Программа внеурочной деятельности по реализации творческого направления у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта «Маленький артист» (1–4 классы)

0
0
Материал опубликован 31 October 2016 в группе

Программа внеурочной деятельности

по реализации творческого направления

у обучающихся с умеренной,  тяжёлой и  глубокой  умственной отсталостью,

со сложной структурой дефекта

«Маленький артист»

для обучающихся 1 – 4 классов

 

 

 

                                                                                 Составитель: Нигуренко Т.А.

                                                                              учитель -дефектолог

   

г. Нижневартовск

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности творческого направления « Маленький артист» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - СПб , ЦДК проф. Баряевой,2011; Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года) и следующих нормативно – правовых документов:

1.      Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умеренной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

3.      Приказа Департамента образования  и молодежной политики ХМАО – Югры от 10.08.2015 № 8193 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, на 2015-2016 уч. год»

4.      Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2016-2017 уч.год.


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Основная цель курса « Маленький артист» :

формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

 

Задачи:

-развитие творческих способностей обучающихся;

 - развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);

- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной

( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;

- создание условий у обучающихся для развития умений отвечать на вопросы собеседника  в процессе беседы;

- расширение представления детей о правилах поведения в обществе;

- развитие интонационных и жестово-мимических умений школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащение лексического запаса обучающихся словами;

- приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

 

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные и групповые.

Следует  заметить,  что  при  организации  работы  с  детьми  рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и  методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров,  просмотр  спектаклей;  использование игр и упражнений из театральной педагогики, импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление масок.

Занятия проводятся и в классе ,и в актовом зале. Доверительная атмосфера   создается при помощи работы в кругу, и педагог становится одним из участников театральной игры.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

Актуальность программы «Маленький артист» связана с тем, что театр способен  помочь  ребёнку  раздвинуть  рамки  в  постижении  мира,  «заразить»  его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать  других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального  искусства,  и  вместе  с  тем  при  наличии  игры  дети,  педагоги  и  учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а  взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Игра,  игровые  упражнения  выступают  как  способ  адаптации  ребёнка  к  школьной  среде.  Многое  здесь  зависит  от  любви,  чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.  Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав  это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что  узнал, увидел, пережил с другими.

Описание места курса«Маленький артист» в рамках внеурочной деятельности

В соответствии с образовательной программой в 1 – х классах на изучение курса отводится 33 часов в год, во 2, 3, 4 – х классах – 34 (35)  часов в год.

Срок освоения программы –4 года.

1 класс – 33 учебных недели;

2-4 класс – 34 (35) учебных недель.

Занятия проводятся  1 р. в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут.

 

Адресат программы  обучающиеся с 1 по 4 классы с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (возраст от 7 лет до 12 лет).

Данная программа разработана для  обучающихся, для которых характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

 

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–обращать внимание  на   особенности устных   высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).

 

Предметные результаты:

-отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;

-использовать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;

-участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы;

-пересказыватьсодержание предметного материала, опираясь на картинно-символический план.

-выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

-называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

-правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;

-адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

-называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;

-участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « МАЛЕНЬКИЙ АРТИСТ»

Данный курс построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания;понимания; выполнения заданий по словесной инструкции, данной учителем;  говорения; чтения и письма);

- в программе предлагается  максимально доступный  материал. Для обучения характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

- дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для обучающихся 1 класса

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительно­сти. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и теат­рализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной обла­стью учебного плана.

« Чтение» телесных и мимических движений.Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка — тру­бочка, показать язык — спрятать язык (по образцу). Выполнение упражнений по словесной инструкции учителя: улыбка — трубочка, язычок вышел изо рта, язычок спрятался в рот.

«Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком (иг­рушкой манипулирует учитель): повторение движений языком и губами или называние того, что делает кукла (перечень движений см. выше). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игры-имитации на передачу в движении образов животных иптиц. Показ движений взрослым и выбор обучающимся игрушки, со­ответствующей образу. Выполнение имитационных движений учениками с ориентацией на игрушку или картинку (Кто это? Как говорит? Как идет?).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»: покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит и т. д.).

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импрови­зациях: «Бегите ко мне», «Дети и колокольчик», «Добрый зон­тик», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайца есть ноги (хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок.

Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и мед­ведя, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...» (учи­тель показывает на уши зайца — учащийся называет их или вы­бирает картинку с их изображением).

Аудиальные и двигательные упражнения (чтение четверо­стишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и вы­полняй движения».

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (изображено каждое действие к построч­ному тексту, выбор одной картинки из двух).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учи­теля (два-три наиболее характерных признака). Нахождение иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картин­ка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по ха­рактерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки».

