12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна46140 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок внеклассного чтения по повести Анны Гавальды «35 кило надежды», 6 класс
Презентация
PPT / 4.78 Мб
Конспект урока
DOC / 58.5 Кб
Конспект урока внеклассного чтения
по повести Анны Гавальды «35 кило надежды». 6 класс.
Тема урока: «На крыльях надежды»
Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность по анализу изучаемого произведения.
Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.
Воспитательная: способствовать воспитанию волевых качеств обучающихся, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, чувства сопереживания, ценностного отношения к людям, семье, школе, жизни, к книге.
Задачи, направленные на формирование УУД:
предметные: знать содержание повести, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, особенности композиции, основной конфликт; характеризовать и оценивать героев персонажей; выразительно читать текст произведения, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивых познавательных интересов и уважительного отношения к труду; развивать моральное сознание в решении проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
познавательные: уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать художественный текст; критически оценивать содержание текста; находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание в связи с изученным произведением: участвовать в диалоге по прочитанному тексту, понимать авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
регулятивные: уметь определять и формулировать цели урока, самостоятельно планировать пути их достижения; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при их решении и находить средства для их устранения; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения
(также на этапе рефлексии используются элементы технологии критического чтения и письма).
Механизм создания учебной ситуации: от вопроса – к тексту произведения – к выполнению заданий по анализу, сопоставлению, обобщению, корректировке, осмыслению и сопереживанию прочитанного.
Средства обучения: текст повести, рабочий лист ученика, компьютер, проектор, презентация, буктрейлер.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические (ситуационные задачи);
репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная (аналитическая беседа), индивидуальная (слово об авторе, чтение наизусть), групповая (творческая работа на этапе рефлексии).
Ход урока
Дети в классе разделены на 5 групп в соответствии с расстановкой парт, у каждой свой номер, работают по ходу урока либо индивидуально, либо в группе.
Текст повести был прочитан детьми самостоятельно, для его осмысления заранее предлагались вопросы.
1. Оргмомент. Слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем необычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь и настраивайтесь на урок. На столах у вас листы, с которыми вы будете работать, и текст пр-я (цветной лист). Я надеюсь на вашу активную работу.
2. Актуализация знаний и целеполагание. (Предтекстовая работа).
Показ слайдов презентации (на протяжении урока)
- Посмотрите на экран. Кого вы видите на этих фотографиях?
(Ситуация неожиданности)
Фото класса, родителей, учителей
(Себя, учеников, своих родителей и учителей). А что нас всех объединяет? Правильно, школа.
Фото гимназии
-С чем у вас ассоциируется слово «школа»? (Уроки, друзья, звонки, учителя, перемены..)
- Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён повести французской писательницы Анны Гавальды «35 кило надежды», которую вы прочитали самостоятельно. Как вы думаете, а почему я завела разговор про школу? Да, потому что начинается книга необычно: странно, даже страшно. («Ненавижу школу. Ненавижу пуще всего на свете. Нет, даже ещё сильней… Она испортила мне всю жизнь!»),
(Ситуация удивления, в т. ч. у гостей )
- Проблемы, которые поднимает автор, касаются всех здесь присутствующих: это проблемы семьи и школы, отдельного человека, которые сконцентрировались в главном герое, сделав его … Каким человеком? (Несчастным, одиноким, замкнутым). Однако что же поддерживает его в жизни? (Предполагаемые ответы: надежда)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Ребята предлагают варианты, учитель помогает): «На крыльях надежды».
В качестве эпиграфа можно взять слова из книги: «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»
Запись в рабочих листах темы урока
- Каковы же цели нашего урока, ребята? (Ответы: Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь).
- Ребята, а вам не показалось странным название произведения, когда вы приступили к чтению? Что в нём необычного? (Надежда – отвлечённое существительное, она не может измеряться в килограммах). Каково значение этого слова? (Смотрим в словарь: «Надежда - вера, упование в лучшее будущее»). Почему же А. Гавальда соединила несоединимое? Вопрос интересный. Ответ на него мы дадим в конце занятия.
- А сейчас несколько строк об авторе пр-я.
Сообщение учащегося об А. Гавальде заранее подготовленным учеником
3. Работа с текстом произведения
1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста («тонкие» вопросы).
Фронтальный опрос:
- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 1 лица).
- Кто главный герой повести? Что вы о нём можете рассказать?
- В какой семье воспитывается мальчик?
- В чем беда мальчика? Почему он так несчастен? Есть ли у него причины ненавидеть школу?
- Таким образом, что же происходит в душе Грегуара? (Кошмар, драма)
На доску – 1-ую картинку – схему.
2) Анализ текста
Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного,
(«толстые» вопросы):
- Ребята, а были ли люди, которые понимали, поддерживали мальчика? Кто они? (Воспитательница Мари и дед Леон). Докажите это словами из текста.
- Вы заметили, что именно этим людям посвящена повесть?
- Кого можно назвать другом Грегуара Дюбоска? Почему? (Дед любит мальчика и верит в него. Это он однажды сказал, рассердившись, слова: «Будь счастлив, чёрт возьми! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»).
- Был ли когда-нибудь счастлив Грегуар? Поясните своё мнение. (В детстве, но оно прошло. В закутке деда, где был запах счастья – клея, струганных досок, электробытовых приборов, но там не спрячешься от мира, нужно учиться).
- Ребята, вероятно, Грегуара можно назвать неудачником и бездельником. Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Есть ли увлечения у мальчика? Докажите это примерами из текста.
- Когда же у мальчика появляется мечта и какая? (Мечтает поступить в технический лицей Граншан).
Чтение письма Грегуара
- Почему так хочет учиться в Граншане Грегуар? Какие удивительные изобретения он смастерил?
- Оправдываются ли ожидания мальчика, когда он поступил в лицей?
- Подумайте и скажите, какой случай стал переломным в отношениях Грегуара и одноклассников? Почему?
Чтение наизусть заранее подготовленным учеником отрывка « Урок физкультуры»
(Ситуация сопереживания)
- Каков финал повести?
На доску – последнюю картинку (Счастье)
4. Послетекстовая работа
- Как вы думаете, какие черты характера помогли Грегуару на пути к счастью? Восстановите лестницу роста Грегуара Дюбоска, расположив картинки в определенной последовательности (на скотч) и подписав качества характера мальчика в определённый период жизни. Их должно быть 10, как и иллюстраций.
Работа на доске
- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (35 кило – символ надежды мальчика на счастье, на то, что и впредь все трудности будут преодолимы, на будущее, на то, что он уже не будет одинок и несчастен в этом мире. Он хочет этого всеми своими клеточками, 35 килограммами своего веса).
- Каковы же, ребята, по вашему мнению, слагаемые счастья? (Нужно стараться, чтобы дома и в школе: в учёбе, в общении с одноклассниками, с учителями – всё было хорошо).
- Но достаточно ли этого, чтобы стать счастливым? Нет! Почему Грегуар в конце книги стал другим человеком? Посмотрите на эпиграф к уроку! (Он боролся за своё счастье!)
- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?
(Главная победа – это победа над самим собой!) Нужно что-то делать, чтобы новый день в школе или дома приносил радость, а не тошноту! Самому! Надо иметь любимое дело, в котором ты будешь лучше других и сможешь стать примером!)
Просмотр буктрейлера по книге
(Ситуация «Яркое пятно»)
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте подведём итоги урока:
(Ситуация решения проблемных учебных задач)
- О чем заставляет задуматься повесть (= основная мысль)?
- Подумайте, чему она нас может научить? (Научить дружить, бороться со своими недостатками, не лениться, ценить близких, надеяться на лучшее, работать над собой, не быть бездельниками).
- Творческое задание:
1, 2 группы - составление синквейна: Грегуар + Дед Леон
(Грегуар – несчастный, одинокий - молчит, страдает, ненавидит - побеждает самого себя – борец).
3,4 группы – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял (-а), что…»
5 группа - Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.
- Спасибо всем за урок. Оценки за урок. (Смотри рабочий лист ученика)
5. Домашнее задание – подобрать по 5 – 7 пословиц, которые отражали бы основную мысль текста, стали своеобразным выводом к прочитанному. Например: «Терпенье и труд всё перетрут». (Записать их в рабочий лист) + нарисовать рисунок к повести – по желанию.
счастье
DOC / 24 Кб
10 жизнелюбие
DOCX / 24.07 Кб
9 сострадание
DOCX / 26.77 Кб
8 общительность
DOCX / 24.47 Кб
7 целеустремлённость
DOCX / 22.36 Кб
6 сила воли (упорство)
DOCX / 46.98 Кб
5 решительность
DOCX / 25.59 Кб
4 трудолюбие
DOCX / 25.58 Кб
3 любознательность
DOCX / 69.23 Кб
2 замкнутость
DOCX / 20.25 Кб
1 обидчивость
DOCX / 61.87 Кб
картинки драма
DOC / 26 Кб
Рабочий лист ученика
DOC / 59 Кб
Вопросы по повести
DOC / 34.5 Кб
Распечатка текста на столы (фрагменты)
DOC / 36 Кб
буктрейлер https://youtu.be/xvgA7syQNRc
MP4 / 10.28 Мб