Выступление «Развиваем дошкольников посредством арт-технологий»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов
«Развиваем дошкольников посредством арт-технологий»
(из опыта работы)
Жаркова О.А.,
педагог-психолог
МБДОУ детского сада №11
г. Нижний Ломов
2018г.
г.Нижний Ломов
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Поэтому, необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков. Основными задачами в работе с детьми, которые решаются при применении арт-технологий являются:
1.Развитие творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов (речи, внимания, воображения, мышления, памяти).
2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
5.Сплочение детского коллектива.
6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
8. Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.
9. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
10. Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию, в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремлюсь, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
В своей работе я использую следующие элементы арт-терапии:
изотерапию – взаимодействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, аппликация;
сказкотерапию – воздействие чтением;
Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
театротерапию – воздействие через образ, театрализацию;
музыкотерапию – воздействие через восприятие музыки;
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
игровую терапию– воздействие игрой;
Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
песочную терапию – воздействие через песок.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.
Сегодня мне хотелась поделиться опытом работы по некоторым арт-технологиям.
Актуальность технологии сказкотерапии, на мой взгляд, заключается в том, что сказки были и будут – естественной составляющей всей повседневной жизни детей. Я считаю, что сказкотерапия одно из перспективных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация развивающей среды. Поэтому в своей группе я стараюсь создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания действовать, развивать фантазию, а, следовательно, и речевую активность. В самостоятельной деятельности, в процессе игры я использую наборы игрушек для настольного театра: «Пальчиковый театр», театр перчаток, театр на ложках, театр на фланелеграфе, шапочки-маски, ободки, костюмы в уголке ряженья, настольные и напольные ширмы для кукольного театра, набор дисков для прослушивания сказок, классической музыки и музыки направленной на релаксацию.
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии очень разнообразны. Применяя метод на практике, я выделила следующие этапы:
Пальчиковые игры
Упражнения на развитие речевого дыхания
Словесная режиссерская игра
Сказкотерапевтическое рисование. Для рисования я выбираю разнообразные материалы: от визуальных до воображаемых. Когда спина ребёнка, впереди сидящего превращается в мольберт, а детский пальчик в кисть художника. На слайде вы видите упражнение «Рисуем сказку»
Метод групповое рассказывание сказок «А что потом?»
Метод рассказывание сказок и историй
Метод «Самостоятельное сочинение сказок и кратких историй»
Начав свою работу по данной методике, я задумались: можно ли интегрировать в образовательной деятельности несколько методик арт-терапии одновременно?
На практике, применяя и объединяя несколько методик в одну образовательную деятельность, пришла к выводу, что одним из эффективных методов социализации детей является метод песочной сказкотерапии.
Почему именно песок? Игра в песок для детей очень естественна, интересна и знакома: какой ребенок самого раннего возраста не делал куличики, не строил башни и не возводил замки из песка? Дети погружаются в игру, и фантазия уносит их в свой волшебный мир со сказочными королевствами, добрыми и злыми героями, захватывающими приключениями.
Начиная работать с детьми с помощью песочной сказкотерапии, я учу их создавать сказки.
Почему именно сказка? Это самый доступный и знакомый для каждого ребенка литературный жанр. Взрослые начинают читать малышу сказки, когда он еще не умеет говорить. И постепенно малыш накапливает словарный запас, понимает структуру сказки (зачин, содержание, окончание), добавляет свои реплики при чтении, потом может дополнять предложения, рассказывать сказку «кусочками», а потом и целиком.
Образовательная деятельность с использованием песочной сказкотерапии, начала со знакомства с песочницами, фигурками, сказочными карточками, затем проводилась групповая работа, где дети обучались составлению сказок. Далее была проведена работа по подгруппам (5–6 человек), работа в парах и индивидуальная работа.
С помощью разработанного метода можно разнообразить занятия по развитию речи, предоставить детям простор для фантазии, сделать их жизнь интереснее, ярче.
Мы развиваем речь, художественные навыки, решаем сложнейшие психологические проблемы наиболее эффективными способами, предложенными самими детьми.
С 2018 года в нашей группе реализуется долгсрочный проект «Мультстудия «Светлячок» в ДОУ».
Основное направление деятельности мультстудии – создание мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках: изо-технологии - пластилиновая, рисованная анимация (нетрадиционные техники рисования), объёмная анимация (техники оригами, ЛЕГО – конструирование, аппликация). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кино, театр, изобразительное искусство и музыка, то и проект включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию, конструирование и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который говорит о развитии дошкольника в пяти образовательных областях, работа в студии позволяет решать следующие образовательные задачи:
социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
физического развитие (развитие мелкой моторики рук).
Вашему вниманию я хочу представить первый результат нашего с детьми труда – мультфильм «Краски лета»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.
Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.
Презентация к выступлению
PPTX / 18.11 Мб
Елена Владимировна
Жаркова Оксана Александровна