Знакомство с пиктограммами «заяц», «медведь» и др. Си­туационные упражнения с использованием пиктограмм: игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки»

Аудиальное чтение.Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зве­рей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнава­ние их: свистулька, барабан, дудочка, Музыкально-дидакти­ческие игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, свистулька и др.) для развития аудиального восприятия.

Привлечение обучающихся к слушанию аудиокниг (книг, в кото­рых при раскрытии страниц звучит текст).

Глобальное «чтение».

 

Для обучающихся 2-4 классов.

Курс включает в себя четыре раздела с постепенным расширением и усложнением программного материала.

Раздел «Аудирование» включен в программу 2-4-х классов и нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция).

Раздел «Речь и ее значение в жизни». Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на занятиях отводится активной речевой практике обучающихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

В организации связного высказывания огромную роль играют знакомство обучающихся с простейшими моделями построения высказывания и одновременное развитие всех сторон устной речи с целью обеспечения базы для связной речи. А это значит, что к моменту высказывания в речевом арсенале школьника  должен быть достаточный объем словаря по теме, необходимые синтаксические конструкции, отдельные фрагменты речи, как модели высказывания.

Кроме того, обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи как дикция и выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой занятия.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Занятия строятся на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием и помогать, ему реализовать их в речевой ситуации.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи обучающихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

 

 

Тематическое планирование

1 класс

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности уч-ся

Особенности реализации

( сетевая форма, реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации

( контроля)

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

« Чтение» телесных и мимических движений – 11 ч.

 

«Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо ( кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком.

1

1

 

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц. Показ учителем и выбор обучающимися игрушки, соответствующей образу

1

 

1

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

1

 

1

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1

 

1

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает…», «Покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит)».

1

 

1

игровая деятельность

 

-

 

«Чтение» движений, выполняемых куклой бибабо.

1

 

1

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Упражнения типа «Покажи, как это делают».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Игры – имитации на передачу в движении образов животных (волк и заяц)

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

«Чтение» движений в подвижных играх и играх импровизациях: «Мы – чистюли», «Мы не скажем, а покажем».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Чтение» движений в подвижных играх и играх импровизациях: «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

фотоотчёт

Раздел 2.

« Чтение» изображений на картинках и пиктограммах – 10 ч.

 

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

1

1

 

познавательная деятельность

 

 

 

-

 

Знакомство с пиктограммами «Игрушки». Игры со знакомыми пиктограммами на тему «Игрушки».

1

 

1

познавательная и игровая деятельность

 

 

-

 

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайчика есть ноги ( хвост, глаза, уши и т.д.)

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Зрительные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и медведя, слушай и показывай….»; «Называй, а я показываю…»..

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Аудиальные и двигательные упражнения ( чтение четверостишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я».

1

 

1

познавательная деятельность

 

-

 

Это — я.

Игры и этюды с картинками, изображающими ос­новные эмоции.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Аудиальные и двигательные упражнения.

Практическое упражнение «Слушай и делай вместе со мной»

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

фотоотчёт

 

Знакомство с пиктограммами «кошка» и «собака».

1

1

 

познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Упражнения с пиктограммами «кошка» и «собака».

1

 

1

игровая деятельность и творческая деятельность

 

-

Раздел 3.

Аудиальное чтение – 11ч.

 

Слушание аудио и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей)

1

 

1

игровая деятельность познавательная деятельность

 

-

 

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их (свистулька, барабан, дудочка, трещётка).

1

 

1

игровая деятельность познавательная деятельность

 

-

 

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками ( барабан, дудочка, гармошка и др.)для развития аудиального восприятия.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Привлечение обучающихся к слушанию аудиокниг

 ( при открывании которых звучит текст).

1

1

 

познавательная деятельность

 

-

 

«Аудиальное чтение» Слушание «Голоса животных в лесу»

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Аудиальные и двигательные упражнения. Практическое упражнение  «Слушай и выполняй движения».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Слушание звучания музыкальных инструментов: барабан, дудочка, трещётка, свистулька и узнавание их на картинке.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами:  барабан, дудочка, трещётка, свистулька.

 

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Слушание звучания музыкальных инструментов: барабан, дудочка, трещётка, свистулька, металлофон  и узнавание их на картинке.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

 

Музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами:  барабан, дудочка, трещётка, свистулька, металлофон.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

фотоотчёт

 

Слушание «Голоса домашних животных». Практические упражнения «Узнай по голосу» (домашние животные)

1

 

1

игровая деятельность, познавательная и творческая деятельность

 

-

Раздел 4

Глобальное «чтение» -1ч.

