12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Селеткова Таскира Мухаметгалиевна283
Россия, Пермский край, с.Петропавловск
5

Урок-презентация по физике в 9 классе. Тема: Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны



Тема: Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Цель урока:

познакомить учащихся с условиями возникновения волн и их видами

Задачи:

познакомить учащихся с механизмом образования волны, основным свойством бегущих волн; сформулировать определение механических волн; сформировать понятие продольной и поперечной волны.

Форма организации занятий: беседа.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Раздаточный материал:1) чайные ложки для проведения опытов (4 штук), катушка ниток; 2) пипетка, стакан с водой; 3) карточки с тестовыми заданиями на закрепление материала( 4штук) (Приложение1); 4) карточки с домашним заданием(4 штук); 5) карточки с таблицей (рефлексия) (4 штук) (Приложение2).

Структура урока

п/п

Этап урока

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

2 мин

Объявление темы урока, целей и порядка работы на уроке

Подготовка к работе на уроке, запись темы урока в тетрадь

2

Проверка домашнего задания

3 мин

Проведение теста с целью проверки усвоения темы прошлого урока

Отвечают на вопросы теста

3

Актуализация знаний

5 мин

Учитель предлагает учащимся вопросы, направленные на актуализацию темы

Ответы на вопросы учителя, требующие знаний по различным предметам

4

Объяснение нового материала

17 мин

Изложение нового материала

Восприятие и запись нового материала

5

Физическая и эмоциональная разгрузка

4 мин

Организация разгрузки и комментирование действий учащихся

Выполнение физических упражнений, имитирующих распространение волны

6

Закрепление новых знаний

7 мин

Контроль деятельности учащихся

Выполнение заданий по карточкам

7

Подведение итогов, выставление оценок (рефлексия)

5 мин

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки

Каждый ученик заполняет таблицу

8

Задание на дом

2 мин

Учитель раздает карточки с домашним заданием, комментирует его

Слушают пояснения учителя, записывают задание в дневник

Ход урока

1. Организационный момент. Формулировка темы. Целеполагание

Ребята, у вас на столе лежат карточки с отрывками из поэтических произведений, прочитайте их и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Карточка 1 (слайд2)

«Кто волны, вас оставил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?»

А. С. Пушкин

« А волны всё выше, а волны всё круче, а волны уходят под самые тучи »

К. Чуковский

« Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим »

М.Ю.Лермонтов

« Пусть грубой музыки обрушится волна,

Пусть хриплый марш пересечет »

А.Ахматова

Правильно, мы сегодня будем говорить о волнах.

Тема нашего урока сегодня «Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны».( Слайд1)

Это продолжение темы «Механические колебания». Сегодня мы познакомимся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнаем виды волн, в чем их отличие друг от друга, приведем примеры волновых явлений в природе, проведем демонстрационные опыты, вспомним где мы уже встречались с таким понятием как волна. Итак, запишем тему урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания.

А теперь вспомним материал прошлых уроков.

Приведите в соответствие следующие понятия и их формулировки.

Карточка 2 (слайд3)

Понятие

формулировка

Колебания

колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается

Свободные колебания

Периодически повторяющиеся движения тела

Вынужденные колебания

колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии

Затухающие колебания

колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы

Частота колебаний

наибольшее смещение от положения равновесия

Период колебаний

число колебаний в единицу времени

Амплитуда колебаний

время одного колебания

Проверка с помощью проектора. (слайд4)

3. Актуализация знаний

Приведите примеры волновых движений. (личностно-ориентированный подход, учащиеся высказывают свои мнения, дополняют друг друга)

а) волнение хлебного поля: многим приходилось видеть некошеное поле в ветреную погоду, когда, по словам поэта «волнуется желтеющая нива». Наблюдается волна.

б) волны на воде: поместив поплавок на поверхность воды и приведя его в колебательное движение, мы увидим на поверхности воды круги, это тоже волны.

в) колебания шнура: возьмём длинный шнур и закрепим его один конец, а другой приведём в колебательное движение. Мы увидим, что вдоль шнура что-то «бежит», хотя концы шнура остаются на месте. То, что «бежит» по шнуру – это тоже волна. (Такого рода волны так и называют бегущими).

4.Объяснение нового материала
Давайте проведём следующий демонстрационный опыт. Один конец гибкого шнура жестко укрепляют в точке А (держит ученик), а свободный конец хлыстовым движением перемещают в вертикальной( горизонтальной) плоскости. По шнуру начинает бежать волна к точке А.

Учитель: Что же такое волна? (слайд5)

Ученики записывают определение:

Волна - это колебания(возмущения), которые перемещаются в пространстве с течением времени.

Волны бывают механические и электромагнитные. Электромагнитные волны, представляющие собой распространяющиеся возмущения электромагнитного поля, будут рассмотрены нами позже. А сегодня рассмотрим более подробно механические волны. К механическим волнам относят упругие волны и волны на поверхности жидкости.

Ученики записывают определение: (слайд6)

Упругие механические волны - это возмущения, которые распространяются только в веществе - упругой среде.

Что такое упругая среда?

Среда называется упругой, если между ее частицами существуют силы взаимодействия, препятствующие какой-либо деформации этой среды.

Рассмотрим следующий пример, на поверхность воды в сосуде поместим легкий поплавок. Заставив его совершать колебания, можно увидеть, что от него по воде идут круги — волны. (слайд7)

Ког­да какое-либо тело совершает колебания в упругой среде, то оно воздей­ствует на частицы среды, прилегающие к телу, и заставляет их совер­шать вынужденные колебания. Среда вблизи колеблющегося тела дефор­мируется, и в ней возникают упругие силы. Эти силы воздействуют на все более удаленные от тела частицы среды, выводя их из положения равновесия. Постепенно все частицы среды вовлекаются в колебательное движение. Таким образом, частицы, которые прилегают вплотную к поплавку, будут повторять его движение, т.е. будут совершать колебания. Поскольку эти частицы взаимодействуют с другими более удаленными от поплавка частицами, то они также будут совершать колебания, но с некоторым запаздыванием. Таким образом, колебание будет распространяться по всем направлениям.

