Внеурочна деятельность по истории 10 класса

0
0
Материал опубликован 11 December в группе

МЮОУ «БСОШ им.С.П.Данилова»

Утверждаю Согласовано

Директор МБОУ «БСОШ им С.П.Данилова» зам. директора по УВР

-----------------------Семенова А.П.. -------------Петров П.А.

«-01» сентября 2024 «01» сентября 2024

Рассмотрено на заседании

Методического совета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета по « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»

Для 10 класса

Составитель: Антонова А.И.









2024



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы Н. С. Борисова и А. А. Левандовского (История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. М., Просвещение, 2009), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XIX в. для 10 класса рассчитана на 34 часа

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.









Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

критического восприятия получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России































Календарно-тематическое планирование по курсу « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»




Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

1

Российская цивилизация: особенности становления и развития.

1

Урок актуализации знаний. Диалог

Особенности становления и развития Российской цивилизации

История России – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории России.

Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России.

Выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. Определять причины отличий исторического пути России

Понимать, что особенности исторического развития народа зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов.

Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории.

Цивилизация


беседа

Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с другими народами Европы и Азии.

Введение, конспект лекции


4.09

2

Восточные славяне в VI – IX вв. Древнерусское государство

1

Комбинированный урок с элементами беседы

Восточнославянские племенные союзы и их соседи.

Занятия, общественные строй и верования восточных славян.

Имущественное расслоение.

Складывание государства у восточных славян

Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь»

Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы.

Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства.


Союз племен, соседская община, язычество, норманнская теория, полюдье, дань

Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты.

Тюрский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат.

Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами.

§1

11.09

3

Киевская Русь

1

Комбинированный урок

Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки.

Вечевые порядки. Категории населения. Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярослава Мудрого. Развитие норм права на Руси.

Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление единства Руси при Владимире

Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы).

Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать ее оценку.

Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности

Раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, и вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина

Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (с. 42).

Решение исторических задач.


Развитие норм права. «Русская правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества

§ 2-3

18.09

4

Культура Киевской Руси

1

Урок изучения нового материала

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.

Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения.

Культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, иконопись, мозаика, фреска

Обсуждение вопросов, проблем. Подготовка и рецензирование докладов самими обучающимися.


§4

25.09

5

Русские земли в XII – начале XIII вв. наследники Киевской Руси

1

Урок – практиче-ское

занятие

Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, господин Великий Новгород. Северо-Восточная Русь

Знать, в чем причины распада Древнерусского государства. Положительные и отрицательные последствия раздробленности


Феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы.

Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи.



§5-6

2.10

6

Культура Руси XII – начале XIII вв.

1

Семинар-ское

занятие

Культура Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли. Особенности архитектуры, живописи, летописания

Умение работать с первоисточниками, их анализ

Летописный свод, «слово», башнеобразный храм

Написать эссе на одну их предложенных тем: «Загадки и уроки «Слова о полку Игореве», «Слова Даниила Заточника», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском»




§7

9.10

7

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды

1

Комбинированный урок

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной

агрессией.



Уметь анализировать исторические факты, представлять и аргументировать свою точку зрения.

Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами.

Монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго

Составить таблицу «Завоевание монголо-татар с 1206-1255гг.»

Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.


§8

16.10

8

Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV вв.

1

Комбинированный урок

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель

Понимать причины экономического подъема в XIV – первой половине XV

Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских князей, политике отношений с Ордой.

Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского

Освещать причины и последствия Куликовской битвы. Характеризовать Ивана III как первого «великого князя Всея Руси».

Знать сущность и особенности нового централизованного государства? Объяснять причины судебной реформы Ивана III


Религиозный центр, национальное самосознание, феодальная война, уния, автокефалия

Тестирование


Образование Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Начало возрождения русских земель. Внутренние миграции населения. Церковь и консолидация русских земель. Политика московских князей.

§9-10

23.10

9

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в.)

1

Урок-лекция

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.

Зарождение национального сам осознания на Руси.

Начало распада Золотой Орды

Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Знать о зарождении национального самосознания.

Обосновать свою точку зрения, вести дискуссию.

Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III.

Единое Русское государство, централизация, поместье, помещик, дворянин, Боярская Дума, Судебник, крепостное право, самодержавие, ересь

Обсуждение вопросов и заданий


§11-12


6.11

10

Культура Руси в XIV -XVI вв.


1

Урок- семинар

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факто­ров на развитие культу­ры. Формирование рус­ского, украинского и бе­лорусского народов. Москва как центр разви­тия культуры великорус­ской народности. Возро­ждение традиций хра­мового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерус­ская литература.

Знать особенности рус­ской культуры изучае­мого периода. Характеризовать глав­ные ее достижения

Повесть, Куликовский цикл, «хождение»

Мини-

тестирование

Подготовить выступление о жизни и творчестве Андрея Руб­лева, Феофа­на Грека, Дионисия


§13,16

В порядке выбора дополни­тельный материал по теме

13.11

11

Россия в XVI столетии


1

Комбинированный урок

Хозяйство и общество в первой половине XVI в. Расширение территории Русского государства. Личность Василия III. Формирование сословно-представительной монархии. Нестяжатели и иосифляне.

Объяснять смысл понятий Земский собор, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия, регентство, Избранная рада, кормления, местничество, стрелецкое войско, опричнина

Характеризовать теорию «Москва – Третий Рим»

Давать оценку деятельности Ивана Грозного, последствиям опричнины

Земский собор, идеология, казачество, Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия.

Проверочный тест по теме: «Образование единого Русского государства в XIV - XV вв», работа с текстом учебника – составление кластера


§14-15

20.11

12

Смутное время


1

Урок изуче­ния новых знаний. Лекция

Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально- экономических проти­воречий.

Борьба против агрес­сии Речи Посполитой

и Швеции

Характеризовать поли­тику Бориса Годунова, определять причины Смуты.

Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого. Характеризовать сущ­ность правления бояр во главе с Шуйским. Давать оценку действиям второго Лжедмитрия

Смута, интервенция, Крестоцеловальная запись, междуцарствие, самозванство, Семибоярщина, смута, Тушинский вор.


Дискуссия Решение исторических проблем по теме урока

Дискуссия о причинах и ха­рактере Смуты. Феномен само­званства. Бояр­ские группировки. Национальный подъем в России

§17-18, схема

27.11

13

Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых

Внешняя политика России в XVII в.

1

Урок изуче­ния новых знаний с элементами беседы

Ликвидация последст­вий Смуты. Земский собор 1613 г. и восстановление са­модержавия. Начало династии Ро­мановых.

Социальные движения XVII в. Расширение территории государства в XV II в. Вхождение Левобереж­ной Украины в состав России.

Войны России с Ос­манской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Характеризовать внут­реннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ госу­дарственного управле­ния и формирования со­словий. Знать сущность крепостного права, причины его оформле­ния в России. Понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли. Давать ха­рактеристику сослов­ной структуре россий­ского общества в дан­ный период. Объяснять смысл понятий «крепо­стное право», «мануфак­турное производство Знать основные на­правления и дальней­шие тенденции внеш­ней политики России в XVII в.

Оценивать значение присоединения Украины к России.

Характеризовать успехи и неудачи, объяснять их

«двоевластие», «прелестные грамоты», «служилые инородцы», белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, полки «иноземного строя», «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь, ясак. городовые казаки, реестры, униатская церковь, Чигиринские походы

Тестирование . Составить таблицу «Вы­ступление социальных низов в XVI

Россия и Тридца­тилетняя война в Европе. Дискуссии о предпосылках преобразований общественного строя и харак­тере процесса модернизации России

§19,20

Таблица

4.12

14

Культура России в XVII в.

1

Урок- семинар

Особенности русской традиционной культуры. Формирование нацио­нального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументаль­ная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Распространение гра­мотности.

Зарождение публици­стики.

Славяно-греко- латинская академия

Знать основные факты истории культуры Рос­сии XVII в. Определять общие черты и особенности ее развития

 Великие Минеи четьи, Домострой, годуновская школа, строгановская школа, Лицевой летописный свод, лицевое шитье, «дивное узорочье», нарышкинское барокко, архитектурная школа.

Заполнение таблицы

Немецкая сло­бода в Москве

§21

11.12

15

Начало правления Петра I.

