Урок внеклассного чтения по повести Анны Гавальды «35 кило надежды» (6 класс)
Презентация
PPT / 4.78 Мб
Конспект урока
DOC / 58.5 Кб
Конспект урока внеклассного чтения
по повести Анны Гавальды «35 кило надежды». 6 класс.
Тема урока: «На крыльях надежды»
Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность по анализу изучаемого произведения.
Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.
Воспитательная: способствовать воспитанию волевых качеств обучающихся, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, чувства сопереживания, ценностного отношения к людям, семье, школе, жизни, к книге.
Задачи, направленные на формирование УУД:
предметные: знать содержание повести, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, особенности композиции, основной конфликт; характеризовать и оценивать героев персонажей; выразительно читать текст произведения, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивых познавательных интересов и уважительного отношения к труду; развивать моральное сознание в решении проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
познавательные: уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать художественный текст; критически оценивать содержание текста; находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание в связи с изученным произведением: участвовать в диалоге по прочитанному тексту, понимать авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
регулятивные: уметь определять и формулировать цели урока, самостоятельно планировать пути их достижения; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при их решении и находить средства для их устранения; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения
(также на этапе рефлексии используются элементы технологии критического чтения и письма).
Механизм создания учебной ситуации: от вопроса – к тексту произведения – к выполнению заданий по анализу, сопоставлению, обобщению, корректировке, осмыслению и сопереживанию прочитанного.
Средства обучения: текст повести, рабочий лист ученика, компьютер, проектор, презентация, буктрейлер.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические (ситуационные задачи);
репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная (аналитическая беседа), индивидуальная (слово об авторе, чтение наизусть), групповая (творческая работа на этапе рефлексии).
Ход урока
Дети в классе разделены на 5 групп в соответствии с расстановкой парт, у каждой свой номер, работают по ходу урока либо индивидуально, либо в группе.
Текст повести был прочитан детьми самостоятельно, для его осмысления заранее предлагались вопросы.
1. Оргмомент. Слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем необычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь и настраивайтесь на урок. На столах у вас листы, с которыми вы будете работать, и текст пр-я (цветной лист). Я надеюсь на вашу активную работу.
2. Актуализация знаний и целеполагание. (Предтекстовая работа).
Показ слайдов презентации (на протяжении урока)
- Посмотрите на экран. Кого вы видите на этих фотографиях?
(Ситуация неожиданности)
Фото класса, родителей, учителей
(Себя, учеников, своих родителей и учителей). А что нас всех объединяет? Правильно, школа.
Фото гимназии
-С чем у вас ассоциируется слово «школа»? (Уроки, друзья, звонки, учителя, перемены..)
- Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён повести французской писательницы Анны Гавальды «35 кило надежды», которую вы прочитали самостоятельно. Как вы думаете, а почему я завела разговор про школу? Да, потому что начинается книга необычно: странно, даже страшно. («Ненавижу школу. Ненавижу пуще всего на свете. Нет, даже ещё сильней… Она испортила мне всю жизнь!»),
(Ситуация удивления, в т. ч. у гостей )
- Проблемы, которые поднимает автор, касаются всех здесь присутствующих: это проблемы семьи и школы, отдельного человека, которые сконцентрировались в главном герое, сделав его … Каким человеком? (Несчастным, одиноким, замкнутым). Однако что же поддерживает его в жизни? (Предполагаемые ответы: надежда)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Ребята предлагают варианты, учитель помогает): «На крыльях надежды».
В качестве эпиграфа можно взять слова из книги: «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»
Запись в рабочих листах темы урока
- Каковы же цели нашего урока, ребята? (Ответы: Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь).
- Ребята, а вам не показалось странным название произведения, когда вы приступили к чтению? Что в нём необычного? (Надежда – отвлечённое существительное, она не может измеряться в килограммах). Каково значение этого слова? (Смотрим в словарь: «Надежда - вера, упование в лучшее будущее»). Почему же А. Гавальда соединила несоединимое? Вопрос интересный. Ответ на него мы дадим в конце занятия.
- А сейчас несколько строк об авторе пр-я.
Сообщение учащегося об А. Гавальде заранее подготовленным учеником
3. Работа с текстом произведения
1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста («тонкие» вопросы).
Фронтальный опрос:
- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 1 лица).
- Кто главный герой повести? Что вы о нём можете рассказать?
- В какой семье воспитывается мальчик?
- В чем беда мальчика? Почему он так несчастен? Есть ли у него причины ненавидеть школу?
- Таким образом, что же происходит в душе Грегуара? (Кошмар, драма)
На доску – 1-ую картинку – схему.
2) Анализ текста
Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного,
(«толстые» вопросы):
- Ребята, а были ли люди, которые понимали, поддерживали мальчика? Кто они? (Воспитательница Мари и дед Леон). Докажите это словами из текста.
- Вы заметили, что именно этим людям посвящена повесть?
- Кого можно назвать другом Грегуара Дюбоска? Почему? (Дед любит мальчика и верит в него. Это он однажды сказал, рассердившись, слова: «Будь счастлив, чёрт возьми! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»).
- Был ли когда-нибудь счастлив Грегуар? Поясните своё мнение. (В детстве, но оно прошло. В закутке деда, где был запах счастья – клея, струганных досок, электробытовых приборов, но там не спрячешься от мира, нужно учиться).
- Ребята, вероятно, Грегуара можно назвать неудачником и бездельником. Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Есть ли увлечения у мальчика? Докажите это примерами из текста.
- Когда же у мальчика появляется мечта и какая? (Мечтает поступить в технический лицей Граншан).
Чтение письма Грегуара
- Почему так хочет учиться в Граншане Грегуар? Какие удивительные изобретения он смастерил?
- Оправдываются ли ожидания мальчика, когда он поступил в лицей?
- Подумайте и скажите, какой случай стал переломным в отношениях Грегуара и одноклассников? Почему?
Чтение наизусть заранее подготовленным учеником отрывка « Урок физкультуры»
(Ситуация сопереживания)
- Каков финал повести?
На доску – последнюю картинку (Счастье)
4. Послетекстовая работа
- Как вы думаете, какие черты характера помогли Грегуару на пути к счастью? Восстановите лестницу роста Грегуара Дюбоска, расположив картинки в определенной последовательности (на скотч) и подписав качества характера мальчика в определённый период жизни. Их должно быть 10, как и иллюстраций.
Работа на доске
- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (35 кило – символ надежды мальчика на счастье, на то, что и впредь все трудности будут преодолимы, на будущее, на то, что он уже не будет одинок и несчастен в этом мире. Он хочет этого всеми своими клеточками, 35 килограммами своего веса).
- Каковы же, ребята, по вашему мнению, слагаемые счастья? (Нужно стараться, чтобы дома и в школе: в учёбе, в общении с одноклассниками, с учителями – всё было хорошо).
- Но достаточно ли этого, чтобы стать счастливым? Нет! Почему Грегуар в конце книги стал другим человеком? Посмотрите на эпиграф к уроку! (Он боролся за своё счастье!)
- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?
(Главная победа – это победа над самим собой!) Нужно что-то делать, чтобы новый день в школе или дома приносил радость, а не тошноту! Самому! Надо иметь любимое дело, в котором ты будешь лучше других и сможешь стать примером!)
Просмотр буктрейлера по книге
(Ситуация «Яркое пятно»)
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте подведём итоги урока:
(Ситуация решения проблемных учебных задач)
- О чем заставляет задуматься повесть (= основная мысль)?
- Подумайте, чему она нас может научить? (Научить дружить, бороться со своими недостатками, не лениться, ценить близких, надеяться на лучшее, работать над собой, не быть бездельниками).
- Творческое задание:
1, 2 группы - составление синквейна: Грегуар + Дед Леон
(Грегуар – несчастный, одинокий - молчит, страдает, ненавидит - побеждает самого себя – борец).
3,4 группы – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял (-а), что…»
5 группа - Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.
- Спасибо всем за урок. Оценки за урок. (Смотри рабочий лист ученика)
5. Домашнее задание – подобрать по 5 – 7 пословиц, которые отражали бы основную мысль текста, стали своеобразным выводом к прочитанному. Например: «Терпенье и труд всё перетрут». (Записать их в рабочий лист) + нарисовать рисунок к повести – по желанию.
Ссылки даны в презентации.Иллюстрации Анны «Lumbricus» Сучковой
счастье
DOC / 24 Кб
10 жизнелюбие
DOCX / 24.07 Кб
9 сострадание
DOCX / 26.77 Кб
8 общительность
DOCX / 24.47 Кб
7 целеустремлённость
DOCX / 22.36 Кб
6 сила воли (упорство)
DOCX / 46.98 Кб
5 решительность
DOCX / 25.59 Кб
4 трудолюбие
DOCX / 25.58 Кб
3 любознательность
DOCX / 69.23 Кб
2 замкнутость
DOCX / 20.25 Кб
1 обидчивость
DOCX / 61.87 Кб
картинки драма
DOC / 26 Кб
Рабочий лист ученика
DOC / 59 Кб
Вопросы по повести
DOC / 34.5 Кб
Распечатка текста на столы (фрагменты)
DOC / 36 Кб
буктрейлер https://youtu.be/xvgA7syQNRc
MP4 / 10.28 Мб
Надежда Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Приходько Наталья Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна