Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Во славу великих побед» (10-11 классы)
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Во славу Великих Побед» для 10-11-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе основной образовательной программы среднего общего образования, плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12», методического пособия «История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе» // О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский -2-ое изд.- М, (Внеурочная деятельность учащихся).
Форма обучения – очная, по необходимости (в период неспокойной эпидемиологической обстановки или в форс-мажорных обстоятельствах) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно "Положению о реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МБОУ "СОШ №12".
Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
образовательные онлайн-платформы;
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
видеоконференции; вебинары;
Skype–общение; e-mail;
облачные сервисы;
электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Методического пособия «История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе» [Текст] // О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский- 2-ое изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016 г.- 72 с.- (Внеурочная деятельность учащихся).
2. Справочник «Все войны России. 6-11 классы» [Текст] // Д.И. Бодер 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017- 160.с- (Школьный справочник).
Курс внеурочной деятельности «Во славу Великих Побед» реализуется за 2 года (10-11 классы). В программе отражены приоритетные направления и задачи по духовно-нравственному воспитанию.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметные результаты:
• соотносить этапы и содержание войн в истории России.
• способность соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий, битв, сражений;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:
Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; Уважение к истории, культурным и историческим памятникам; Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; Уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности
Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме; Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Содержание курса (10 кл.):
Раздел 1. Основные направления внешней политики второй половины XVв.: борьба за овладение удобными портами на Балтийском побережье. Обеспечение безопасности восточных и южных рубежей Московского государства.
Темы: Русско-литовская (Пограничная) война(1487-1494). Русско-шведская война (1495-1497 гг.). Русско-литовская война (1499-1503 гг.)
Раздел 2. Основные направления внешней политики XVI в.
Борьба с Польшей за возвращение русских земель, потерянных в ходе Смутного времени в начале XVII в., и за воссоединение русских и украинских земель в состав московского государства;
Борьба с Швецией за возвращение русских территорий, потерянных в ходе смутного времени в начале XVII в., и борьба за удобные порты на Балтийском побережье;
Борьба с Османской империей и Крымским ханством за обеспечение безопасности южных рубежей России и выход в Черное море
Темы: Война с Ливонским орденом (1501-1503 гг.). Русско-литовская война (1507-1508 гг.) Русско-литовская война (1512-1522 гг.) Война с Казанским ханством (1523-1524 гг.) Война с Казанским ханством (1530 г.) Русско-литовская война (1534-1536 гг.) Война с Казанским ханством (1545 г.) Война с Казанским ханством (1548-1550 гг.) Война с Казанским ханством (1552 г.) Война с Крымским ханством (1555-1559 гг.) Завоевание Астраханского ханства (1556 г.) Ливонская война (1558-1583 гг.) Война с Крымским ханством (1571-1572 гг.) Русско-шведская война (1590-1593 гг.)
Раздел 3. Основные направления внешней политики XVII в.
1 половина: Борьба за выход в Черное море. Борьба за выход в Балтийское море и овладение удобными портами на Балтийском побережье. Борьба за укрепление авторитета России в Европе.
2 половина: борьба за выход в Чёрное море; борьба за воссоединение всех украинских и белорусских земель в составе Российской империи; борьба за укрепление влияния России в европейских делах; участие России в борьбе с революционной Францией.
Темы: Польская и шведская интервенция в Россию (1609 - 1618 гг.) Русско-польская (Смоленская) война (1632 1634 гг.) Русско-польская война (1654-1667 гг.)
Русско-шведская война (1656—1661 гг.) Русско-турецкая война (1676-1681 гг.) Война с Крымским ханством (1687-1689 гг.) Русско-турецкая война (Азовские походы, 1695-1700 гг.)
Раздел 4. Основные направления внешней политики XVIII в.
1-я четверть XIX в.: восточное направление - борьба за укрепление положения России на Черноморском побережье, на Балканах и на Кавказе; европейское направление - участие России в коалиционных войнах против Французской империи и расширение владений Российской империи на северо-западе.