Внешняя политика Петра I

1

Урок практиче­ского при­менения знаний, умений.

Борьба за престол. Начало самостоятельной политической деятельности. Роль России в разви­тии системы междуна­родных отношений в XVIII в. и превраще­ние России в мировую державу.

Победа в Северной войне.

Провозглашение империи


Уметь определять альтернативы исторического развития, характеризовать причины и последствия стрелецких бунтов. Характеризовать меж­дународную обстанов­ку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетия.

Понимать причины Се­верной войны и пре­вращения России в ев­ропейскую державу

Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», «старая вера», раскольничество, бунт Великое посольство, Северный союз, гетман, казачья старшина, партизанская война, атаман

Подготовить сообщение на тему: «Кто защищал отечество во время Петра I»

Мини-тести­рование, ана­лиз карты, индивидуаль­ные разверну­тые ответы у доски. Под­готовить со­общение о сподвижниках Петра I. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий



§1,3

18.12

16-17

Реформы Петра I

1

Урок -конференция

Петровские преобра­зования.

Создание заводской промышленности. Новая система госу­дарственной власти и управления.

Реформы армии и флота.

Превращение дворян­ства в господствующее сословие



Характеризовать причины, содержание, результаты и исторические последствия реформ

Реформа, дворянское ополчение, сословие, подворная подать, мануфактура,,, протекционизм, меркантилизм, Обмирщение, традиционный уклад, лубок

Дать оценку реформатор­ской деятель­ности Петра

Оппозиция пет­ровским преоб­разованиям в обществе. Традиционные порядки и кре­постничество в условиях раз­вертывания мо­дернизации

§2,3,4 задания по теме

25.12











15.01

18

Россия после Петра 1.

Эпоха дворцовых переворотов

1

Урок изуче­ния новых знаний. Лекция

Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы кре­постничества. Просвещенный абсо­лютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя



Характеризовать внут­реннюю политику пре­емников Петра I. Знать насущные обще­ственные проблемы. Сравнивать характер правления Петра I и его преемников

Дворцовый переворот, фаворитизм, аристократия

Проблемное задание: А.С. Пушкин охарактеризо­вал преемни­ков Петра I так: «Ничтож­ные наследни­ки северного исполина». Обоснуйте мнение поэта




Россия в период

дворцовых

переворотов

§5 составить таблицу Дворцовые перевороты

22.01

19

Просвещенный абсолютизм Ека­терины II. Социальная поли­тика Екатерины II. Крестьянская война

1


Урок-лекция

Просвещенный абсо­лютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Восстание Е. Пугачёва

Знать особенности внутренней политики Екатерины. Объяснять смысл по­нятий: просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» русского дворянства. Уметь делать обобщение и вывод. Уметь анализировать социально-экономичес­кое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов.

Понимать причины, по­вод, социальный состав и ход народных движе­ний XVIII в.

Давать оценку значения этих событий. Уметь критически ана­лизировать источник ис­торической информации

Эпоха Просвещения, «просвещенный абсолютизм», Соборное уложение, «крещеная собственность», губерния, уезд.

Уметь анализировать социально-экономичес­кое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов.

Понимать причины, по­вод, социальный состав и ход народных движе­ний XVIII в.

Давать оценку значения этих событий. Уметь критически ана­лизировать источник ис­торической информации

Сравнить Земские собо­ры XVI-XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоя­тельно


§6-7

29.01

20


Внешняя политика России в XVIII

Царствование Павла I

1


Урок

комбинированный

Основные направления внешней политики Ека­терины II. Борьба за выход к Черному морю. Изменения внешней политики в период правления Павла I. Разделы Речи Посполитой


Обобщать и структури­ровать материал


Империя, морская держава, разделы Речи Посполитой, антифранцузские коалиции

Заполнить таблицу «Внешняя политика России в се­редине, вто­рой половине XVIII в.»


§8-9


5.02

21

Русская культура в XVIII в.

1

Урок

практиче­ского при­менения знаний, умений. Лаборатор­ная работа

Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Московского университета. Создание системы на­родного образования. Эстетические принципы барокко, рококо и клас­сицизма в русской ар­хитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства.

Возникновение профес­сионального театра

Знать основные дости­жения и направления духовной жизни русско­го народа, также его бытовую культуру. Уметь работать с раз­личными источниками исторической инфор­мации

Классицизм, сентиментализм, барокко

Заполнение таблицы. Подготовить сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй поло­вины XVIII в. Показать его творчество на фоне евро­пейских дос­тижений

Новый характер взаимодействия российской и западноевро­пейской культу­ры в XVIII в. Деятельность Вольного эконо­мического обще­ства. Быт и нра­вы дворянства: русская усадьба

§10

12.02

22


Экономическое развитие в конце XVIII - первой по­ловине XIX вв.

Реформы Алек­сандра I

1

Комбиниро­ванный урок

Особенности экономики России в первой поло­вине XIX в. Развитие капиталистических от­ношений. Начало про­мышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного пере­ворота

Понимать особенности правления Александра I. Давать оценку его дея­тельности.

Характеризовать соци­ально-экономическое положение России в начале XIX в.

Натуральное хозяйство, внутренний рынок, промышленный переворот, отходники, капиталистые крестьяне, промыслы, мануфактура

Решение ис­торических задач

Распространение идей конститу­ционализма

§11-12

вопросы к семинару

19.02

23

Борьба с Наполео­ном

Восточный вопрос

1. Внешняя политика 1801-1811

2. Отечественная война 1812 г. Мифы и факты

3. Завершение войн с Францией. Восточный вопрос


1

Урок изучение нового материала

Россия в системе меж­дународных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период антинаполеоновских войн.

Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы меж­дународных отношений

Понимать ключевые задачи внешней поли­тики России в начале XIX в. и способы их достижения, знать при­чины Отечественной войны 1812 г., ее ход и значение. Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.

Континентальная блокада, Отечественная война, ополчение, партизанское движение, Священный союз, Восточный вопрос

Мини-

тестирование, сообщения

Россия в Свя­щенном союзе

§13,

сообщения

26.02

24

Период реакции. Декабристы

1

Урок-иссле­дование

Влияние Отечествен­ной войны на общест­венное сознание в России

Уметь участвовать в групповой исследова­тельской работе. Формулировать собст­венный алгоритм ре­шения историко- познавательных задач, включая формулирова­ние проблемы и целей своей работы

Реакция, аракчеевщина, военные поселения, тайное общество, военный заговор, военное восстание, декабрист

Альтернатив­ные точки зре­ния на собы­тия 14 декабря 1825 г.

(В.О. Ключев­ский,

А.И. Герцен). Высказать свое отношение к ней

Движение де­кабристов и его оценка в рос­сийской истори­ческой науке. Европейское влияние на рос­сийское общество

§14

5.03

25

Внутренняя поли­тика Николая I

1

Урок изуче­ния новых знаний

Оформление россий­ской консервативной идеологии.

Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники

Характеризовать лич­ность Николая I. Уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко- социологический, исто- рико-политический

Теория официальной народности, кодификация законов, III отделение, охранительная политика, обязанные крестьяне

Сопоставьте идеи С.С. Ува­рова и Л. В. Ду­бельта (см. до­кумент). Со­гласны ли вы с мнением царских чиновников. Свое мнение аргументируйте


§15

12.03

26

Внешняя политика России при Нико­лае I.

Кавказская война

1

Комбиниро­ванный урок

Направления внешней политики, Восточный вопрос

причины продвижения России на Кавказ и в Закавказье; методы присоединения новых территорий;
 последствия этого процесса для России и присоединенных народов.

Уметь анализировать ход войны. Знать предпосылки, причины и последствия поражения России

«жандарм Европы», нейтрализация Черного моря, мусульманство

Найти допол­нительную информацию и подготовить сообщение о судьбе участ­ников Кавказ­ской войны, Шамиля и ге­нерала, А.П. Ермолова

Зарождение русской геопо­литической школы. Евро­пейское влия­ние на россий­ское общество

§16, таблица с. 161

19.03

27

Общественное движение в годы царствования Николая I

1

Урок изуче­ния новых знаний

Оформление россий­ской консервативной идеологии.

Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм.

Славянофилы и запад­ники

Уметь анализировать ход войны, знать пред­посылки, причины и по­следствия поражения России.

Знать суть российской консервативной идео­логии и оппозиционных мнений николаевской эпохи.

Уметь делать выводы

Консерватизм, либерализм, социализм, утопический социализм

Индивидуаль­ные развер­нутые ответы у доски. Заполнить таблицу на с. 169.

Сравнитель­ный анализ взглядов за­падников и славянофилов


§17

2.04

28

Русская культура первой половины XIX в.

1

Урок-

конференция

Культура России в первой половине XIX в. Учёные общества. Научные экспедиции. Создание системы на­родного образования. Формирование литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном ис­кусстве

Характеризовать раз­витие русской культуры в первой половине XIX столетия.

Работать с различными источниками историче­ской информации при подготовке дополнительного материала к уроку по отраслям зна­ний, культуры и персо­налиям

Ампир, романтизм, реализм, эклектика

Эссе «Вклад российской науки в раз­витие миро­вого научного знания»

Развитие рус­ской журнали­стики. «Золотой век» русской поэзии

§18

9.04

29

Начало правления Александра II. Крестьянская ре­форма

1

Урок изуче­ния новых знаний. Диалог

Отмена крепостного права

Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подго­товки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анали­зировать основные по­ложения реформы, оп­ределять ее характер, значение


Крепостной, удельный, государственный крестьянин, барщина, оброк

Анализ поло­жений ре­формы. Уметь рабо­тать с раз­личными ис­точниками исторической информации


§19, таблица с. 191

16.04

30

Социально- экономическое развитие поре­форменной России. Либеральные ре­формы 1860-70-х гг.

1

Комбиниро­ванный урок

Утверждение капитали­стической модели эко­номического развития. Завершение промыш­ленного переворота Аграрная, судебная, земская, военная, го­родская реформы 1860-1870-х гг.

Знать динамику развития пореформенной эконо­мики страны. Система­тизировать историче­скую информацию на основе своих представ­лений об общих законо­мерностях всемирно- исторического процесса

Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами.

Буржуазия, промышленный переворот

Земство, самоуправление, имущественный ценз, всеобщая воинская повинность, состязательный судебный процесс

Заполнить таблицу «Обществен­ная сторона промышлен­ного перево­рота» Анализ исто­рического ис­точника

Роль общины в жизни крестьян­ства. Самодер­жавие, сослов­ный строй в ус­ловиях модернизационных про­цессов

§20, 21таблица с. 200

23.04

31

Общественные дви­жения в 50-60-е гг. XIX в.

1

Урок-

лаборатор­ная работа

Общественные движе­ния в конце XIX в. Идеология и практика народничества. Зарождение рабочего движения

Проводить сравнитель­ный анализ основных направлений общест­венного движения, их идеологии, социального состава, способов дея­тельности. Уметь делать выводы

Публицистика, пропаганда, прокламация, воззвание, революционное подполье

Обсуждение заданий

Выступления разночинной интеллигенции

§22-23

30.04

32

Внутренняя и внешняя поли­тика и обществен­ное движение в годы правления Александра III

1

Урок-лекция

Политика контрреформ Поддержка помещичь­их хозяйств. Новые положения о земстве, судопроиз­водстве. Усиление го­сударственного кон­троля над высшими учебными заведениями

Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Алек­сандра III. Определять последствия контрре­форм для исторической судьбы России

Реакционные курс, цензура, марксизм, стачка

Заполнить таблицу «Контрре­формы 80-х гг. XIX в.»


§24-25

7.05

33

Культура России во второй полови­не XIX в.

1

Урок-

конференция

Духовная жизнь рос­сийского общества во второй половине XIX в. Возрождение националь­ных традиций в архитек­туре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские традиции в развитии художест­венной культуры. Движение передвижников. Пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства.

Развитие системы об­разования. Научные достижения российских ученых

Знать основные дости­жения культуры России в обозначенный период. Уметь работать с различ­ными источниками исто­рической информации для подготовки к уроку- семинару

Демократизация, интеллигенция, передвижники

Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств

Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общест­ва на польское восстание 1863 г. Городская и де­ревенская куль­туры: две социо­культурные среды

§26

14.05

34

Итоговое повторение

1



Знать факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие системность и значимость исторического процесса


тестирование



21.05



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации