Урок в коррекционной школе по русскому языку «Понятие о глаголе» (7 класс)

7
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе

Тема урока: Понятие о глаголе как части речи


Автор: Учитель – дефектолог

І квалификационной категории

Шаповал Татьяна Петровна.

Макеевской специальной

общеобразовательной

школы – интерната № 35


Задачи: 
актуализировать знания учащихся о прилагательном как часть речи; способствовать формированию у учащихся понятия о глаголе, навыков употребления глаголов в устной и письменной речи; 
развивать восприятие, память, мышление, устную и письменную речь, умение делать выводы, обобщения; уточнять представления о роли глаголов в речи; обогащать словарный запас глагольной лексикой; способствовать развитию культуры речи с опорой на глагольную лексику: способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности; корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности; воспитывать доброжелательность на основе оценивания работ одноклассников.
Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями, иллюстрации, ТСО.

Ход урока.

І.Подготовительный этап.
1.Орг. момент.
2.Н.П.подготовка.

Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся! 
Игра «да» или «нет»
Добрая, нежная, заботливая, любящая ...конфета (мама)
Зеленая, новогодняя, колючая...белка ( елка)
Рыжая, зубастая, пушистая, хитрая...рыба (лиса)
Красное, полезное, сочное, сладкое...поле (яблоко)
- при помощи чего вы отгадали предметы?
- Что такое прилагательное (3 мин)

II. Основная часть.
1. Проверка д/з.
- Что было задано?
- Повторить правила. Проверка знаний правил.
- Выполнили задание? Все справились?
- Были трудности во время выполнения?
- Взаимопроверка. 
- Какие части речи вы знаете?(существительное, прилагательное)
- По каким признакам отличают одну часть речи от другой?
- Для чего в речи нужны прилагательные?
(чтобы сделать нашу речь интересной, разнообразной, точно описывать предметы, прилагательные обогащают речь, уточняют, украшают)
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Обобщение. Правило (4мин)

2. Объявление темы и ожидаемых результатов.
Посмотрите внимательно на этот стих.
Цветут сады; белеют хаты,
а на горе стоят палаты,
как будто чудо.
- Какие слова пропущены?
- Чего мы не можем без них узнать? Подберите нужные слова.
- Можем ли мы объединить в одну группу? По каким признакам?
- По вопросам.
- А как называются слова, которые отвечают на вопрос что делают? Вы узнаете, если выполните следующее задание: 
- В клетках зашифрована тема урока, прочитать ее название сможете, если найдете числа, которые кратны двум и расставите их в порядке возрастания

 

Н 17

Т 57

Д 11

Л 12

Ц 9

Г 8

И 3

Ч 53

Э 15

Ж 7

Л 4

Х 1

А 6

Г 2

З 5

О 10

Глагол.(3 мин)


Откройте тетради , запишите тему урока: «Понятие о глаголе».
Я надеюсь, что вы все будете усердно работать в течение урока. Сегодня мы узнаем, какая часть речи называется глаголом ,на какие вопросы отвечают глаголы. Научимся находить глаголы в предложениях. Правильно, грамотно и уместно использовать их в устной и письменной речи.

Знать: что такое глагол. Вопросы глаголов

Уметь: находить глаголы в предложениях. Грамотно использовать их в речи.
3. Предоставление необходимой информации.

Словарная работа.
Во время изучения темы мы столкнемся с новыми (на мой взгляд) словами и высказываниями.
Протянуть руку помощи, предотвратить, нуждаются в помощи, попасть в опасность.
(обсуждение значения слов, речь, запись в тетради) (2мин)
Работа по рисунку «Случай на реке».
- Кого вы видите на картине?
- Где они находятся?
- Что делают?
- Когда это происходило?
- Какая пора года? Из чего это видно? Что произошло со льдом?
- Что случилось с детьми?
Краткие рассказы по картинке, работа в парах.

Работа в тетради.
Составление предложений по рисунку и опорными словами. Дети выбирают лучшие предложения и записывают их в тетради и на доске. Делают разбор предложения. 
Неосмотрительные дети попали в опасность.
Смелый рыбак спасает ребят.
Рыбак (кто?) – подлежащее. (что делает?)- сказуемое отвечает на вопросы что делает? И указывает на действие предмета. А слова которые указывают на действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Или Что делает? И есть глаголы.
Например: я что делаю? Стою. Вы что делаете? Сидите? Он что делает? Спасает.
Вывод составить на доске.
Обобщение. (7мин)

Физкультминутка

Встало утром солнце. Заглянуло к нам в оконце
Мы до него дотянулись, за лучики взялись.
Руки выше поднимите и спокойно опустите.
Руки вверх, руки в стороны и четыре шага сделайте.
Руки вверх, руки вниз. На соседей посмотри.
Руки разведите и спокойно опустите.
За работу! В добрый час. И у нас все будет класс!

С хорошим настроением мы возвращаемся в класс. Потянулись , следим за фигурой. (4мин)

Откройте учебники . Давайте проверим, совпадают ли наши выводы правилам учебника?
Читает сильный ученик.
Читают все, стараются запомнить. Рассказывают правило. (3мин)
- Продолжаем работать. Следующие задание будем выполнять в группах. На партах у каждого лежат фрагменты рисунка. Сложить их как пазлы. Так определится ваша группа.
- Посмотрите внимательно на следующее задание.
1. « Поиграем в снежки». У нас тема: части речи. (задают вопросы ) (4мин)

2. Выборочный диктант.( Записать глаголы)
Письмо, письменный, писать;
Летчик, летать, летный;
Кричать, крикливый, крик;
Устойчивость, устойчивый, стоять;
Очаровательный, чародей, чаровать.
Будем доброжелательными.
(взаимопроверка) (3мин)

3. Прочитайте слова в левом столбике, поставьте к ним вопросы.
На что указывают эти слова? Следовательно это что за части речи?.........
Подберите к глаголам синонимы – фразеологизмы, которые записаны в правом столбце.
Краснеть--------- надувать губы
Бездельничать ------делать из мухи слона
Убежать ---------баклуши бить
Преувеличивать --------печь раков
Рассердиться -------скрыться. (3мин)
4. Для того, чтобы правильно говорить, надо подбирать в речи меткие слова. Правильное построение предложений, высказываний – это культура речи. Работаем над культурой речи.
Повторим, что такое глагол?

Прочитайте предложения, выбирая из скобок один из глаголов, который наиболее целесообразно использовать в данном предложении.

Никогда не ( ожидал, надеялся), что сын окажется трусом.
Врач не разрешил больному много (разговаривать, говорить).
Диктор ( сообщил, сказал) прогноз погоды на завтра.
Обобщение. (4мин)
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия результатов.
Над чем работали на уроке?
Что новое узнали?
Чему научились?
Оправдались ожидания? 
2. Оценивание (3мин)
3. домашнее задание. Правило выучить. Задание – І группа - записать предложения, определить глаголы, поставить к ним вопросы. 2 группа - записать предложения, подчеркнуть глаголы.(2мин)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации