Урок-обобщение по географии на тему «Географическая карта» (6 класс)
УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017»
ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ
КЛАСС: 6
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
НЕСТЕРОВА ГАЛИНА
АЛЕКСЕЕВНА
2017 г
Технологическая карта урока
Тема: Обобщение по теме «Географическая карта».
Цель урока:
Повторить и систематизировать знания, полученные обучающимися при изучении данной темы,
использовать полученные знания на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»
Развивающие:
способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;
развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ;
решать задачи творческого содержания;
развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию;
расширять познавательный интерес.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.
Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.
Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
ЭОР |
1.Оргмомент. (1 минута) |
Приветствую учащихся и проверяю готовность к уроку. |
Проверяют наличие всех материалов на столе необходимых для урока. |
|
2.Целеполагание и мотивация Подготовка к основному этапу урока. (3 минуты)
Игровой момент: обыгрывание начала путешествия, знакомство с его «маршрутом». |
Здравствуйте! Ребята! На доске вы видите слова Н.Н. Баранского: «Карта – это альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». Как вы думаете, почему это выражение до сих пор является актуальным и как долго оно ещё будет существовать? Сегодняшний наш урок и посвящается теме «Географическая карта». Наша задача на уроке закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины. Но урок наш будет необычный. Мы отправимся в путешествие на поиск острова сокровищ. Для этого мы разделимся на команды и назовем свои корабли. А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Он будет не прост: тот его одолеет, кто в ладах с картой и компасом, кто знает, что в дальних странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. |
Ответы учащихся Формулируют тему и выводят цели урока. Комплектования в группы – экипажи. Дают название кораблям Эмоциональный настрой на путешествие. Каждый член команды может заработать балл, ответив раньше других |
Презентация Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4 |
3.Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний (25-30 минут)
Физкульт- минутка |
Проверим, готовы ли вы к путешествию? Задания даются на быстроту. Какая команда наберет больше баллов, та и вырвется вперед. Задание 1. Ведущий задает вопросы. Команды отвечают. Горизонт – это… Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытом месте Глобус – это… Уменьшенная модель земного шара Компас – это… Прибор для определения сторон горизонта Ориентирование – это Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется
Географическая широта - это… Географическая широта бывает... Географическая широта отсчитывается от… Меридианы - это… Окружности, проведенные через полюсаЗемли Расстояние можно определить с помощью… Географическая долгота - это … Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки Географическая долгота бывает… Географическая долгота отсчитывается от… Параллели - это… Линии, параллельные экватору? Градусная сетка - это… Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделённые на градусы Нулевой меридиан проходит через город… Лондон Самая длинная параллель – это.. Экватор Географические координаты - это… Широта и долгота Глубину и высоту можно определить… По шкале высот и глубин /за каждый правильный ответ 1 балл/ Задание 2. 1.Три самолета одновременно с одинаковой скоростью вылетели от нулевого меридиана: а) по экватору; У какого самолета кругосветное путешествие будет короче? Почему? 2. В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень тень от них была направлена в сторону движения? 3.По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: 1.Африкой и Антарктидой 2.Африкой и Южной Америкой. Впереди пираты. 3.Отгадайте, о чем идет речь? 1.Он стоит на тонкой ножке, 2. Я иду по линиям на север и на юг. 3. По экватору идти – долгая дорога. 4. Нам остается припомнить немного. 5. Я ходил по разным странам, Географическая карта. 6. У меня в столе хранится Игра «Флюгер» Ветер дует с юга. Задание 3. «Бутылочная почта» а) «Нас забросило на остров с координатами 190 ю. ш. и 470 в.д. здесь водятся самые маленькие обезьяны, длина тела которых составляет всего 12см. Найдите нас» б) «Центр острова находится на 400 ю.ш и 1780 в.д. Красота острова поражает путешественников. Папоротники, среди которых бродили динозавры и возраст которых составляет 100 млн лет, находятся на этом острове и по сей день. Встречаются папоротники высотой с пятиэтажный дом . Помогите…» Задание 4. Напишите названия гор, одна из точек которых имеет координаты: 15˚ю.ш. и 70˚з.д. /Анды 40˚с.ш. и 110˚з.д. /Кордильеры 43˚с.ш. и 80˚в.д. /Тянь-Шань 30˚с.ш. и 80˚в.д. /Гималаи Определите географические координаты: Берлин 53˚с.ш. и 14˚в.д. Токио 35˚с.ш. и 140˚в.д. Пекин 40˚с.ш. и 117˚в.д. Париж 48˚с.ш. и 1˚в.д. Задание 5. Напишите название географического объекта (острова), координаты которого равны: 20˚ю.ш. и 46˚в.д. /Мадагаскар 42ю.ш. и 147˚в.д. /Тасмания 70˚с.ш. и 40˚з.д. /Гренландия 35˚с.ш. и 136˚в.д. /Японские о-ва / за правильность каждого ответа 1балл./ Заканчивается наше путешествие и чтобы найти сокровища вам надо выполнить следующие задания. Пираты хотят проверить, внимательны ли вы были во время нашего путешествия по географической карте. Самостоятельная работа: 1 вариант 2 вариант 1. Определите координаты: 1) г. Омск 1) г. Новосибирск 2. Найти объекты: а) 15° с.ш; 70° з.д. а) 55° с.ш 180° в.д. 3.Определите относительную высоту: Амазонской низменности Пустыни Гоби. Проверь и оцени себя. I вариант II вариант г. Омск г. Новосибирск 55ºс.ш. 73ºв.д. 55ºс.ш. 82ºв.д. 2. Найти объекты: а) Карибское море а) Берингово море 3.Определите относительную высоту: 0—200 м 500-2000 м |
Учащиеся дают определения географических понятий Ответы учащихся Отгадывают загадки Встают возле парт и выполняют повороты и движения руками руками Определяют по карте атласа объекты и показывают их. Определяют по карте атласа объекты и показывают их. Выполняют работу. Проверяют и ставят себе оценку |
Слайды №5-7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайды №11-13 Слайд №14 Слайды №16-17 |
4.Подведение итогов урока Рефлексия |
Ведущий: « Итак, сокровище в ваших руках. Конечно же, это знание карты. Пусть это малая часть тех сокровищ, которые вам дает география, но ведь впереди еще целые моря приключений и океаны труда». 3. Подведение итогов. Оценка степени успеха по количеству набранных баллов. Выявление группы, которая заняла I место по количеству баллов. Продолжи предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… |
Отвечают на вопросы рефлексии Учащиеся отслеживают и анализируют результаты свей деятельности и, наряду с количественной оценкой, дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников. |
Слайд №18
Слайд №19
|
5.Домашнее задание |
Ответить на вопросы в конце темы «Географическая карта»
|
Записывают домашнее задание |
Слайд №20 |
Методическая литература:
География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 174, [2]с.: ил., карт.
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
Интернет-ресурсы:
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
http://sf.co.ua/13/03/wallpaper-2658683.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6414/23869276.c1/0_97907_48aa1ae6_orig
Анимации – шаблоны.
Анализ урока.
Данная выбранная тема способствует формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Опора на знания, полученные ранее и связь с жизнью помогают детям участвовать в практической деятельности. Все это в совокупности даёт возможность развитию потенциала каждого обучающегося, полученные результаты на данном уроке в дальнейшем необходимы как на уроках географии, так и в жизни.
Выбор методов и приёмов оправданно соответствует целям урока. Мотивационное поле создано на разных этапах урока.
Работа на уроке ведётся индивидуально и в то же время в группе, результат труда зависит от вклада каждого ученика. Это способствует развитию коммуникативных умений. При этом каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Работа в парах способствует разрешению конфликтных ситуаций, позволяет управлять поведением партнёра : вести контроль, проводить коррекцию, оценивать действия.
Материал урока имеет ценностные ориентации , научность, доступен для данного возраста детей.
Музыка из фильма
MP3 / 3.06 Мб
Звук моря
MP3 / 6.21 Мб
Приложение
DOCX / 11.54 Кб
Путешествие
PPTX / 5.45 Мб
Юлия Байдина