"Увлекательное путешествие "В мир точек"
Муниципальное бюджтное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ №18 «Ласточка» комбинированного вида
Елабужского муниципального района
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности познавательно - конструктивного развития детей подготовительной группы
"Увлекательное путешествие "В мир точек"
Подготовили воспитатели: Иванова Л.П., Краснова О.В.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательно - математическое развитие.
Социально - коммуникативное развитие.
Конструктивная и логическая деятельность.
Вид: Познавательно - творческая совместная образовательная деятельность Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:
Опытно - конструктивная деятельность.
Решение логических задач.
Творческая деятельность.
Цель:
Путем познавательно - творческой деятельности закрепить понятие «точка», как
математической составляющей в пространственной ориентации, и ее проекции в «трехмерном пространстве».
Задачи:
Развитие математического мышления в процессе познавательно-конструктивной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Закрепить вычислительные навыки с пространственнологической ориентацией, - освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами: - развить моторные навыки и координацию с переводом математических способностей на новый уровень.
Воспитание навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования: - объединять индивидуальные интеллектуальные алгоритмы для достижения общих целей; - договариваться, правильно задавать вопросы, аргументировать логически обоснованными фактами и т. д., - сформировать уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.
Методические приемы:
Создание ситуаций логических проблем, конструктивной и экспериментальной деятельности.
Оборудование и материалы:
Наборы №1 и №2 для развития пространственного мышления на основе «Даров Фребеля».
Координаторно - математическое игровое полотно «Бинго».
Игровой набор «Дары Фребеля» - «Кирпичики 3D»
Магнитная доска с магнитами и цветными крышками.
Подготовительная работа
Создание координаторно- математического игрового полотна «Бинго»;
создание познавательных наборов «Дары Фребеля»;
изучение приемов конструирования с «Дарами Фребеля»;
Словарная работа:
Закрепление понятий: точка, геометрические фигуры плоскостные и объемные, прямая и ломаная линии.
Структура:
Закрепление понятия «точка» с конструктивным формированием прямой и ломаной линий.
Математические операции с игровым полотном «Бинго» - игра «Домик для моего друга»;
Пространственное преобразование геометрических фигур в движении на основе практических действий с «Даром Фребеля»;
Конструктивная мозаика в трехмерном изображении - набор «Кирпичики 3D";
Познавательная ориентация с закреплением понятий «геометрические фигуры» и «построение буквы алфавита»;
Математические операции с игровым полотном «Бииго» - игра «Здесь вопрос, а здесь ответ»;
Итоговая рефлексия
Посадка детей, размещение:
Введение в занятие - дети располагаются в центре зала: знакомство и формирование понятия «точка»;
Конструирование из круглых магнитов и цветных крышечек - прямые и ломаные линии;
Математическая деятельность на координационном игровом полотне «Бинго»;
Опытная деятельность с «Даром Фребеля №2»;
Закрепление трехмерности пространства с набором «Кирпичики 3D";
Конструктивно - познавательная деятельность с «Даром Фребеля №1»
Математическая деятельность на координационном игровом полотне «Бинго» - игра «Здесь вопрос, а здесь ответ»
№ | Виды деятельности | Деятельность педагога при ведении образовательной деятельности | Познавательно - конструкти вная деятельность детей |
1 | Знакомство, формирование понятия «точка» | Доброго дня, мои дорогие друзья! Вам знакомо такое понятие: «Точка»? Какое оно имеет обозначение? Где можно встретить точку? ( педагог подводит детей к новому знанию, что предметы, все окружение состоит из точек) Как вы думаете, "точка" большое имеет значение для человека или можно обойтись без этого понятия ? | Дети строят гипотезу на понятие «точки». Вспоминают обозначение на письме, в книгах, в тетрадях. Гипотезы детей и предположения. |
2 | Построение линий: прямая и ломаная | А если мноцество точек выстрояться друг за другом, что получиться? Первое, что выстраивает точка - это линия, как правило она? - прямая. А если линия повернула, а потом еще? (как тропинка в лесу) то она - ломаная. Перед вами множество цветных точек из крышечек и множество цветных точек – магнитов. - Делимся на 2 команды по цвету футболок 1 команда выстраивает линии из точеккрышечек 2 команда выстраивает на магнитной доске из точек-магнитов Подводим итог: какая есть способность у точки? | Гипотезы детей, педагог подводит к понятию «линия». Ответы детей: прямая и ломаная. Дети проявляют инициативу, выбирают вид деятельности с цветными крышечками и точками магнитами. Работают конструктивно: выстраивают прямые и ломаные из «точек». Дети: точка имеет способность выстраиваться линии. |
| Координаторно-математическое полотно «БИНГО» Игра «Домик для моего друга» | Приключение точки продолжаются, и она приглашает нас на игровое полотно «Бинго» где с помощью точки координат будем находить домики для своего друга. - Каждая точка, чтобы ее нашли имеет свои координаты. Вот и на нашем игровом полотне координаты имеют цифровые показатели от 1 до 6 по горизонтали (это с лева на право) и по вертикали (это снизу вверх). - И домики - ячейки для наших друзей. - А координаты мы будем получать с помощью кубиков, которые в сумме дают одно число. И ячейку что мы выбираем должна иметь в сумме двух чисел - это же число. Давайте попробуем заселить моего друга, (педагог берет стаканчик, просит ребенка бросить кубик: получаем цифру по сумме и ищем домик - ячейку с данными координатами) Скажите а только одна ячейка будет иметь такое число? - Если понятны правила интеллектуальной игры - выбираем себе друга. Проводиться игра по нахождению ячеек - домиков. И в конце друзья ставятся на свои места в лотки. Мы с вами уточнили, что одно число раскладывается на два наименьших и они разные по значению. | Дети располагаются вокруг полотна и изучают понятия «координаты точки» и правила игры. Дети знакомятся с числовыми координатами Число 5 имеет состав числа: 1 и4;2иЗ;Зи2;4 и 1.В итоге на полотне можно будет выбрать 4 домика. -Ответы детей - 4 ячейки - домика Дети играют проводя мыслительные операции на состав числа из двух меньших чисел. |
| Набор «Дары Фребеля №2» | Мы заселили наших друзей, а следующее приключение точки в движении, поможет нам определить движение вот такой интересный набор | Дети разбиваются на 2 группы по 5 детей. Работают с Даром Фребеля |
| «Основные тела» | Здесь точка заселилась в геометрические фигуры: какие? Наша точка собрала своих подруг и создала прекрасные геометрические фигуры. - Как вы думаете, мы можем им придать вращение? - Вначале вращаем шар Что при вращении получилось? - куб с осью через центр. (педагог обращает внимание на экран - с картинками вращения геометрических фигур) Вывод: Точка при вращении может визуально создавать другие фигуры | - Шар - шар. - Куб - дает цилиндр - Цилиндр Дети выстараивают выводы |
| Набор «Кирпичики 3D | -Вот это точка, вот это приключения !!! - Она может располагаться в двухмерном пространстве на полотне, вращаться с Дарами Фребеля. - А еще она может проецироваться в 3D формате. - Вы знаете что такое 3D? {Это видение предмета в трех плоскостях) Продолжаем путешествие точки. А теперь мы в трехмерном «Зазеркалье». - Разобьем на две группы по 5, считаем и разбиваемся. Готовы? - Запустим в «Зазеркалье» вначале шар - как символ точки. Располагаем шар в середине горизонтального зеркала. - Что видим - сверху, справа, слева? - Что видно на проекциях зеркал? - А теперь запускаем в проекцию зазеркалья - параллепипед или кирпичик. - Какие проекции мы получаем? Справа, слева? - теперь построим диванчик, какие проекции видим? -А «Зазеркалье» может и фокусы показывать - постройте любую плоскостную фигуру в зазеркальном треугольнике - Что дает изображение? Вывод: предметы в трехмерном пространстве имеют не одинаковое изображение, оно зависит от самой фигуры. | Выводим детей на середину зала, ведем беседу. Ответы детей по знаниям. «Кирпичики 3D» Работа с трехмерным набором и гипотезы ответов. Построив фигуру, дети получают трехмерный рисунок - мозаику. Проявляя инициативу, выстраивают гипотезы. |
| Набор «Дар Фребеля № 1 » - «Цветные шарики» | - А это что за цветные предметы? - На что они похожи? Ваши предположения? - Это та же точка, только точка имеющая способность к движению и перемещению в пространстве. - Предлагаю познакомиться. - Возьмите по одной «Точки - прыгунка», и теперь пофантазируем - Постройте на плоскости - треугольник, - квадрат - прямоугольник - А теперь разбейтесь на пары, и у вас стало по две «точки-прыгунка». Внимание задание - строим круг, линию, буква «JI» -А теперь разбиваемся на четверки, группы по четыре Задание: буква - «Т»; - квадрат; - буква «В» | Дети выполняют конструктивные геометрические фигуры, буквы и т.д. |
| Координаторно е полотно «БИНГО» Игра - ребус «Здесь вопрос, а здесь ответ» | Путешествие точки продолжается (педагог перемещает игровое полотно на игру - ребус) - И перед вами игра - ребус «Здесь вопрос - а здесь ответ». У нас у каждого цветная точка, я ставлю слева в ячейке «вопроса», а вы находите справа ответ и располагаете свою «точку - прыгунка» | Дети работают с игровым полотном, решая ребусы, делая умозаключения. |
| Подведение итогов деятельности Рефлексия | Вот и закончилось наше путешествие с понятием «Точка». Что вам запомнилось, что вас заинтересовало, что удивило и порадовало? Познавайте, изучайте этот мир, творите. А на память можете взять своих друзей. | Рефлексия, высказывания oб изученном. |
Калягина Ирина Владимировна