Урок-проект по биологии «Создаём клетку» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
УРОК - ПРОЕКТ
«СОЗДАЁМ КЛЕТКУ»
(биология, 5 класс)
Маслак Екатерина Николаевна, учитель биологии высшей категории |
2016
Тема урока:
«Создаём клетку» (урок-проект)
Цель урока:
создать условия для закрепления блока новой учебной информации - для усвоения знаний о строении растительной клетки.
Задачи урока:
образовательные:
повторение, закрепление и при необходимости коррекция знаний о строении микроскопа, формирование понятия о строении клетки
развивающие:
развивать интеллектуальную (внимание, память, речь, мышление) и
мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы учеников;
воспитательные:
стимулировать проявление творческой самостоятельности учащихся.
Планируемые результаты:
предметные (знания, умения, представления):
- давать определение понятия «клетка»;
- различать на рисунках и моделях основные части растительной клетки;
- описывать устройство увеличительных приборов (школьный
микроскоп);
- описывать особенности строения растительной клетки как единицы
строения растительного организма;
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные:
- формировать проектные умения, готовность обучающихся к участию в
проектной деятельности;
- создавать модели;
- воспроизводить информацию по памяти;
- регулятивные:
- определять цель урока;
- выполнять работу, пользуясь готовым планом;
- осуществлять рефлексию своей работы;
- коммуникативные:
- слушать учителя и одноклассников;
- выражать свои мысли согласно задачам коммуникации;
личностные (личностные УУД): формирование
- умения применять полученные знания в практической деятельности;
- познавательного интереса к изучению биологии.
Перечень оборудования кабинета к уроку:
Биология, 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Авторский интерактивный кроссворд «Клеточное строение растений»
Компьютер с мультимедиа проектором, экран.
Белый картон, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, лоскутки однотонных разноцветных тканей, цветные нитки, иголки в игольницах.
Структура урока:
Оргмомент,
Актуализация знаний.
Мотивация и целеполагание.
Работа над проектом в соответствии с возрастом и опытом проектной деятельности детей.
5. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
дается ученикам, не закончившим на уроке проект: завершить работу над моделью клетки.
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока:
Идея проекта:
https://globallab.org/ru/project/inquiry/mozhno_li_sozdat_kletku.ru.html#.VuOSF0DJ354
Биология, 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Горячев А.В. Иглина Н.И. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).- М. – Баласс, 2013.- 64с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 2012.- 80с. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»).
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.сост. В.Ф.Феоктистова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 142с.
Конспект урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оргмомент |
Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку. |
Настраиваются на работу на уроке. |
Актуализация знаний |
Мы с вами продолжаем изучать очень интересную тему «Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов». Что мы уже узнали при изучении темы? Давайте все вместе немножечко освежим в памяти знания - поработаем с интерактивным кроссвордом, который я назвала «Клеточное строение растений»/data/files/j1506225679.ppt (Маслак Е.Н. Кроссворд) |
Отвечают на вопрос учителя: - Строение увеличительных приборов, строение клетки. Заполняют кроссворд |
Мотивация и целеполагание |
Сегодня мы с вами проведем необычный урок: урок-проект, на котором мы будем создавать модель клетки. Изучив строение растительной клетки, можно приступить к изготовлению её модели своими руками, вы со мной согласны? А для чего, как вы думаете? Конечно же, для того, чтобы закрепить знания о строении растительной клетки. |
Отвечают на вопросы учителя |
Работа над проектом |
Погружение в проект (обсуждение темы, постановка цели) Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности Актуализирует знания учащихся о проектной деятельности: организует беседу о ранее реализованных детьми проектах. Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам работать над проектами в начальной школе? Расскажите мне немножечко о своих проектах. Предлагает учащимся тему проекта, побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Сегодня у нас с вами еще один проект – «Создаём клетку» Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Помогает сформулировать проблему проекта. Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует их формулировку, развивая проектные умения определения проблем, целеполагания. Цель нашего проекта: создать галерею авторских моделей клеток (а для желающих – сделать подарок кабинету биологи: коллекцию наглядных пособий по теме «Клетка») Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных цели проекта. Перед нами встала задача: найти оптимальный вариант модели, увеличивающий во много раз клетку. Давайте откроем учебник: - на стр . 33 рассмотрим рисунок 16 «Клетка кожицы лука». Какие части клетки мы видим? - на стр. 34 рассмотрим рисунок 17 «Лист элодеи». Какие органоиды, отсутствующие в клетках кожицы лука, есть здесь? Нам с вами надо постараться в модели клетки показать все 5 частей растительной клетки. Давайте еще раз их перечислим. Планирование деятельности. Цель: пошаговая разработка проекта с указанием перечня конкретных действий. Направляет процесс поиска учащимися вариантов реализации проекта (при выявлении затруднений предлагает учащимся свои варианты) и планирования деятельности в проекте, формируя проектные умения планирования деятельности. Осуществление деятельности по реализации проекта. Цель: реализация проекта в соответствии с планом. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся при выполнении заданий проекта. |
Осуществляют вживание в ситуацию – отвечают на вопросы учителя. Обсуждают проблему проекта с учителем. Формулируют совместно с учителем цель проекта. Осуществляют поиск оптимального способа достижения цели проекта. - Оболочку с порами, цитоплазму, ядро, вакуоль - Хлоропласты. Обсуждают варианты реализации проекта, осуществляют: планирование деятельности в проекте: Клетку можно создать в виде аппликации из цветной бумаги Клетку можно создать из лоскутков ткани и части клетки закрепить нитками - красивыми стежками Клетку можно создать из пластилина Работают индивидуально или в парах по реализации проекта, при необходимости получают консультации и помощь педагога. |
Подведение итогов урока |
Оценка результатов проекта и деятельности участников в проекте Цель: подведение итогов реализации проекта, оценка результатов Организует рефлексию - самооценку и взаимооценивание результата; - самооценку работы в проекте, развивая проектные умения по самооценке проектной деятельности. |
Проводят самооценку и взаимооценивание проекта: результатов и процесса. |
Медведева Татьяна Александровна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Кольцов Алексей Вячеславович