2-я четверть XIX в.: борьба с революционной опасностью как в своей стране, так и в Европе;
восточное направление - помощь балканским народам в борьбе за независимость и стремление овладеть проливами Босфор и Дарданеллы для обеспечения безопасности южных границ и выхода на торговые средиземноморские пути; борьба за овладением Кавказом.
2-я половина XIX в.: борьба за отмену условий Парижского мира 1856 г.;
борьба за укрепление влияния России на Балканском полуострове и помощь балканским народам в борьбе за независимость; создание военно-политического союза России и Франции в противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия и Италия); завоевание Средней Азии.
Темы: Северная война (1700-1721 гг.) Русско-турецкая война (Прутский поход, 1710-1711 гг.) Русско-иранская война (Персидские походы, 1722-1724 гг.) Русско-польская война (Война за польское наследство, 1733-1735 гг.) Русско-турецкая война (1735-1739 гг.) Русско-шведская война (1741-1743 гг.) Семилетняя война (1756-1763 гг.) Русско-польская война (1768-1772 гг.) Русско-турецкая война (1768-1774 гг.) Русско-турецкая война (1787-1791 гг.) Русско-шведская война (1788-1790 гг.)
Содержание курса (11 кл.):
Раздел 1. Основные направления внешней политики XVIII в.
2-я половина XIX в.: борьба за отмену условий Парижского мира 1856 г.;борьба за укрепление влияния России на Балканском полуострове и помощь балканским народам в борьбе за независимость; создание военно-политического союза России и Франции в противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия и Италия); завоевание Средней Азии.
Темы: Русско-польская война (1792 г.) Русско-польская война (Восстание Костюшко, 1794 г.) Участие России в войне против Франции в составе 2-й антифранцузской
коалиции (Русско-французская война, 1798-1800 гг.)
Раздел 2. Основные направления внешней политики XIХ в.
Темы: Русско-иранская война (1804-1813 гг.). Участие России в войне против Франции в составе 3-й антифранцузской коалиции (Русско-французская война, 1805 г.) Участие России в войне против Франции в составе 4-й антифранцузской коалиции (Русско-прусско-французская война, 1806-1807 гг.). Русско-турецкая война (1806-1812 гг.). Русско-шведская война (1808-1809 гг.)
Русско-французская война (1812-1814 гг.) Кавказская война (Завоевание Кавказа, 1817-1864 гг.)
Русско-иранская война (1826-1828 гг.) Русско-турецкая война (1828-1829 гг.)
Крымская война (1853-1856 гг.) Завоевание Средней Азии (1864-1885 гг.)
Русско-турецкая война (1877-1878 гг.)
Раздел 3. Основные направления внешней политики XХ в.
Начало XX в.: борьба за укрепление позиций России на Дальнем Востоке; создание блока Англии, Франции и России (Антанта) для противостояния Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Италия), который добивался передела мира; борьба за установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.
Темы: Русско-японская война (1904-1905 гг.) Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.). Иностранная военная интервенция в России (1918-1922 гг.) Советско-польская война (1920 г.). Советско-финляндская (Зимняя) война (1939-1940 гг.) Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) Советско-финский фронт Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.) Разгром Японии (1945 г.) Военные конфликты с участием России в Советский период.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания,
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Во славу Великих Побед» в 10-11 классах заключается в том, что
У учащихся формируется и развивается
- любовь к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
10 класс
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во часов |
1. | Основные направления внешней политики второй половины XV в. | 3 |
2. | Основные направления внешней политики XVI в. | 14 |
3. | Основные направления внешней политики XVII в. | 7 |
4. | Основные направления внешней политики XVIII в. | 11 |
| Итого: | 35 |
11 класс
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во часов |
1. | Основные направления внешней политики второй половины XVIIIв. | 3 |
2. | Основные направления внешней политики XIX в. | 12 |
3. | Основные направления внешней политики XX в. | 8 |
4. | Военные конфликты с участием России в советский период | 8 |
5. | Итоговые уроки | 3 |
| Итого: | 34 |