12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Севастьянова Оксана Викторовна21

Презентация
PPT / 4.79 Мб

/data/files/d1580376205.ppt (Презентация)М


345

видеоу


345

видеон

345

видеоиципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Усть-Таркская детская школа искусств









Сценарий урока музыкальной литературы на тему:

« Симфонический оркестр»

(Первый год обучения)









Выполнила: преподаватель

Севастьянова Оксана Викторовна























с. Усть-Тарка

2019 г.

Тема урока: « Симфонический оркестр».

Цель урока: расширить представления учащихся о музыкальных инструментах симфонического оркестра в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

Ознакомление учащихся с инструментами симфонического оркестра;

Развитие звуковысотного и тембрового музыкального слуха в процессе слушания музыки;

Воспитание культуры и коммуникативных навыков учащихся при работе на уроке.

Форма урока: урок углубления и систематизации знаний.

Методы:

Словесный метод (беседа);

Наглядный метод (использование средств визуальной и слуховой наглядности);

Методы сравнения, анализа и сопоставления.

Оборудование:

ПК, телевизор, видеопроектор.

Музыкальный центр.

Презентация к уроку, CD- диски, мультипликационный фильм

У. Диснея «Час симфонии».

Продолжительность урока: 1 ч.07 мин.

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)



Учащиеся входят в класс. Звучит фрагмент симфонической музыки Н. Римского-Корсакова «Три чуда». Вступление ко 2-й картине оперы «Сказка о Царе Салтане».



Вступительная беседа. Изучение нового материала. Выполнение учащимися творческих заданий (55 мин)



Учитель. Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, пожалуйста, вы любите слушать музыку? Какую музыку вы чаще всего слушаете дома или по дороге домой в плеере? Бывали ли вы в оперном театре, в филармонии, на концертах классической музыки?



Ученики. (Делятся своими рассказами, в основном, о любимой современной эстраде).



Учитель. Сегодня, в наше нелегкое время, когда мы пытаемся идти по ее современным стопам, трудно найти человека, который бы постоянно слушал симфоническую музыку. Но еще, пожалуй, труднее найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонической музыки. Она участвует в исполнении опер и ораторий в театрах, сопровождает подчас действия каких-либо художественных или документальных фильмов, видеофрагментов. Как мы можем представить симфоническую музыку, какая она?



Сегодня на уроке мы будем знакомиться с понятием «Симфонический оркестр». (СЛАЙД 1) Запишите в тетрадь название темы урока.



Учитель. Слово «оркестр» пришло к нам из древней Греции. «Орхестрой» называлась площадка для танцев, на которой располагался хор, исполняющий важную роль в древнегреческих трагедиях. Позднее хор сменили музыканты, которые стали сопровождать спектакль игрой на музыкальных инструментах. Современный оркестр - это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава музыкальных инструментов. А кто руководит оркестром, вы узнаете, если угадаете веселую загадку.



Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами?

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это….(дирижер)

(СЛАЙД 2)

Учитель. Профессия дирижера появилась в 19 веке, когда оркестры стали достаточно большими. Немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер решились повернуть дирижера спиной к публике, а Людвиг Шпор и Карл Вебер дали ему в руки специальную палочку. С тех пор дирижер «рисует» музыку дирижерской палочкой. Названия каких оркестров вам уже знакомы?



Ученики. Духовой оркестр, военный, джазовый, оркестр народных инструментов, симфонический.



Учитель. А какой же оркестр называется симфоническим и почему?



Ученики. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.



Учитель. Правильно. Запишите это определение в тетрадь.



Каждый из нас, наверное, очень любит рисовать яркими красками. Тогда рисунки получаются праздничными, нарядными. А если картину захочет нарисовать композитор, он возьмет другие краски – это окраски звучания. У каждого музыкального инструмента, у каждого человеческого голоса такие окраски индивидуальны и называются они одним музыкальным термином - ТЕМБР. Тембр - это окраска звука.(Запись в тетрадь).Слушая музыку, мы постоянно обращаем внимание на выразительность тембров отдельных инструментов или групп оркестра. Каждый инструмент имеет своеобразный голос, свое звучание. Более ста разноголосых инструментов объединяет самый богатый и разнообразный по тембрам симфонический оркестр.

Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра.

Итак, обратим внимание на экран. Представим, как мы вошли в концертный зал, но немного раньше, чем начинается зрелище. Мы можем услышать и увидеть, как музыканты настраивают свои инструменты. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)



Учитель. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струнам. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Таким образом, определились основные группы, из которых состоит симфонический оркестр. (СЛАЙД 3)

Запишите названия групп в тетрадь:

Струнные смычковые инструменты;

Деревянные духовые;

Медные духовые;

Ударные.

Иногда в оркестре могут дополнительно участвовать арфа, рояль или орган.

Опрос домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке я задавала вам подготовить стихи и загадки о любом музыкальном инструменте, только не клавишном. (Приложение 1)

Ученики по очереди читают стихи и загадки:

О флейте;

О виолончели;

О скрипке;

О контрабасе;

О тромбоне;

О литаврах.



Учитель. (СЛАЙД 4) Названия многих музыкальных инструментов вам уже знакомы. И сейчас мы поймем, почему в данном случае не понадобятся нам клавишные инструменты. Названия самого совершенного оркестра вы сможете прочесть в клетках кроссворда на вашем столе, вписав по горизонтали музыкальные инструменты, входящие в состав этого оркестра.



Ученики отгадывают кроссворд.( Приложение 2)



Учитель. Самые главные, великолепные рассказчицы оркестра – скрипки. Много лет назад они приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь публики. (СЛАЙД 5) Скрипки играли и во дворцах королей, и на деревенских праздниках. Этот инструмент пользуется большим успехом и в наше время. Прикосновение смычка к струне рождает нежный, поющий тембр скрипки.

(СЛАЙД 6) Скрипкам вторят и помогают альты. Это очень «общительные» инструменты, они помогают в оркестре всем остальным.

(СЛАЙД 7) Виолончель - «гордая». Она знает, что голос у нее очень красивый. Виолончель так проникновенно поет, что слезы невольно наворачиваются на глаза.

(СЛАЙД 8) Последний представитель струнных смычковых – это контрабас. Это самый большой, богатый своим гудящим, «ворчливым» звуком. Порою он напоминает медлительного и сердитого старика.

(СЛАЙД 9) Группа деревянных духовых инструментов располагается близко от струнных и всегда поддерживает их. Она тоже состоит из 4-х инструментов, как и группа струнных смычковых, но если скрипок в оркестре может быть тридцать, то, например, флейт бывает две-три и одна маленькая – флейта-пикколо.

(СЛАЙД 10) Необыкновенно красивый инструмент – флейта. Она умеет подражать щебетанью птичек или вздоху ветерка. Вы убедитесь в этом на следующем уроке, когда мы будем знакомиться с замечательным произведением С. Прокофьева «Петя и волк».

(СЛАЙД 11) Голоса деревянных духовых инструментов очень схожи и с человеческими голосами. У кларнета голос чистый, мягкий. Это инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть воинственным и нежным, крикливым и спокойным.

(СЛАЙД 12) Тембр фагота низкий, будто он недоволен сам собой.

(СЛАЙД 13) Полная противоположность фаготу – гобой. Тембр гобоя насыщенный, теплый, определил его роль лирического солиста в симфоническом оркестре.

(СЛАЙД 14) Очень сильная группа оркестра- медные духовые. Одна труба может заглушить все скрипки и контрабасы, флейты и фаготы.

В каждом медном инструменте струя воздуха, пройдя извилистый путь, выходит из раструба резким, ровным звуком.

Труба - главная представительница медных духовых. Она присутствовала на всех празднествах и обрядах, объявляла войну и созывала войска на бой, возвещала торжество победителей.

(СЛАЙД 15) Слово «валторна» означает «лесной рог». Ее характер помягче, голос выразительней.

(СЛАЙД 16) О тромбоне говорил композитор Гектор Берлиоз так: «Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя». Тромбон может быть «злым и свирепым».

(СЛАЙД 17) И последняя группа симфонического оркестра – ударные инструменты. Это большая семья зародилась еще в древние времена, когда первобытный человек начинал производить разные орудия производства. Все они внешне очень разные: литавра похожа на огромный котел, а большой барабан – на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник – это стальная проволока, изогнутая в форме треугольника. Но у всех есть одно свойство: звук извлекается ударом по инструменту.



Учитель. Сегодня мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. Посмотрите внимательно, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. С первого взгляда можно подумать, что они расположены хаотично, где какой музыкант хочет, там и сидит. Расскажите, так ли это?



Ученики называют свои версии.



Учитель. Инструменты в оркестре расположены в строгом порядке. Давайте порассуждаем в каком?



Ученики делают выводы, что струнных инструментов много и это объясняется тем, что звук у них слабый. Для равновесия звучности необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные инструменты всегда ближе к слушателям, дирижеру. Деревянных духовых в оркестре бывает по два основных. Из группы медных духовых обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Ударная группа не имеет постоянного состава. В нее включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения.



Учитель. Чтобы исполнить оркестровое произведение, дирижер должен сначала выучить партитуру, отрепетировать произведение с оркестром, уравновесить звучание всех четырех групп инструментов и при этом выделить тембры солистов, найти верный темп произведения и характер исполнения. А потом, выйдя на сцену, он легко взмахнет волшебной палочкой и зал наполнится прекрасной музыкой – звучанием симфонического оркестра!



Учитель. Чтобы сделать вывод нашему уроку, я предлагаю ответить на следующие вопросы с помощью тестов. (Приложение 3)



Просмотр мультфильма «Час симфонии» (10 мин)



Домашнее задание: подготовить доклад о любом музыкальном инструменте симфонического оркестра.



























































Приложение 1.

Только замирает,

Сердце замирает.

Дудочка большая,

Нежная такая.

(Флейта)

Смычком по струнам проведу

И сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет,

По-разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко,

То низко, сочно, глубоко.

(Виолончель)

Мы самые большие из семьи смычковых,

Но симфонический оркестр как без нас?

Не сможет передать всей красоты гармонии,

А имя его…

(Контрабас)

В руках неумелых скрипит,

О мастере старом грустит.

Чарует, волнует, искрится,

Поет волшебница…

(Скрипка)

Этот медный духовой

То короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет.

Громче всех в оркестре он,

Как зовут его?..

(Тромбон)

Обтяни котел ты кожей-

Будет на него похожа.

Можем тремоло играть,

Громко звук изображать.

(Литавра).











Приложение 2.

t1580375988aa.gif

Приложение 3.



1.Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?

- треугольник

- фагот

- литавра

- барабан

2. В состав медных духовых инструментов входят:

- альт

- кларнет

- валторна

- виолончель.

3. Голоса каких групп схожи с человеческим?

- струнные смычковые

- медные духовые

- деревянные духовые

- ударные.















Список используемой литературы:



Я. Островская, Л. Фролова. Музыкальная литература. Учебное пособие для детской музыкальной школы 1-й год обучения.- Санкт-Петербург. 2008. – 208 с.

А. Кленов. Там, где музыка живет. Издательство «Педагогика». -Москва. 1986. – 152 с.

К. Хитц. Петер в стране музыкальных инструментов.- Москва. 1995.

З. Осовицкая, А. Казаринова. В мире музыки. Учебное пособие по музыкальной литературе для детских музыкальных школ. –Москва. «Музыка». 1994. – 200 с.

Интернет-ресурсы:

З. Бугаева. Веселые уроки музыки в школе и дома.- Донецк. Издательство « Сталкер». 2002. – 383 с.













Дата проведения: 30 января 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.