Статья «Волшебная мотивация»
Волшебная мотивация
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.
Китайская пословица
Актуальнейшей проблемой школьного образования является мотивация. Как же сделать так, чтоб ребенок сам захотел постигать основы наук? Ведь порой гранит науки весьма и весьма тверд.
Вне всякого сомнения, работать над этим должна в первую очередь вся школа. Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
• материал урока должен быть интересен детям;
• согласование расписания с особенностями возраста;
• согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
• возможность успешной работы медленнее реагирующих детей
Верное соответствие подходов к обучению и возрастной и индивидуальной физиологии архиважно. Это соответствие обеспечивает комфорт в работе и ребенка, и учителя, и родителя
Детям, как и всем людям, необходима «ситуация успеха». Именно успех определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Поэтому создайте своим ученикам возможность успеха. Это возможно, используя, к примеру дифференцированные задания , если ученику эта задачка по силенкам то он постарается ее решить, и обязательно не забудьте похвалить!
Дух соревнования! Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Главное научить ребенка ставить реальные и достижимые цели. По шажочку, по шажочку он способен подняться высоко.
Проекты! В основе их лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. В краткосрочном проекте ученик сразу видит плоды своего труда – коллажи, буклеты и т.п. В долгосрочном есть возможность обдумать все детально, работать в своем режиме, а это важно для медлительных детей.
Проблемная ситуация! Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Практика! Там, где возможно, давайте делать ученикам самим – опыты, эксперименты, решать нестандартные интересные задачи.
Приемы мотивации
Нестандартное начало урока
Эмоциональная зарядка
Разминки, зададки, шарады
Чередование видов работ
Грамотное сочетание подходов обеспечит успех в решении столь нелегкой задаче педагога как мотивация
Использованные источники:
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2014.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,209.
Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1 999, с.90-94.
Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 2012.