Урок-игра по русскому языку «Банк знаний»
Цель: закрепить знания, умения, навыки по теме «Имя существительное». Устранить пробелы в знаниях.
Задачи:
Образовательные:
Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о имени существительном»
Устранить пробелы в знаниях.
Развивающие:
1.Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.
2.Формировать умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать знания.
3.Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа у обучающихся.
4.Содействовать развитию памяти, речи, навыков учебного труда.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию познавательных способностей, мотивации учения и положительного отношения к знаниям у обучающихся.
2.Содействовать формированию умений и навыков работы в паре; общения друг с другом.
3.Способствовать формированию мыслительной культуры, рефлексии, т.е. соблюдать логику рассуждений; структурировать, сопоставлять имеющуюся информацию.
4.Способствовать формирование эстетических взглядов у обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
развивать устную и письменную речь;
создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи;
ценностное отношение к процессу изучения имени существительного;
осознание практической важности определения признаков имен существительных;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;
мотивация к творческому труду, к работе на результат;
развивать фонематический слух, память, внимание.
Личностные:
уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть активным во время урока, воспитанным, корректным;
развивать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
ценностное отношение к процессу обобщения имени существительного;
осознание учащимися ценности изученной части речи;
осознание практической важности имени существительного;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса.
Формы организации деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, рассказ), наглядный (демонстрация), практический, частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), поощрение, игровой.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, игровая и здоровьесберегающая технологии, что обеспечивает возможность для всеобщего развития каждому ребенку.
Оборудование: проектор, инд. задания, маршрутные листы.
Программно-дидактическое обеспечение: презентация, видеофайл использованный во время физкультминутки https://youtu.be/27qSZPVuIwI.
Краткий план мероприятия:
Организационная часть – 2 мин.
Мотивационный этап игры – 2 мин.
Словарная работа – 5 мин.
Актуализация знаний - 5 мин.
Работа по теме урока– 25 мин.
Итог урока – 3 мин.
Рефлексия – 3 мин.
Ход урока:
Орг. момент
Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Повернитесь к ним, пожалуйста, и поприветствуйте.
- Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением и желанием продолжить путешествие по большой и славной стране Русского Языка. Итак, начнём работать… Слайд 1
Мотивационный этап игры
- Ребята, сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Имя существительное».
Мне бы хотелось вас видеть:
Активными
Думающими
Работоспособными
Воспитанными.
Слайд 2
Запись с комментированием. Эпиграф к уроку.
Лев Васильевич Успенский говорил: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА»
-Ребята, как вы понимаете это высказывание? ( Хлеб – это пища, имя существительное даёт пищу всем словам, является основой языка, даёт название всем предметам).
Словарная работа. Слайд 3.
Как называется учреждение, производящее розничную торговлю, а также помещение, в котором производится торговля продуктов, промышленных товаров и т.д. (магазин)
Книгохранилище, имеющее целью сбор и хранение книг для общественного пользования (библиотека)
Учреждение, располагающее большим капиталом и производящем различные финансовые операции (банк)
Искусство представления драматических произведений на сцене. Бывает оперный, бывает кукольный и др. (театр)
Как называется место, которое находится под особой охраной с целью сберечь редкие породы растений и животных (заповедник)
Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание детей. Бывают музыкальные, бывают спортивные (школа)
Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можете их поделить? По каким признакам можно это сделать?
По роду, и словарные слова и остальные слова.
Среди всех слов найдите слово мужского рода, в котором все согласные твердые.
– Сегодня у нас не обычный урок, а урок - игра «Банк знаний». Слайд 4
- Что такое банк? Давайте прочитаем, какое определение дается в словаре Ожегова. Слайд 5
Банк – учреждение, располагающее большим капиталом и производящее различные финансовые операции.
Ваш банк знаний будет пополняться накопленными вами знаниями по теме урока. Количество знаний будет показывать количество накопленных вами денег. Итак, я представляю вашему вниманию нашу валюту УМНИК.
Слайд 6
1 умник = 1 правильный ответ. В конце нашего урока ваши деньги конвертируются в оценки. А ученик, у которого будет больше всего накоплений, будет считаться самым умным.
4 . Актуализация знаний
- Итак, я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то заработаете много «умников».
