Логопедическое занятие
«В гостях у рыбак в аквариуме»
Цель: Автоматизация правильного артикуляторного произношения звуков (Ш) , (Ж) в речи. Развитие речи детей дошкольного возраста по средством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
-автоматизировать звук (Ш), (Ж) изолированно, в словах, предложениях, диффериенциация звуков- ш-с; ж-з.
-развить зрительное внимание и восприятие;
физический слух, фонематическое восприятие;
мелкую моторику пальцев рук,
воздушную струю ;
развивать артикуляционную моторику.
-закреплять навыки активности, самостоятельности.
- способствовать речевой активности.
Здоровьесберегающие технологии:
-артикуляционная гимнастика, -дыхательная гимнастика, -пальчиковая гимнастика.
Материалы и оборудование: аквариум с рыбками; «волшебная палочка»; «путеводитель, для ориентировки в аквариуме»; фото с изображением рыбак; бутылки с водой и соломинкой для напитков; контейнеры со смесью из разных круп (по количеству детей); изображение рыб для игры с прищепками и камушками Маблс; замок из модулей; зеркала для артикуляционной гимнастики; изображение двух аквариумов и рыбок для игры «Распредели рыбок по аквариумам»; игрушка рыбы, ракушки, картинки, для составления предложений.
План занятия:
1. В коридоре, рассматриваем аквариум с детьми.
-
В аквариуме. Обратить внимание детей на путеводитель.
-
Игра на развитие ВПР (внимание, мышлние) «Чем схожи и чем отличаються»
-
Дыхательная гимнастика «Компрессоры», «Водоросли».
-
Задание на развитие мелкой моторики руки «Самомассаж пальцев, с помощью смеси круп».
-
Игра на фонематическое восприятие «Кто там спрятался в песке».Вспомнить артикуляционный уклад для звуков -Ш- и -Ж-.
-
Задание на развитие мелкой моторики руки «Помого рыбкам».
-
Остановка у башинки. Артикуляционная гимнастика.
-
Игра «Расспредели рыбок по аквариумом». 10. Игра «Ракушки».
11. Подведение итогов.
12. «Возвращение» домой.
Сценарий занятия:
Логопед: Аквариум привлекает к себе внимание детей. Что же в нем есть интересного? Вы любите наблюдать за рыбками, а они из аквариума с любопытством наблюдают за вами ребятишками. И очень бы им хотелось познакомиться с вами поближе. А вам ребята хочется посмотреть как там рыбки в аквариуме живут? (да) А что если прямо сейчас мы с вами отправимся в гости к рыбкам в аквариум. Как вам мое предложение? Согласны? (да)
Тогда я вам открою маленький секрет. Все кто работает в детском саду, не много волшебники. И они умееют совершать маленькие чудеса. Вот и у меня совсем случайно, оказалась с собой самая настоящая волшебная палочка. Сейчас я ей взмахну и уменьшу нас в размерах. А то мы вот какие большие, а аквариум маленький. Ну, что готовы к чудесам?Тогда нужно выполнить некоторые правила: взяться за руки, закрыть глаза и слушать волшебные слова:
«Чудеса я начинаю,
всех в размерах уменьшаю.
Ноги нас вперед несут,
рыбки в гости давно ждут.\(из коридора, перемещаемся в спортивный зал)
Ребята, посмотрите, какие мы стали маленькие, а аквариум для нас стал таким большим, просторным. Что бы здесь незаблудиться, ориентироваться нам поможет путеводитель, на котором обозначенно все что нам нужно посмотреть здесь.
Игра «Чем схожи и чем отличаються».
Смотрите, а вот и рыбки (обратить внимание детей на фото с рыбками)Скажите, ребята они все одинаковые или разные? А что есть у всех рыб? (хвост. голова, плавники, чешуя и т. д.) Чем могут отличаться? (размером, формой, цветом).
Обратимся к путеводителю. Что вы видите? (пузырьки) В каждом аквариуме есть пузырьки, они образуються благодаря компрессору. Компрессор -это специальное устройство, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.
Дыхательная гимнастика: Мы с вами сейчас будим компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха. У вас на столах бутылочки с водой и вам нужно набрать воздух, через нос в легкие и дуем в соломинку от себя. Вот какие пузырьки у нас получились. Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. В аквариуме конпрессор работае примерно так же и тем самым поставляя рыбкам кислород, что бы им было чем дышать.
Обращаемся к путеводителю: Водоросли.
Игрушка для развитие дыхания (из втулки). Водоросли нужны в аквариуме для того, что ой которые рыбки ими питаются, а еще рыбки любят в них укрываться.
Обращаемся к путеводителю (песчанно-каменное дно аквариума)
Развитие мелкой моторики: Мы будим погружать руки в песчанно-каменное дно аквариума. Начнем с больших пальцев (все пальцы поочередно)
Игра «Кто там спрятался в песке». Дети находят картинку, называют данное слово и звук с которого оно начинаентся. Звуки используются в игре -Ш-, -Ж-.
Игра «Помогите рыбкам». Рыбки просят им помочь. Одна из них осталась без хвоста и плавников. Вы можете ей сделать с помощью прищепок. Другая рыбка считает себя неяркой, некрасивой. Вы можете ее украсить, с помощью цвыетных камушков. Решайте сами, кто какой рыбке будет помогать.
Обращаемся к путеводителю. В аквариумах бывают замки. Они используются для украшения. Мы дошли до замка остановимся здесь, отдохнем. Присаживайтесь на стульчики, расслабтесь и предлагаю сделать артикуляционную гимнастику (с зеркалами).
Артикуляционная гимнастика: Упражнения: 1. Представим себя рыбками и будим открывать и закрывать рот.
-
Толстые щеки-худые.3. «Заборчик-Трубочка» 4. «Лопаточка- Иголочка» 5. «Качели»
6. «Часики»
Игра «Распредели рыбок по аквариумом». Вот плывут рыбки, на другой стороне у рыбок картинка, обозначающая слово, со звуками -Ш- или -Ж-. Вам нужно назвать слово и определить в какой аквариум ее отправить.
Обращаемся к путеводителю. Что еще мы видим? (рыбку) Самая маленькая рыбка любит спать за дальним камнем в аквариуме. И просит вас ребята, проводить ее туда. А по дороге. Вы можете рассмотреть ракушки.
Игра «Ракушки».Игра направленна на автоматизацию звуков -Ш- и -Ж- в предложениях. Диффериенциация звуков -Ш-С; -Ж-З-
Под каждой ракушкой имеется картинка. Ваша задача, составить предложение по данной картинке.
Вот ребята мы и посмотрели, как живут рыбки в аквариуме . Нам пора возвращаться домой. Как говориться, «в гостях хорошо, а дома — лучше». Но прежде, чем нам вернуться назад. Мы вспомним, что видели, что делали. Поможет нам в этом путеводитель.
Вспоминаем правила и возвращаемся назад.
«Чудеса я начинаю,
всем размера прибавляю.
Ноги нас вперед несут,
вас ребята в группе ждут.
У аквариума, в коридоре. Какими мы стали большими, а аквариум такой маленький. «Ребята, понравилось ли вам гостить у рыбок? Они машут вам своими хвостиками.