Вебинар для педагогов на тему «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии» (Фрагмент стенограммы №14)
Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с вебинара «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии». Вебинар для учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, преподавателей СПО, методистов, классных руководителей, тьюторов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Ольга Олеговна Жебровская, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ. Кандидат педагогических наук.
В ходе вебинара были представлены особенности конструирования урока, занятия, примерные модели уроков и внеурочных занятий на основе сингапурской технологии на разных уровнях общего образования, возможности и риски использования сингапурской образовательной технологии для организации урока и внеурочного занятия.
Внимание! Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра на нашем сайте.
...Мне хотелось бы представить вам ещё один блок нашей сегодняшней работы, а именно небольшую практическую работу, которую я рискну вам предложить онлайн в чате или по окончании вебинара. Это конкретные модели уроков, которые были проведены определённым образом, а мы сейчас попробуем выполнить работу по повышению эффективности данного урока, потому что (честно признаюсь) все занятия, которые я выбрала, абсолютно неэффективны. С моей стороны, это небольшая провокация. Первый урок – закрепления материала, актуализации, второй из пяти-шести по теме, очень сложный материал, класс средний. Посмотрите, что было предложено учителем, который проводил этот урок. Как всегда, в начале занятия есть оргмомент, затем самостоятельная работа в классе по заданию учителя (типовые задания на основе нового материала). Учтите, пожалуйста, что урок второй. После этого проходит работа ученика у доски (3-4 ребёнка комментируют у доски задание), работа в парах и взаимопроверка, выполнение более сложного задания на основе пройденного материала (1 ученик у доски) и проверочная работа (тест и т.д.) на основе изученного материала.
Действительно, с целеполаганием, актуализацией и повторением здесь сложно, и обратите внимание на то, что дети по интеллектуальным возможностям средние, а степень сложности материала очень высокая. Что делают остальные дети, когда у доски работает один ребёнок или четверо, можно себе представить. Скорее всего, они списывают. Да, самостоятельная работа очень рано дана. Наверное, и проверочная работа рано дана, если это только не небольшой тест. Урок составить сложно. В примере мы убрали содержание, и непонятно, по какому он предмету, но определённые переменные здесь есть.
Вопрос: Какие структуры сингапурской технологии вы бы могли сюда включить, чтобы сделать этот урок более простым и более понятным?
Итак, материал сложный, дети средние, и нам нужно разобраться в том, что же с первого урока они поняли. Естественно, целей и задач здесь нет, но нас сейчас интересует именно сама структура урока, его ход. Какие бы вы структуры предложили для повышения эффективности урока? Вижу, что предлагают работу в группе «сильный-слабый». Спасибо. Для того, чтобы определить, кто у нас сильный, а кто слабый, вспомните, есть такая структура сингапурской технологии, которая называется «сесть-встать». И в начале урока учителю ничего не мешало определить, кто из детей разобрался, а кто нет. Это можно сделать на основе простых заданий. Например, следовало бы спросить,«Кто разобрался в материале урока?Встаньте, пожалуйста» или «Кто смог самостоятельно выполнить домашнее задание? Встаньте, пожалуйста». И так далее.Если ученик встал 2 раза и более, то он является консультантом и берёт себе в пару человека, который не смог 2 раза подняться, потому что в чём-то не разобрался. Затем мы работаем в парах, например, с партнёром по плечу и можем выполнять карточки заданий совместно и выявлять то, что не совсем понятно.
После мы можем предложить дополнительную работу на основе данного материала, если возникли существенные проблемы. Здесь как раз и пойдут в ход «крестики-нолики», «пронумерованные головы» и прочие структуры. Например, структуры, включающие работу за столом (RallyTable и др.). Дети выполняют задания по очереди и обсуждают свою работу за столом. Если в парах не разобрались, то учитель может снова объяснить, а потом, в конце, дать игровое занятие, чтобы понять, кто же разобрался в материале. Или же мы используем модель «смена рабочих зон». Это применяется после второго этапа, когда явно видно, что не разобрались несколько человек. Мы можем дать понявшим ребятам за столами задание, чтобы они продолжили работу, а тем, кто не разобрался в материале, предоставить отдельную зону и поместить их туда вместе с учителем для повторного объяснения...
Это был фрагмент выступления с вебинара Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии. Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра на нашем сайте.
Продолжение стенограммы:
Фрагмент стенограммы №15 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Фрагмент стенограммы №16 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Завершающий фрагмент стенограммы №17 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»