 

Глобальное чтение глаголов:  рисует, читает, собирает, моет, играет.

1

1

 

познавательная деятельность

 

 

-

                   

 

Тематическое планирование

2 класс

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности уч-ся

Особенности реализации

( сетевая форма, реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации

( контроля)

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

Аудирование– 15 ч.

 

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Осенний лес».

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Сердитый гусь».

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание сказки «Колобок»  в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

1

 

1

познавательная деятельность

 

-

 

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Карандаши»

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание сказки «Репка»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание сказки «Репка»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Терем-теремок»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание сказки «Терем-теремок»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Лиса и волк». 

1

1

 

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание сказки «Лиса и волк». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание сказки «Лиса и волк». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

1

1

 

 

 

 

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

Раздел 2.

Дикция и выразительность речи – 12ч.

 

Заучивание чистоговорки «Лиса в лесу» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

1

 

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и  показ чистоговорки «Лиса в лесу» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Заучивание чистоговорки «Капуста»

с голоса учителя, отчетливое

 и выразительное ее произнесение.

1

1

 

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Заучивание и показ чистоговорки «Капуста»

с голоса учителя, отчетливое

 и выразительное ее произнесение.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Заучивание чистоговорки «Петя петушок» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

1

 

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Заучивание и показ чистоговорки «Петя петушок» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Заучивание чистоговорки «Вкусные ватрушки» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

1

 

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Заучивание и показ чистоговорки «Вкусные ватрушки» с голоса учителя, отчетливое и выразительное ее произнесение.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворении, разучиваемая с голоса учителя

( по подражанию).

1

1

 

познавательная, творческая деятельность

 

-

 

Заучивание чистоговорки «В шапке, да шубке хорошо Мишутке».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Заучивание и показ чистоговорки «В шапке, да шубке хорошо Мишутке».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Разучивание чистоговорки «Та-та-та - наступила темнота».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

Раздел 3.

Подготовка речевой ситуациии организация высказывания – 4ч.

 

Выявление представлений детей по теме речевой ситуации «Давайте познакомимся» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Характеристика предметов по цвету, величине, форме и вкусу по теме речевой ситуации «Во саду ли, в огороде».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Речевая ситуация «Зимняя прогулка».

1

 

1

познавательная, творческая деятельность

 

 

-

 

Выполнение инструкций по заданию учителя: «Кто знает, пусть продолжает».

1

 

1

познавательная деятельность,

 

-

Раздел 4

Культура общения – 4ч.

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Здравствуйте, я пришёл»

1

1

 

познавательная,  творческаядеятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Не будем ссориться»

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Помощники».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Речевая ситуация

«В магазине».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

 

Тематическое планирование

3 класс

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности уч-ся

Особенности реализации

( сетевая форма, реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации

( контроля)

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

Аудирование – 15 ч.

 

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Осенний день».

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Сердитый гусь».

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Обыгрывание сказки «Колобок» 

1

 

1

творческая деятельность,

игровая деятельность

 

инсценировка

 

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

1

 

1

познавательная деятельность

 

-

 

Отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме. «Карандаши»

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание сказки «Репка»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Обыгрывание  сказки «Репка»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Терем-теремок»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Обыгрывание сказки «Терем-теремок»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Бобовое зёрнышко». 

1

1

 

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание сказки «Бобовое зёрнышко». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание сказки «Бобовое зёрнышко». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание русской народной сказки «Гуси- лебеди».

1

1

 

познавательная

деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Гуси-лебеди».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Гуси- лебеди».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

Раздел 2.

Дикция и выразительность речи – 12ч.

 

Отчетливое и выразительное произнесение чистоговорки «Лиса в лесу».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и  показ чистоговорки «Лиса в лесу» .

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Отчетливое и выразительное произнесение «Капуста» .

 

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Капуста».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Отчетливое и выразительное произнесение

чистоговорки «Петя петушок».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Петя петушок».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Отчетливое и выразительное произнесение

чистоговорки «Вкусные ватрушки».

 

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Вкусные ватрушки» .

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворении, разучиваемая с голоса учителя ( по подражанию).

1

 

1

познавательная, творческая деятельность

 

-

 

Отчетливое и выразительное произнесение

чистоговорки «В шапке, да шубке хорошо Мишутке».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление  и показ чистоговорки «В шапке, да шубке хорошо Мишутке».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Отчетливое и выразительное произнесение

чистоговорки «Та-та-та - наступила темнота».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

Раздел 3.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания – 4ч.

 

Выявление представлений детей по теме речевой ситуации «Давайте познакомимся» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Характеристика предметов по цвету, величине, форме и вкусу по теме речевой ситуации «Во саду ли, в огороде».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Речевая ситуация «Зимняя прогулка».

1

 

1

познавательная, творческая деятельность

 

 

-

 

Выполнение инструкций по заданию учителя: «Кто знает, пусть продолжает».

1

 

1

познавательная деятельность,

 

-

Раздел 4

Культура общения – 4ч.

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Здравствуйте, я пришёл»

1

1

 

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Не будем ссориться»

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Помощники».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Речевая ситуация

«В магазине».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

                 

 

 

Тематическое планирование

4 класс

дата

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности уч-ся

Особенности реализации

( сетевая форма, реализации, использование ДОТ)

Формы аттестации

( контроля)

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

Аудирование – 15 ч.

 

Обыгрывание сказки «Колобок»

(настольный театр)

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

инсценировка

 

Обыгрывание  сказки «Репка» (пальчиковый театр)

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

инсценировка

 

Обыгрывание сказки «Терем-теремок». (бибабо)

1

 

1

творческая деятельность,

игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание сказки «Бобовое зёрнышко». 

1

 

1

познавательная деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Гуси- лебеди».

 

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Три медведя»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Обыгрывание  сказки «Три медведя»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Маша и медведь»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Обыгрывание сказки «Маша и медведь»  в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание сказки «Заюшкина избушка». 

1

1

 

познавательная деятельность,

игровая деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание сказки «Заюшкина избушка». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание сказки «Заюшкина избушка». 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

1

1

 

познавательная

деятельность

 

-

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

 

Слушание и обыгрывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

инсценировка

Раздел 2.

Дикция и выразительность речи – 12ч.

 

Закрепление и  показ чистоговорки «Лиса в лесу» .

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Капуста».

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Петя петушок».

 

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Закрепление и показ чистоговорки «Вкусные ватрушки» .

 

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Закрепление  и показ чистоговорки «В шапке, да шубке хорошо Мишутке».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Слушание стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

 

1

1

 

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Разучивание и показ стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Слушание стихотворения «Я люблю свою лошадку».

 

1

1

 

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Разучивание и показ стихотворения «Я люблю свою лошадку».

1

 

1

познавательная, творческая деятельность

 

-

 

Слушание стихотворения «Мишка косолапый».

 

1

1

 

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

 

Разучивание и показ стихотворения «Мишка косолапый».

1

 

1

творческая и игровая деятельность

 

-

 

Рассказывание и показстихотворений: «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» «Мишка косолапый».

1

 

1

познавательная деятельность игровая деятельность

 

-

Раздел 3.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания – 4ч.

 

Выявление представлений детей по теме речевой ситуации «Мы собрались поиграть» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Речевая ситуация «Сказки про Машу».

1

 

1

игровая деятельность, познавательная деятельность

 

-

 

Речевая ситуация «Весёлый праздник».

1

 

1

познавательная, творческая деятельность

 

 

-

 

Выполнение инструкций по заданию учителя: «Кто знает, пусть продолжает».

1

 

1

познавательная деятельность,

 

-

Раздел 4

Культура общения – 4ч.

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «В библиотеке»

1

1

 

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Телефонный разговор»

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Употребление «вежливых» слов по теме речевой ситуации «Отправляюсь в магазин».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

Речевая ситуация

«Я- зритель».

1

 

1

познавательная,  творческая деятельность

 

 

-

 

 

Учебно- методическое обеспечение программы

1.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2.      Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – СПб.,  ЦДК проф. Баряевой,2011

3.      Программы специальных (коррекционных) образовательных  учрежденийVIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).

4.      С. В. Комарова. Устная речь 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2013- 96 с.

 

Материально - техническое обеспечение

1.      Мультимедиа, аудио и видеоматериалы;

2.      Наборы масок;

3.      Элементы костюмов для обыгрывания сказок;

4.      Портреты писателей;

5.      Сборники сказок разных лет издания.

Список литературы

 

1.       Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).

2.      Доронова, Т.Н.  Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.

3.      Жукова И.Л. Сказки такие разные… Меня влечёт сказка..: зарубежная литературная сказка/ Жукова И.Л.//Начальная школа, - 2006 .- № 6.  с.15 - 19.

4.      Маханёва,М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/М.Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

5.       Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова.-М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

6. Фомина Н.В. Работа кружка "В гостях у сказки" /Фомина Н.В.// Начальная школа .- 2005.- №2.  с. 34 – 39.

 

Электронный ресурс:  сайт детский презентаций   http://viki.rdf.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации