Внеурочна деятельность по истории 10 класса
МЮОУ «БСОШ им.С.П.Данилова»
Утверждаю Согласовано
Директор МБОУ «БСОШ им С.П.Данилова» зам. директора по УВР
-----------------------Семенова А.П.. -------------Петров П.А.
«-01» сентября 2024 «01» сентября 2024
Рассмотрено на заседании
Методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета по « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»
Для 10 класса
Составитель: Антонова А.И.
2024
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы Н. С. Борисова и А. А. Левандовского (История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы. М., Просвещение, 2009), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XIX в. для 10 класса рассчитана на 34 часа
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
Календарно-тематическое планирование по курсу « Истории России с древнейших времен до конца XIX века»
| Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения план/факт | ||||||||||||
1 | Российская цивилизация: особенности становления и развития. | 1 | Урок актуализации знаний. Диалог | Особенности становления и развития Российской цивилизации История России – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории России. | Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России. Выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. Определять причины отличий исторического пути России Понимать, что особенности исторического развития народа зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов. Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории. | Цивилизация | беседа | Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с другими народами Европы и Азии. | Введение, конспект лекции | 4.09 | ||||||||||||
2 | Восточные славяне в VI – IX вв. Древнерусское государство | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественные строй и верования восточных славян. Имущественное расслоение. Складывание государства у восточных славян Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь» | Объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы. Знать причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства. | Союз племен, соседская община, язычество, норманнская теория, полюдье, дань | Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты. | Тюрский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. | §1 | 11.09 | ||||||||||||
3 | Киевская Русь | 1 | Комбинированный урок | Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки. Вечевые порядки. Категории населения. Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярослава Мудрого. Развитие норм права на Руси. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление единства Руси при Владимире | Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в. Давать ее оценку. Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности | Раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, и вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина | Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (с. 42). Решение исторических задач. | Развитие норм права. «Русская правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества | § 2-3 | 18.09 | ||||||||||||
4 | Культура Киевской Руси | 1 | Урок изучения нового материала | Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения. | Культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, иконопись, мозаика, фреска | Обсуждение вопросов, проблем. Подготовка и рецензирование докладов самими обучающимися. | | §4 | 25.09 | ||||||||||||
5 | Русские земли в XII – начале XIII вв. наследники Киевской Руси | 1 | Урок – практиче-ское занятие | Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество, господин Великий Новгород. Северо-Восточная Русь | Знать, в чем причины распада Древнерусского государства. Положительные и отрицательные последствия раздробленности | | Феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы. Сопоставить судьбу и деятельность князей феодальной эпохи. | | §5-6 | 2.10 | ||||||||||||
6 | Культура Руси XII – начале XIII вв. | 1 | Семинар-ское занятие | Культура Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли. Особенности архитектуры, живописи, летописания | Умение работать с первоисточниками, их анализ | Летописный свод, «слово», башнеобразный храм | Написать эссе на одну их предложенных тем: «Загадки и уроки «Слова о полку Игореве», «Слова Даниила Заточника», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском» | | §7 | 9.10 | ||||||||||||
7 | Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды | 1 | Комбинированный урок | Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. | Уметь анализировать исторические факты, представлять и аргументировать свою точку зрения. Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами. | Монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго | Составить таблицу «Завоевание монголо-татар с 1206-1255гг.» | Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель. | §8 | 16.10 | ||||||||||||
8 | Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV вв. | 1 | Комбинированный урок | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель | Понимать причины экономического подъема в XIV – первой половине XV Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских князей, политике отношений с Ордой. Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского Освещать причины и последствия Куликовской битвы. Характеризовать Ивана III как первого «великого князя Всея Руси». Знать сущность и особенности нового централизованного государства? Объяснять причины судебной реформы Ивана III | Религиозный центр, национальное самосознание, феодальная война, уния, автокефалия | Тестирование | Образование Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Начало возрождения русских земель. Внутренние миграции населения. Церковь и консолидация русских земель. Политика московских князей. | §9-10 | 23.10 | ||||||||||||
9 | Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в.) | 1 | Урок-лекция | Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального сам осознания на Руси. Начало распада Золотой Орды Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия. | Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Знать о зарождении национального самосознания. Обосновать свою точку зрения, вести дискуссию. Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского (события феодальной войны) и о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III. | Единое Русское государство, централизация, поместье, помещик, дворянин, Боярская Дума, Судебник, крепостное право, самодержавие, ересь | Обсуждение вопросов и заданий | | §11-12 | 6.11 | ||||||||||||
10 | Культура Руси в XIV -XVI вв. | 1 | Урок- семинар | Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература. | Знать особенности русской культуры изучаемого периода. Характеризовать главные ее достижения | Повесть, Куликовский цикл, «хождение» | Мини- тестирование Подготовить выступление о жизни и творчестве Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия | | §13,16 В порядке выбора дополнительный материал по теме | 13.11 | ||||||||||||
11 | Россия в XVI столетии | 1 | Комбинированный урок | Хозяйство и общество в первой половине XVI в. Расширение территории Русского государства. Личность Василия III. Формирование сословно-представительной монархии. Нестяжатели и иосифляне. | Объяснять смысл понятий Земский собор, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия, регентство, Избранная рада, кормления, местничество, стрелецкое войско, опричнина Характеризовать теорию «Москва – Третий Рим» Давать оценку деятельности Ивана Грозного, последствиям опричнины | Земский собор, идеология, казачество, Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия. | Проверочный тест по теме: «Образование единого Русского государства в XIV - XV вв», работа с текстом учебника – составление кластера | | §14-15 | 20.11 | ||||||||||||
12 | Смутное время | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально- экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции | Характеризовать политику Бориса Годунова, определять причины Смуты. Давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого. Характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским. Давать оценку действиям второго Лжедмитрия | Смута, интервенция, Крестоцеловальная запись, междуцарствие, самозванство, Семибоярщина, смута, Тушинский вор. | Дискуссия Решение исторических проблем по теме урока | Дискуссия о причинах и характере Смуты. Феномен самозванства. Боярские группировки. Национальный подъем в России | §17-18, схема | 27.11 | ||||||||||||
13 | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых Внешняя политика России в XVII в. | 1 | Урок изучения новых знаний с элементами беседы | Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Социальные движения XVII в. Расширение территории государства в XV II в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. | Характеризовать внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий. Знать сущность крепостного права, причины его оформления в России. Понимать каким был уровень развития хозяйства и торговли. Давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснять смысл понятий «крепостное право», «мануфактурное производство Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в. Оценивать значение присоединения Украины к России. Характеризовать успехи и неудачи, объяснять их | «двоевластие», «прелестные грамоты», «служилые инородцы», белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, полки «иноземного строя», «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь, ясак. городовые казаки, реестры, униатская церковь, Чигиринские походы | Тестирование . Составить таблицу «Выступление социальных низов в XVI | Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Дискуссии о предпосылках преобразований общественного строя и характере процесса модернизации России | §19,20 Таблица | 4.12 | ||||||||||||
14 | Культура России в XVII в. | 1 | Урок- семинар | Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко- латинская академия | Знать основные факты истории культуры России XVII в. Определять общие черты и особенности ее развития | Великие Минеи четьи, Домострой, годуновская школа, строгановская школа, Лицевой летописный свод, лицевое шитье, «дивное узорочье», нарышкинское барокко, архитектурная школа. | Заполнение таблицы | Немецкая слобода в Москве | §21 | 11.12 | ||||||||||||
15 | Начало правления Петра I. Внешняя политика Петра I | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Борьба за престол. Начало самостоятельной политической деятельности. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу. Победа в Северной войне. Провозглашение империи | Уметь определять альтернативы исторического развития, характеризовать причины и последствия стрелецких бунтов. Характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетия. Понимать причины Северной войны и превращения России в европейскую державу | Боярская Дума, стрелецкое войско, «потешные полки», «старая вера», раскольничество, бунт Великое посольство, Северный союз, гетман, казачья старшина, партизанская война, атаман | Подготовить сообщение на тему: «Кто защищал отечество во время Петра I» Мини-тестирование, анализ карты, индивидуальные развернутые ответы у доски. Подготовить сообщение о сподвижниках Петра I. Какой вклад они внесли в победоносный исход военных действий | | §1,3 | 18.12 | ||||||||||||
16-17 | Реформы Петра I | 1 | Урок -конференция | Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Реформы армии и флота. Превращение дворянства в господствующее сословие | Характеризовать причины, содержание, результаты и исторические последствия реформ | Реформа, дворянское ополчение, сословие, подворная подать, мануфактура,,, протекционизм, меркантилизм, Обмирщение, традиционный уклад, лубок | Дать оценку реформаторской деятельности Петра | Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации | §2,3,4 задания по теме | 25.12 15.01 | ||||||||||||
18 | Россия после Петра 1. Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Урок изучения новых знаний. Лекция | Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя | Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Знать насущные общественные проблемы. Сравнивать характер правления Петра I и его преемников | Дворцовый переворот, фаворитизм, аристократия | Проблемное задание: А.С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: «Ничтожные наследники северного исполина». Обоснуйте мнение поэта | Россия в период дворцовых переворотов | §5 составить таблицу Дворцовые перевороты | 22.01 | ||||||||||||
19 | Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война | 1 | Урок-лекция | Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е. Пугачёва | Знать особенности внутренней политики Екатерины. Объяснять смысл понятий: просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» русского дворянства. Уметь делать обобщение и вывод. Уметь анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов. Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в. Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации | Эпоха Просвещения, «просвещенный абсолютизм», Соборное уложение, «крещеная собственность», губерния, уезд. Уметь анализировать социально-экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав российской империи в XVIII в. Уметь устанавливать ведущие тенденции, пространственные и временные рамки изучаемых явлений, процессов. Понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в. Давать оценку значения этих событий. Уметь критически анализировать источник исторической информации | Сравнить Земские соборы XVI-XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно | | §6-7 | 29.01 | ||||||||||||
20 | Внешняя политика России в XVIII Царствование Павла I | 1 | Урок комбинированный | Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Черному морю. Изменения внешней политики в период правления Павла I. Разделы Речи Посполитой | Обобщать и структурировать материал | Империя, морская держава, разделы Речи Посполитой, антифранцузские коалиции | Заполнить таблицу «Внешняя политика России в середине, второй половине XVIII в.» | | §8-9 | 5.02 | ||||||||||||
21 | Русская культура в XVIII в. | 1 | Урок практического применения знаний, умений. Лабораторная работа | Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Московского университета. Создание системы народного образования. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. Уметь работать с различными источниками исторической информации | Классицизм, сентиментализм, барокко | Заполнение таблицы. Подготовить сообщение о выдающемся художнике или скульпторе второй половины XVIII в. Показать его творчество на фоне европейских достижений | Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Деятельность Вольного экономического общества. Быт и нравы дворянства: русская усадьба | §10 | 12.02 | ||||||||||||
22 | Экономическое развитие в конце XVIII - первой половине XIX вв. Реформы Александра I | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономики России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота | Понимать особенности правления Александра I. Давать оценку его деятельности. Характеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX в. | Натуральное хозяйство, внутренний рынок, промышленный переворот, отходники, капиталистые крестьяне, промыслы, мануфактура | Решение исторических задач | Распространение идей конституционализма | §11-12 вопросы к семинару | 19.02 | ||||||||||||
23 | Борьба с Наполеоном Восточный вопрос 1. Внешняя политика 1801-1811 2. Отечественная война 1812 г. Мифы и факты 3. Завершение войн с Францией. Восточный вопрос | 1 | Урок изучение нового материала | Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период антинаполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений | Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в. и способы их достижения, знать причины Отечественной войны 1812 г., ее ход и значение. Определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. | Континентальная блокада, Отечественная война, ополчение, партизанское движение, Священный союз, Восточный вопрос | Мини- тестирование, сообщения | Россия в Священном союзе | §13, сообщения | 26.02 | ||||||||||||
24 | Период реакции. Декабристы | 1 | Урок-исследование | Влияние Отечественной войны на общественное сознание в России | Уметь участвовать в групповой исследовательской работе. Формулировать собственный алгоритм решения историко- познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы | Реакция, аракчеевщина, военные поселения, тайное общество, военный заговор, военное восстание, декабрист | Альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г. (В.О. Ключевский, А.И. Герцен). Высказать свое отношение к ней | Движение декабристов и его оценка в российской исторической науке. Европейское влияние на российское общество | §14 | 5.03 | ||||||||||||
25 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники | Характеризовать личность Николая I. Уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко- социологический, исто- рико-политический | Теория официальной народности, кодификация законов, III отделение, охранительная политика, обязанные крестьяне | Сопоставьте идеи С.С. Уварова и Л. В. Дубельта (см. документ). Согласны ли вы с мнением царских чиновников. Свое мнение аргументируйте | | §15 | 12.03 | ||||||||||||
26 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война | 1 | Комбинированный урок | Направления внешней политики, Восточный вопрос причины продвижения России на Кавказ и в Закавказье; методы присоединения новых территорий; | Уметь анализировать ход войны. Знать предпосылки, причины и последствия поражения России | «жандарм Европы», нейтрализация Черного моря, мусульманство | Найти дополнительную информацию и подготовить сообщение о судьбе участников Кавказской войны, Шамиля и генерала, А.П. Ермолова | Зарождение русской геополитической школы. Европейское влияние на российское общество | §16, таблица с. 161 | 19.03 | ||||||||||||
27 | Общественное движение в годы царствования Николая I | 1 | Урок изучения новых знаний | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «Официальной народности». Русский утопический социализм. Славянофилы и западники | Уметь анализировать ход войны, знать предпосылки, причины и последствия поражения России. Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы | Консерватизм, либерализм, социализм, утопический социализм | Индивидуальные развернутые ответы у доски. Заполнить таблицу на с. 169. Сравнительный анализ взглядов западников и славянофилов | | §17 | 2.04 | ||||||||||||
28 | Русская культура первой половины XIX в. | 1 | Урок- конференция | Культура России в первой половине XIX в. Учёные общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Формирование литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве | Характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX столетия. Работать с различными источниками исторической информации при подготовке дополнительного материала к уроку по отраслям знаний, культуры и персоналиям | Ампир, романтизм, реализм, эклектика | Эссе «Вклад российской науки в развитие мирового научного знания» | Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии | §18 | 9.04 | ||||||||||||
29 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа | 1 | Урок изучения новых знаний. Диалог | Отмена крепостного права | Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анализировать основные положения реформы, определять ее характер, значение | Крепостной, удельный, государственный крестьянин, барщина, оброк | Анализ положений реформы. Уметь работать с различными источниками исторической информации | | §19, таблица с. 191 | 16.04 | ||||||||||||
30 | Социально- экономическое развитие пореформенной России. Либеральные реформы 1860-70-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. | Знать динамику развития пореформенной экономики страны. Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно- исторического процесса Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами. | Буржуазия, промышленный переворот Земство, самоуправление, имущественный ценз, всеобщая воинская повинность, состязательный судебный процесс | Заполнить таблицу «Общественная сторона промышленного переворота» Анализ исторического источника | Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие, сословный строй в условиях модернизационных процессов | §20, 21таблица с. 200 | 23.04 | ||||||||||||
31 | Общественные движения в 50-60-е гг. XIX в. | 1 | Урок- лабораторная работа | Общественные движения в конце XIX в. Идеология и практика народничества. Зарождение рабочего движения | Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности. Уметь делать выводы | Публицистика, пропаганда, прокламация, воззвание, революционное подполье | Обсуждение заданий | Выступления разночинной интеллигенции | §22-23 | 30.04 | ||||||||||||
32 | Внутренняя и внешняя политика и общественное движение в годы правления Александра III | 1 | Урок-лекция | Политика контрреформ Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями | Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России | Реакционные курс, цензура, марксизм, стачка | Заполнить таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.» | | §24-25 | 7.05 | ||||||||||||
33 | Культура России во второй половине XIX в. | 1 | Урок- конференция | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские традиции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых | Знать основные достижения культуры России в обозначенный период. Уметь работать с различными источниками исторической информации для подготовки к уроку- семинару | Демократизация, интеллигенция, передвижники | Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств | Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Городская и деревенская культуры: две социокультурные среды | §26 | 14.05 | ||||||||||||
34 | Итоговое повторение | 1 | | | Знать факты, явления, процессы, понятия, теории, характеризующие системность и значимость исторического процесса | | тестирование | | | 21.05 |