Технологическая карта урока технологии в 5 классе «В стране мастеров и мастериц»
«В стране мастеров и мастериц»
ФИО педагога: Волкова Наталья Александровна
Предмет: технология
Класс: __5___
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Тема |
«В стране мастеров и мастериц» (итоговый урок по разделу «Технология обработки ткани») |
Цель |
Обобщить и систематизировать знания и умения. |
Задачи |
Образовательные: систематизировать и обобщить теоретические знания и умения, проверить итоговые знания по разделу «Технология обработки ткани». |
Развивающие: развивать умения планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, развивать речь учащихся, умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, развивать самостоятельность. |
|
Воспитательные: формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности, самостоятельность и чувства ответственности за порученную работу перед коллективом, умения трудиться в коллективе, интерес к предмету. |
|
Профориентация |
Сообщение о профессии закройщика, модельера-конструктора. Уважение к людям труда. |
УУД |
Личностные УУД: самоопределение; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; стимулирование способности иметь собственное мнение; проявление познавательных интересов и активности; организация рабочего места; уверенность во взаимоотношениях со сверстниками; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. |
Регулятивные УУД: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; планирование, прогнозирование; мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. |
|
Коммуникативные УУД: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение задавать и отвечать на вопросы; умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
|
Познавательные УУД: исследование практических ситуаций; осмысление учебного материала, выделение главного; самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. |
|
Межпредметные связи |
История, литература, информатика. |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, швейная машина. |
Дидактические материалы |
Учебник ''Технология» 5 класс автор В.Д. Симоненко; презентация, рабочая тетрадь по технологии; технологическая документация, карточки с заданиями, оценочный лист. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения |
Словесный (беседа, рассказ, объяснение), практическая работа, проблемно-поисковый. |
Время |
1 урок - 45 минут |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. |
Планируемы результаты УУД |
1 этап – организационный момент (1минута) |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Приветствие. Подготовка рабочих мест к уроку. |
Подготовить учебные принадлежности к уроку. |
Личностные: умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место. |
2 этап - мотивация, самоопределение к деятельности (7 минут) |
||||
Актуализация опорных знаний |
Объясняет задание- дидактическая игра и кроссворд. |
Слушают и выполняют задание. |
Игра «Грамматическая арифметика» Факел-кел+тук=фартук Уточка – очка +юг= утюг Ткачиха-чиха+лань – ла=ткань Ножки – ки + куницы – ку = ножницы Разгадывают кроссворд. (приложение1) О чем пойдет речь на уроке? |
Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 этап – целеполагание (2 минуты) |
||||
Повторение, обобщение пройденного материала |
Сообщает тему и цель урока. |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. |
Тема урока «В стране мастеров и мастериц». Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме технология обработки ткани и защитить учебный проект. Класс делится на две команды, слушают и выполняют задания. Для отслеживания результатов работы используется оценочный лист(приложение2) |
Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 этап - основной вид деятельности со средствами ИКТ (27 минут) |
||||
Сообщение учащихся, показ презентации. |
Формулирует задание. |
Выступают две ученицы- сообщение и показ презентации к выступлению. Проводят тест на усвоение материала. Подводят итоги. |
Сообщение «История происхождения фартука». Показ презентации «История происхождения фартука». Тест на усвоение данного материала. |
Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. |
1 задание |
Формулирует задание. Контролирует выполнение работы. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
«Разминка» (приложение 3) Каждой команде учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение задавать и отвечать на вопросы; умение отстаивать свою позицию; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
2 задание |
Формулирует задание. Контролирует выполнение работы и проверяет. |
Выполняют задание. |
«Моделирование» - зарисовать разные модели фартуков. |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности; Регулятивные: осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Познавательные: исследование практических ситуаций; самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 задание |
Формулирует задание. |
Выполняют задание – объясняют значение, снимают мерки и записывают данные. Отвечают на вопросы по карточке. |
«Снятие мерок» - по карточкам объяснить назначение мерок, показать, как снимают мерки и записать их.(приложение 4) |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности; Регулятивные: осознание учебной задачи;выбор рационального и оптимального пути достижения; Познавательные: понимание определения «мерки», «снятие мерок» и их применение. самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 задание |
Формулирует задание. Контролирует выполнение работы и проверяет. |
Выполняют задание- |
«Подготовка выкройки» - игра пазлы. Собрать картинку-выкройку фартука. |
Личностные: проявление познавательных интересов и активности; Познавательные: исследование практических ситуаций; самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Физкультминутка |
Организует учащихся. |
Выполняют под музыку физкультминутку. |
Физкультминутка выполняют под музыкальное сопровождение. |
|
5 задание |
Формулирует задание. |
Обучающиеся рассказывают правила ТБ. |
Правила ТБ при работе с ножницами, иглой, на швейной машине, с утюгом. |
Личностные: проявление познавательных интересов и активности; организация рабочего места; Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; |
6 задание |
Формулирует задание и контролирует выполнение работы и проверяет. |
Заправляют нить в швейную машину. |
«Заправка швейной машины». Один участник от каждой команды заправляет верхнюю и нижнюю нить и проверяет строчку. |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности; Регулятивные: осознание учебной задачи;развитие самостоятельности в учебной деятельности. Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
7 задание |
Формулирует задание. |
Капитаны готовятся по карточкам. Команды загадывают друг другу загадки. |
Конкурс капитанов. Капитаны выполняют задания по карточкам (1-рассказать о профессии – закройщика, 2-о профессии модельера-конструктора). Команды в это время загадывают друг другу загадки и пословицы, зарабатывают баллы (приложение5) |
Личностные: проявление познавательных интересов и активности; уверенность во взаимоотношениях со сверстниками; Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения. |
8 задание |
Формулирует задание. |
Обучающиеся представляют свои работы – фартуки, прихватки. |
«Модный приговор»» Обучающиеся демонстрируют свои модели фартуков и прихваток. |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; уверенность во взаимоотношениях со сверстниками; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. Регулятивные: осознание учебной задачи; мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5 этап - подведение итогов, рефлексия учащихся (7 минут) |
||||
Итог урока |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставляет и комментирует оценки за урок. |
Обучающиеся совместно с капитаном заполняют оценочные листы и подсчитывают баллы. |
По оценочным листам капитаны команд выставляет баллы и подсчитывают общее количество набранных баллов и сообщают об этом учащимся. |
Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию. |
Рефлексия |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… |
Личностные: смыслообразование Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение отстаивать свою позицию. |
Домашнее задание (1 мин) |
Комментирует и объясняет домашнее задание. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
Информация о празднике Пасха (сообщение или презентация). |
Приложение1
Игра «Грамматическая арифметика»
Факел-кел+тук=фартук
Уточка - очка +юг= утюг
Ткачиха-чиха+лань – ла=ткань
Ножки – ки + куницы – ку = ножницы
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1.Неосыпаемый край ткани.
2. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
3. Самая узкая часть туловища.
4. Швейное изделие, защищающее одежду от загрязнения.
5. Деталь фартука.
6. По какой стороне фигуры снимают мерки.
7. Потайная кладовая, чего тут только нет. Здесь и фантик от конфет, здесь и пуговка, крючок, и носовой платок. (Деталь фартука).
8. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.
9. Размерные признаки фигуры.
2. в |
7.к |
|||||||||||
к |
ы |
6.п |
а |
|||||||||
р |
к |
3.т |
4.ф |
р |
р |
8.л |
||||||
о |
р |
а |
а |
5.п |
а |
м |
и |
9.м |
||||
м |
о |
д |
е |
л |
и |
р |
о |
в |
а |
н |
и |
е |
к |
й |
и |
т |
я |
а |
н |
е |
р |
||||
а |
к |
я |
у |
с |
я |
й |
к |
|||||
а |
к |
к |
и |
|||||||||
а |
Приложение 2
Оценочный лист
ФИ учащихся |
Игра, кроссворд |
разминка |
моделирование |
Снятие мерок |
Подготовка выкройки |
Правила ТБ |
Заправка шв. машины |
Капитаны. Загадки |
Модный приговор |
итого |
5баллов |
За верный ответ 1 балл. всего 5баллов. |
5б. |
5б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
Капитаны по 1 баллу+ за каждую загадку 1балл Всего-7 баллов. |
5б. |
40-45баллов- 5 39-42балла – 4 35-38 баллов – 3 34 и меньше - 2 |
|
1. |
||||||||||
2. |
||||||||||
3. |
||||||||||
4. |
Приложение 3
Вопросы команде 1 |
Вопросы команде 2 |
1.Что такое ВТО? |
1.Что обозначает термин «декатировать»? |
2.Как проходит нить основы в изделии? |
2.Как проходит нить утка в изделии? |
3.Как называют узкое место фигуры? |
3.С какой стороны выполняют измерения фигуры? |
4.Предмет для измерения фигуры. |
4.Для чего предназначена гладильная доска? |
5.Назвать инструменты и приспособления для шитья. |
5.Назвать виды приводов швейной машины. |
Приложение 4
Команда 1 |
Команда 2 |
1.Записать обозначение мерок Ди - ……. Ст- ……. Сб- …….. |
1.Записать обозначение мерок Ди - ……. Ст- ……. Сб- …….. |
2.Показать , как снимают мерки и записать данные измерений. |
2.Показать, как снимают мерки и записать данные измерений. |
Приложение 5
Вопросы команде 1 |
Вопросы команде 2 |
Загадки |
|
Весь мир одевает – сама нагая ходит. (игла) |
Уточка ныряет – хвост оставляет. (нитка) |
По морю плывет пароход, остановится, море сожжет (утюг) |
Два конца, два кольца, посредине гвоздик (ножницы) |
Закончи пословицу |
|
Без труда ….(не вытащишь и рыбку из пруда) |
Под лежачий ….(камень-вода не течет) |
Семь раз …..(отмерь, один раз –отрежь) |
Труд кормит, …(а лень портит). |
Поспешишь, ….(людей насмешишь). |
Умелые руки….(не знают скуки) |
Юлия Станиславовна
Федорова Людмила Ивановна
Мучник Лариса Анатольевна
Иванов Виктор Игорьевич
Акатова Ирина Анатольевна
Ильина Оксана Геннадьевна