снятия усталости:

Руки кверху поднимаем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы колени поднимаем,

Будто в лес идём гулять.

Носом вдох, а выдох ртом,

Потянулись вверх потом.

Наклонились влево, вправо,

Так расслабились мы славно!

5. Практические задания.

- Игра "Верни приставку":

На доске записаны слова с пропущенными приставками. Учащиеся восстанавливают их.

Примеры: прибавить, подоконник, догадался, записка.

- Игра "Кто на чём играет":

Учащиеся образуют слова с помощью суффиксов, называя музыкантов (баянист, гитарист).

- Игра "Назови ласково":

Учащиеся подбирают проверочные слова и вставляют пропущенные согласные (подушка — подушечка).

6. Роль окончаний в предложении.

- На доске записаны слова:

"Снежок, на, падал, дорожка, лёгкий."

Учащиеся составляют предложение: "Лёгкий снежок падал на дорожку."

Анализ предложения: выделение окончаний, подлежащего и сказуемого.

7. Подведение итога урока.

Прием "Верно-не верно":

["Верные и неверные утверждения" - ученикам предлагается список утверждений по теме, которые они должны оценить как верные или неверные до и после изучения материала. Это помогает активизировать имеющиеся знания и проверить понимание.]

Учитель зачитывает утверждения, ученики в ответ поднимают карточки (зеленый цвет – да, красный - нет).

Примеры утверждений:

1. Корень — это общая часть слова.

2. В основу входят корень и суффикс.

3. Окончание является неизменяемой частью слова.

Прием «Синквейн» - придумывают стихотворение со словом "слово".

[Синквейн - пятистишие, которое помогает обобщить информацию:

1. Одно слово (тема).

2. Два прилагательных (описание темы).

3. Три глагола (действия, связанные с темой).

4. Фраза из четырех слов (суть темы).

5. Одно слово (резюме или синоним темы).]

Пример синквейна:

1. Слово.

2. Могучее, яркое.

3. Вдохновляет, учит, объединяет.

4. Слово — это сила и красота.

5. Мысль.

8. Рефлексия.

- Прием "Закончи мысль":

- "На уроке я узнал..."

- "У меня получилось..."

- "Самым интересным на уроке было..."

9. Домашнее задание:

Упражнение на разбор слов по составу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.