Урок внеклассного чтения по повести Анны Гавальды «35 кило надежды» (6 класс)

28
19
Материал опубликован 7 November 2019 в группе

Презентация
PPT / 4.78 Мб

Конспект урока
DOC / 58.5 Кб

 

Конспект урока внеклассного чтения

по повести Анны Гавальды «35 кило надежды». 6 класс.

Тема урока: «На крыльях надежды»

 

Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность  по анализу изучаемого произведения.

Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять  способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.

Воспитательная: способствовать воспитанию волевых качеств обучающихся, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, чувства сопереживания, ценностного отношения к людям, семье, школе, жизни, к книге.

Задачи, направленные на формирование УУД:

предметные: знать содержание  повести, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, особенности композиции, основной конфликт; характеризовать и оценивать героев персонажей; выразительно читать текст произведения, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

 личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивых познавательных интересов и уважительного отношения к труду; развивать моральное сознание в решении проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

познавательные: уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать художественный текст; критически оценивать содержание текста; находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

 коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание в связи с изученным произведением: участвовать в диалоге по прочитанному тексту, понимать авторскую позицию, аргументировать  свою точку зрения, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

регулятивные: уметь определять и формулировать цели урока, самостоятельно планировать пути их достижения; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при их решении и находить средства для их устранения; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения

(также на этапе рефлексии используются элементы технологии критического чтения и письма).

Механизм создания учебной ситуации: от вопроса – к тексту произведения – к выполнению заданий по анализу, сопоставлению, обобщению, корректировке, осмыслению и сопереживанию прочитанного.

Средства обучения: текст повести, рабочий лист ученика, компьютер, проектор, презентация, буктрейлер.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические (ситуационные задачи);   

репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная (аналитическая беседа), индивидуальная (слово об авторе, чтение наизусть), групповая (творческая работа на этапе рефлексии).

Ход урока

Дети в классе разделены на 5 групп в соответствии с расстановкой парт, у каждой свой номер, работают по ходу урока либо индивидуально, либо в группе.

Текст повести был прочитан детьми самостоятельно, для его осмысления заранее предлагались вопросы.

1. Оргмомент. Слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок не совсем необычный, потому что в гости к нам пришли учителя из школ города и района. Давайте поприветствуем их и приступим к делу. Садитесь и настраивайтесь на урок. На столах у вас листы, с которыми вы будете работать, и текст пр-я (цветной лист). Я надеюсь на вашу активную работу.

2. Актуализация знаний и  целеполагание. (Предтекстовая работа).

Показ слайдов презентации (на протяжении урока)

- Посмотрите на экран. Кого вы видите на этих фотографиях?

(Ситуация неожиданности)

Фото класса, родителей, учителей

(Себя, учеников, своих родителей и учителей). А что нас всех объединяет? Правильно, школа.                                                               

 Фото гимназии

-С чем у вас ассоциируется слово «школа»? (Уроки, друзья, звонки, учителя, перемены..)

 - Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён повести французской писательницы Анны Гавальды «35 кило надежды», которую вы прочитали самостоятельно.  Как вы думаете, а почему я завела разговор про школу? Да, потому что начинается книга необычно: странно, даже страшно. («Ненавижу школу. Ненавижу пуще всего на свете. Нет, даже ещё сильней… Она испортила мне всю жизнь!»),

(Ситуация удивления, в т. ч. у гостей )

- Проблемы, которые поднимает автор, касаются всех здесь присутствующих: это проблемы семьи и школы, отдельного человека, которые сконцентрировались в главном герое, сделав его … Каким человеком? (Несчастным, одиноким, замкнутым). Однако что же поддерживает его в жизни? (Предполагаемые ответы: надежда)

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Ребята предлагают варианты, учитель помогает): «На крыльях надежды».  

В качестве эпиграфа можно взять слова из книги: «Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»

Запись в рабочих листах темы урока

- Каковы же цели нашего урока, ребята? (Ответы: Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь).

 

   - Ребята, а вам не показалось странным название произведения, когда вы приступили к чтению? Что в нём необычного? (Надежда – отвлечённое существительное, она не может измеряться в килограммах). Каково значение этого слова?  (Смотрим в словарь: «Надежда - вера, упование в лучшее будущее»). Почему же А. Гавальда соединила несоединимое? Вопрос интересный. Ответ на него мы дадим в конце занятия.

- А сейчас несколько строк об авторе пр-я.

Сообщение учащегося об А. Гавальде заранее подготовленным учеником

3. Работа с текстом произведения

1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста («тонкие» вопросы).

          Фронтальный опрос:

- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 1 лица).

- Кто главный герой повести? Что вы о нём можете рассказать?

- В какой семье воспитывается мальчик?

- В чем беда мальчика? Почему он так несчастен? Есть ли у него причины ненавидеть школу?

- Таким образом, что же происходит в душе Грегуара? (Кошмар, драма)

На доску – 1-ую картинку – схему.

2) Анализ текста

Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного,

(«толстые» вопросы):

- Ребята, а были ли люди, которые понимали, поддерживали мальчика? Кто они? (Воспитательница Мари и дед Леон). Докажите это словами из текста.

- Вы заметили, что именно этим людям посвящена повесть?

- Кого можно назвать другом Грегуара Дюбоска? Почему? (Дед любит мальчика и верит в него. Это он однажды сказал, рассердившись, слова: «Будь счастлив, чёрт возьми! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»).

- Был ли когда-нибудь счастлив Грегуар? Поясните своё мнение. (В детстве, но оно прошло. В закутке деда, где был запах счастья – клея, струганных досок, электробытовых приборов, но там не спрячешься от мира, нужно учиться).

- Ребята, вероятно, Грегуара можно назвать неудачником и бездельником. Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Есть ли увлечения у мальчика? Докажите это примерами из текста.

 - Когда же у мальчика появляется мечта и какая? (Мечтает поступить в технический лицей Граншан).

Чтение письма Грегуара

- Почему так хочет учиться в Граншане Грегуар? Какие удивительные изобретения он смастерил?

- Оправдываются ли ожидания мальчика, когда он поступил в лицей?

- Подумайте и скажите, какой случай стал переломным в отношениях Грегуара и одноклассников? Почему?

Чтение наизусть заранее подготовленным учеником отрывка « Урок физкультуры»

(Ситуация сопереживания)

- Каков финал повести?

На доску – последнюю картинку (Счастье)

4. Послетекстовая работа

- Как вы думаете, какие черты характера помогли Грегуару на пути к счастью? Восстановите лестницу роста Грегуара Дюбоска, расположив картинки в определенной последовательности (на скотч) и подписав качества характера мальчика  в определённый период жизни. Их должно быть 10, как и иллюстраций.

Работа на доске

- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (35 кило – символ надежды мальчика на счастье, на то, что и впредь все трудности будут преодолимы, на будущее, на то, что он уже не будет одинок и несчастен в этом мире. Он хочет этого всеми своими клеточками, 35 килограммами своего веса).

- Каковы же, ребята, по вашему мнению, слагаемые счастья? (Нужно стараться, чтобы дома и в школе: в учёбе, в общении с одноклассниками, с учителями – всё было хорошо).

-  Но достаточно ли этого, чтобы стать счастливым? Нет! Почему Грегуар в конце книги стал другим человеком? Посмотрите на эпиграф к уроку! (Он боролся за своё счастье!)

- Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

(Главная победа – это победа над самим собой!) Нужно что-то делать, чтобы новый день в школе или дома приносил радость, а не  тошноту! Самому! Надо иметь любимое дело, в котором ты будешь лучше других и сможешь стать примером!)

Просмотр буктрейлера по книге

(Ситуация «Яркое пятно»)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Давайте подведём итоги урока:

(Ситуация решения проблемных учебных задач)

- О чем заставляет задуматься повесть (= основная мысль)?

 - Подумайте, чему она нас может научить? (Научить дружить, бороться со своими недостатками, не лениться, ценить близких, надеяться на лучшее, работать над собой, не быть бездельниками).

- Творческое задание:

1, 2 группы - составление синквейна: Грегуар + Дед Леон

(Грегуар – несчастный, одинокий - молчит, страдает, ненавидит - побеждает самого себя – борец).

3,4 группы – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял (-а), что…»

5 группа -  Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.

- Спасибо всем за урок. Оценки за урок. (Смотри рабочий лист ученика)

5. Домашнее задание – подобрать по 5 – 7 пословиц, которые отражали бы основную мысль текста, стали своеобразным выводом к прочитанному. Например: «Терпенье и труд всё перетрут». (Записать их в рабочий лист) + нарисовать рисунок к повести – по желанию.


Ссылки даны в презентации.Иллюстрации Анны «Lumbricus» Сучковой

z1573074169.jpg
На уроке

счастье
DOC / 24 Кб

10 жизнелюбие
DOCX / 24.07 Кб

9 сострадание
DOCX / 26.77 Кб

8 общительность
DOCX / 24.47 Кб

7 целеустремлённость
DOCX / 22.36 Кб

6 сила воли (упорство)
DOCX / 46.98 Кб

5 решительность
DOCX / 25.59 Кб

4 трудолюбие
DOCX / 25.58 Кб

3 любознательность
DOCX / 69.23 Кб

2 замкнутость
DOCX / 20.25 Кб

1 обидчивость
DOCX / 61.87 Кб

картинки драма
DOC / 26 Кб

Рабочий лист ученика
DOC / 59 Кб

Вопросы по повести
DOC / 34.5 Кб

Распечатка текста на столы (фрагменты)
DOC / 36 Кб

буктрейлер https://youtu.be/xvgA7syQNRc
MP4 / 10.28 Мб

Комментарии

Спасибо, очень интересный урок!

7 November 2019

Благодарю за отзыв, Надежда Сергеевна!

7 November 2019

Поздравляю с победой! Рада за вас,Людмила Юрьевна!

12 December 2019

Большое спасибо, Марина Юрьевна! Я тоже рада.

12 December 2019

Людмила Юрьевна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!

12 December 2019

Благодарю вас за поздравление и оценку, Светлана Анатольевна! Очень приятно!

12 December 2019

Поздравляю с победой Вас, Людмила Юрьевна!

12 December 2019

Наталия Алексеевна, спасибо за внимание! Буду стараться!

12 December 2019

Поздравляю ещё с 1 местом в номинации "ЛУЧШИЙ УРОК МЕСЯЦА"!

13 December 2019

Благодарю за внимание, Наталия Алексеевна!

13 December 2019

Людмила Юрьевна, поздравляю с заслуженной победой! Какой прекрасный, воспитывающий урок!!! Какое интересное содержание и сопровождение урока!!!

13 December 2019

Татьяна Григорьевна, спасибо за такие добрые слова! Мне очень понравилась книга, и хотелось, чтоб дети, прочитав её, почувствовали теплоту, боль, юмор этой трогательной истории. Впрочем, так и было: и смеялись, и плакали...

13 December 2019

Поздравляю с Победой в конкурсе!

15 December 2019

Спасибо большое!

15 December 2019

Людмила Юрьевна, спасибо за конспект урока! Мне понравился урок, а вот книга не произвела впечатления. Наверное,невнимательно читала.

1 April 2020

Галина Геннадьевна, благодарю за отзыв! Я мне книга ОЧЕНЬ понравилась и потому я провела по ней урок внеклассного чтения. Вы прочтите внимательно тот фрагмент, который я на уроке ребятам предлагала! А сколько в ней юмора и грусти одновременно!!! А ещё книга привлекла том, что, думаю, в гл. герое некоторые мальчишки узнали себя...

1 April 2020

Я так и сделаю, Людмила Юрьевна! Невнимательной бываю, поэтому так и получается.

2 April 2020

Урок очень интересный, тема актуальна для современных детей. Обязательно Ваш урок реализую в своих классах. Спасибо.

11 August 2020

Благодарю Вас за комментарий, Наталья! Очень приятно!

11 August 2020

Похожие публикации