Статья на тему «Индивидуальное логопедическое занятие с использованием Лего-конструирования»
Тема: Лексическая тема «Кафе».
Аудитория: дошкольники (5-6 лет), младшие школьники с умственной отсталостью (7-8 лет).
Материал предназначен для логопеда, воспитателя, педагога - психолога.
Продолжительность занятия: 25 мин.
Цель: формирование навыков конструирования, расширение и активизация словаря по теме «Кафе».
Задачи:
- развитие связной речи по заданной лексической теме;
- развитие слухового внимания, умения сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки;
- развитие воображения, мелкой моторики, пространственного ориентирования;
- воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Оборудование: конструктор «LEGO DUPLO» (кафе), картинка с изображением зала кафе, зеркало, стакан с крышкой наполненный шариками из пенопласта, соломинка для коктейля, картинки на клейкой основе (части пиццы), смайлик, маркер.
Ход занятия.
Орг.момент.
Логопед приветствует ребёнка и просит отгадать загадку.
- Здесь ты встретишь приветливого официанта,
И повар с большим кулинарным талантом
Приготовит для тебя много аппетитных блюд,
Здесь в зале царит чистота и уют. (кафе).
Логопед показывает картинку с изображением зала кафе.
Беседа по наводящим вопросам с опорой на картинку.
- А ты была в кафе?
- С кем ты ходила?
- Какие нормы поведения должны соблюдать посетители кафе?
- Для чего люди посещают кафе?
- Какую еду, мы можем заказать?
Артикуляционная гимнастика по показу логопеда (контроль зеркалом)
Логопед просит ребёнка представить себя в кафе.
- Представь, что мы с тобой заказали салат из морковки, кашу, мороженое с клубничным джемом и молочный коктейль.
«Жуем тёртую морковку». Имитируем жевания. Сначала медленные движения челюстями, затем быстрые.
«Горячая каша». Надуваем обе щеки одновременно. Затем - сдуваем обе щеки.
«Мороженое с клубничным джемом». Широкий язык вытягиваем как можно дальше наружу, поднимаем вверх и прячем обратно.
После «мороженного» на губе остался клубничный джем. Языком в форме чашечки облизываем губу, делая движение сверху вниз.
«Молочный коктейль». Посередине языка положи соломинку для коктейля. Делаем глубокий вдох через нос, выдох через соломинку.
Игра по лексической теме «Кафе» с использованием конструирования.
На первом этапе логопед предлагает ребёнку построить собственное «кафе» с помощью элементов конструктора «LEGO DUPLO».
Затем ребёнок должен расположить посетителей «кафе» (фигурка LEGO - человечек) за столик. Логопед просит ребёнка рассказать о посетителях по наводящим вопросам.
- Кто пришёл в кафе?
- С кем они пришли?
- Как одеты посетители? И т.д.
Далее логопед просит с помощью фигурки LEGO изобразить официанта кафе. Поприветствовать посетителей и предложить им меню.
- Что бы вы хотели заказать?
- Мы можем вам предложить напитки….. и блюда…..
- Хотели бы вы заказать главное блюдо нашего кафе - пиццу.
Игра на развитие мелкой моторики и воображения «Готовим пиццу».
На втором этапе занятия ребёнку предлагается приготовить для посетителей «кафе» пиццу.
На листе с клейкой основой распечатываются и вырезаются части пиццы: основа и начинка (ломтики колбасы, сыра, томатов, оливки и зелень).
Ребёнок должен наклеить на основу пиццы элементы начинки.
Логопед в ходе работы просит ребёнка посчитать, сколько у него тех или иных продуктов для пиццы, как они называются и т.д.
Далее ребенок предлагает пиццу посетителям «кафе».
Итог занятия:
Рефлексия «Смайлик эмоционального настроения»
Ребенок при помощи маркера, в зависимости от своего настроения, рисует на смайлике грустное или весёлое выражение лица.
Ожидаемый результат: Использование ЛЕГО конструктора на логопедическом занятии создает положительную мотивацию, формирует интерес, снимает негативное отношения к обучению, о чем свидетельствует этап рефлексии.
В ходе занятия использовался авторский материал (загадка, артикуляционная гимнастика)
http://sims3s.ru/objects-children-cafe.php ссылка на картинку.
Фотографии с занятия размещены с разрешения родителей.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Родионова Татьяна
Порошина Ольга Анатольевна
Родионова Татьяна
Дементьева Ирина Михайловна
Родионова Татьяна
Дементьева Ирина Михайловна
Шабанова Алёна
Родионова Татьяна
Ватолина Светлана Анатольевна
Родионова Татьяна
Дементьева Ирина Михайловна
Родионова Татьяна
Полева Наталья Кузьминична
Родионова Татьяна
Порошина Ольга Анатольевна
Родионова Татьяна
Горбачёва Марина Юрьевна
Родионова Татьяна