А в каких же упругих средах могут распространяться механические волны?(слайд8)

Волны распространяются в жидкости .

Волны распространяются в газах ( звуковая волна).

А в твёрдом теле может возникнуть волна?(слайд 9)

Проведём следующие опыты.

Опыт1. Каждый возьмите чайную ложку, которая лежит у вас на столе и ударьте ей по столу. Слышен звук. Теперь приложите ухо к поверхности стола и снова ударьте ложечкой. Звук слышен лучше. Это доказывает, что в твёрдых телах волны распространяются. Можно вспомнить, что о приближении вражеской конницы узнавали, приложив ухо к земле.

Опыт 2. Привяжите к ложечке 2 нити равной длины и приложите их к ушам. Ложечкой ударьте по краю стола. Слышен звук, похожий на удар колокола (звук передаётся по натянутым нитям).

Ученики: Делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в различных средах и записывают это в своих тетрадях.

Далее будут рассматриваться только бегущие волны. Основное свойство бегущих волн заключается в том, что они, распространяясь в пространстве, переносят энергию без переноса вещества.

Пронаблюдаем это на опыте. В сосуд с водой, в котором находится поплавок, поместим второй поплавок. После того как первый поплавок начнет совершать колебания, начнет колебаться и второй поплавок, благодаря энергии полученной от волны. При этом сам поплавок будет оставаться на месте. Значит, частицы воды не переносятся волной, т.е. не происходит переноса вещества.

(слайд 10)

Учитель: Давайте рассмотрим виды упругих волн.

Все волны делятся на два вида -  продольные и поперечные. (слайд 11)

 Волна называется поперечной, если частицы среды совершают колеба­ния в направлении, перпендикулярном к направлению распространения волны. Поперечная волна распрост­раняется, например, вдоль натянутого го­ризонтального резинового шнура, один из концов которого закреплен, а другой приведен в вертикальное колебательное движение.

слайд 12


 

Волна называется продольной, если частицы среды совершают колебания в направлении распространения волны. Продольная волна распрост­раняется, например, вдоль натянутой го­ризонтальной пружины.

В продольных волнах шарики испытывают смещение вдоль цепочки, а пружинки растягиваются или сжимаются. 

Продольные волны - это волны сжатия и растяжения, поэтому они могут распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной). Поперечные волны - это волны сдвига, значит они могут распространяться только в твёрдых телах.

5. Физическая и эмоциональная разгрузка

Ученики выстраиваются шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает «волна», которую наблюдают учащиеся.

Команды: присядьте, встаньте, нагнитесь влево, нагнитесь вправо (колонна). Поднимите правую руку вверх, нагнитесь вправо, присядьте, встаньте (шеренга).

Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.


6. Закрепление новых знаний

Учитель раздаёт карточки с тестовыми заданиями

карточка 3 (слайд 13)

1. На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна? Подпишите рисунки.

рисунки.

___________________________________ ____________________________________

2.Поперечная волна возбуждается:

В твердых телах;

Б) В жидкостях;

В газах.

3. В продольных волнах колебания распространяются:

А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.

4. В поперечных волнах колебания распространяются:

А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.

5. Волна, возбуждаемая струной в воздухе, является:
А) Продольной;

Б) Поперечной.

6. Волна, возбуждаемая смычком в струне, является:
А) Продольной;

Б) Поперечной.

7. Продольная волна возбуждается:

А) В твердых телах;

Б) В жидкостях;

В) В газах.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Рефлексия (слайд 15)

8.Задание на дом (слайд 14)

Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.

§§31, 32, вопросы.

Экспериментальное задание: Налейте воду в тазик и посредством ритмичных касаний воды пальцем (или линейкой) создайте на её поверхности волны. Используя разную частоту колебаний (касаясь воды один или два раза в секунду), обратите внимание на расстояние между соседними гребнями волн.


 

Карточка 1

«Кто волны, вас оставил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?»

А. С. Пушкин

« А волны всё выше, а волны всё круче, а волны уходят под самые тучи »

К. Чуковский

« Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим »

М.Ю.Лермонтов

« Пусть грубой музыки обрушится волна,

Пусть хриплый марш пересечет »

А.Ахматова

Карточка 2

Понятие

формулировка

Колебания

колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается

Свободные колебания

Периодически повторяющиеся движения тела

Вынужденные колебания

колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии

Затухающие колебания

колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы

Частота колебаний

наибольшее смещение от положения равновесия

Период колебаний

число колебаний в единицу времени

Амплитуда колебаний

время одного колебания

карточка 3

1. На каком из рисунков показана поперечная волна? Продольная волна? Подпишите

рисунки.

рисунки.

___________________________________ ____________________________________

2.Поперечная волна возбуждается:

В твердых телах;

Б) В жидкостях;

В газах.

3. В продольных волнах колебания распространяются:

А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.

4. В поперечных волнах колебания распространяются:

А) В плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волны; Б) В направлениях распространения волны.

5. Волна, возбуждаемая струной в воздухе, является:
А) Продольной;

Б) Поперечной.

6. Волна, возбуждаемая смычком в струне, является:
А) Продольной;

Б) Поперечной.

7. Продольная волна возбуждается:

А) В твердых телах;

Б) В жидкостях;

В) В газах.

/data/files/t1487080044.ppt (урок в 9 классе)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.