У меня в руках ваши персональные ячейки вкладчиков, в которые вы будете складывать свои денежные купюры, чтобы получить свою ячейку вам необходимо показать свои знания о имени существительном. В конце урока каждый из вас в банке обменяет свои деньги на оценку.
- Ребята, давайте для начала проверим наши знания о имени существительном. Слайд 7, 8
Игра «Закончи предложение»
Имя существительное − это… часть речи.
Имя существительное обозначает… предмет.
Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?
Имена существительные бывают …
одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос… кто.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос… что.
Имена собственные пишутся с … заглавной буквы.
Изменение имен существительных по падежам называется … склонением.
Сколько падежей в русском языке… 6
Имена существительные изменяются … по числам
У каждого из вас на парте маршрутный лист, в котором мы сегодня будем выполнять задания. Слайд 9
Откройте маршрутные листы и запишите число. Классная работа.
5.Работа по теме урока.
- Предлагаю начать игру.
Проведение игры.
Вы можете сегодня сделать несколько вкладов на свой счёт, которые в конце урока конвертируются в оценку (деньги даются в обмен за ваши знания).
Остановка «Опознавательная»
- Попробуем свои силы в первом испытании.
Запишите только имена существительные.
Осенний, ветер, бежит, Дмитрий, трактор, спортивная, Луганск, столица, декабрь, зимний, спешит, месяц, праздник, праздничный, Мурка, малиновое.
Слайд 10
Остановка «Математическая». Слайд 11
1. Прочитайте слова: Конверт, выставка, куртка, поезд, вершина, полянка, площадь.
2. Обсудите в паре и поставьте имена существительные во множественное число. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Остановка «Доскажи словечко». Слайд 12
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену _________.
Оля мучила расческу,
К школе делала причёску.
Мучила-то мучила,
Да получилось _________.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в __________.
Четверть снова началась,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетёт,
Скоро ли _______________.
Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)
Физкультминутка. Слайд 13, 14.
Остановка «Морфологическая». Слайд 15
Каждый из вас должен распределить имена существительные, мальчики – по родам, девочки – распределить существительные на одушевленные и неодушевленные.
Корабль, рыба, собака, ребёнок, меч, блюдечко, девочка, окно.
1 группа:
Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Слайд 16
2 группа: распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Слайд 17
Остановка «Третий лишний» Слайд 18
Выберите лишнее существительное из слов, и вычеркни его. По какому критерию вы будете это делать?
Зима, тень, пенал.
Стол, игра, смех.
Сон, окно, Владислав.
Мальвина, озеро, небо.
Волга, Саратов, ученик.
Остановка "Цепочка”. Слайд 19
Каждый ученик по очереди определяет род имён существительных.
Грусть – ж. р.
детство – ср. р.
морковь – ж. р.
брюки – мн. ч.
печенье – ср. р.
огурцы – м. р.
серёжки – ж. р.
карась – м. р.
глобус – м. р.
ведро – ср. р.
парта – ж. р.
сон – м. р.
точилка – ж. р.
календарь – м. р.
пряник – м. р.
вера – ж. р.
сын – м. р.
сиденье – ср. р
Остановка «Конечная» Слайд 20
Мы с вами должны определить падеж и поставить существительные в начальную форму.
С черёмухи, в зелени, на автобусе, собакой, на площадке, от гордости, из бумаги, о животных, на полянке, для кормушки, за конвертом, к пристани, за диваном, в доме, Василия.
V. Подведение итогов игры. Слайд 21
Уважаемые вкладчики “Банка Знаний”! Компания “ССКШИ” благодарит вас за участие в игре. Слайд 22
Сейчас подсчитайте свои деньги, и я приглашаю вас в «Банк Знаний» для обмена денег на хорошие отметки. Интересно кто же из вас сделал самый большой вклад? Учащиеся, набравшие большее количество монет – лучшие вкладчики. Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на отметку 5!
Самый маленький – вклад не конвертируется – нужна повторная проверка знаний. -Ребята, сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания. МОЛОДЦЫ!
VI. Рефлексия.
-Что такое имя существительное?
-Какая роль имени существительного в нашей речи?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-На этом наш урок окончен.