Воспитание и обучение сказкой

3
0
Материал опубликован 28 May 2020 в группе


Воспитание и обучение сказкой.
DOCX / 1.03 Мб


t1590656268aa.jpg

Павленко Венера

Учитель – дефектолог

https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite

Воспитание и обучение сказкой

Сказка представляет собой особый, образный мир в котором нет ничего невозможного. Мир, в котором превалируют общечеловеческие ценности и добро торжествует над злом. Мир, в который легко может войти любой и изменить его по своему желанию. В этом ценность сказки.

Есть дети, которые не могут жить без сказки. Есть те, которые шарахаются, услышав, что им собрались ее рассказать. Думаете, дело в детях? Дело в вас.

Какие бывают сказки:

Сказки о животных. Актуальны в возрасте 3 - 5 лет. Когда дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. 4-7 лет. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Страшные сказки. От 7 лет. К этой категории можно отнести сказки о ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую адаптивную реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности» происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном, эти сказки практикуются в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, выполняют различные задания по ходу повествования.

Коррекционные сказки. К этому виду относятся авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

t1590656268ab.gifРассказываем сказку:









Важна не ваша готовность рассказывать, а готовность малыша слушать!

Убедитесь, что ребенок израсходовал излишки энергии и готов к пассивным занятиям.

Создайте благоприятную атмосферу, приглушите свет, избавьтесь от посторонних шумов, разместите ребенка комфортно.

По возможности, дайте ему игрушку, соответствующую сюжету.

Расположитесь так, чтобы ребенок слышал вашу интонацию и видел мимику лица.

Привлеките внимание вашего ребенка. Например, начните с имитации звуков ветра, голосов зверей или птиц. Вплетите начало рассказа в это аудиальное действо, чтобы вызвать заинтересованность.

После первых вводных строк спросите своего малыша, может ли он предположить, о чем будет эта история и что в ней может произойти. Это включит фантазию и воображение ребенка.

Забудьте про аудиокниги!

Старайтесь не читать, а именно рассказывать сказки. Так вы установите связь с восприятием ребенка.

Переживайте прочитанное. Мимикой интонацией. Показывайте свое отношение к сюжету и героям.

«Играйте» голосом, читая то тише, то громче, то медленнее, то быстрее. Передавайте динамику и эмоциональное напряжение сюжета.

Слушая, дети воссоздают в своем воображении образы героев. Чтобы помочь ребенку чётче представить героев сказки, опишите главных персонажей, используя колоритные сравнения.

По мере развития сюжета добавляйте в свое повествование различного диапазона возгласы, шумы и необычные звуки, чтобы история стала более оживленной. Чем больше вы вовлечены в процесс, тем больше удовольствия получит и ваш ребенок.

В кульминации сюжета активизируйтесь, описывая самую захватывающую часть истории. Жестикулируйте, говорите одни реплики громче, другие чуть тише, пропевайте некоторые фрагменты. Взгляд или характерная мимика может придать большую выразительность вашему голосу.

Не забудьте изменять тембр своего голоса, подстраиваясь для разных персонажей. Например, перейти на высокий фальцет, озвучивая фею, или же низкий бас для устрашающего дракона.

Поддерживайте вовлеченность ребенка, периодически интересуйтесь его оценкой персонажей и развитием перспектив сюжета.

В конце, поинтересуйтесь у своего ребенка, что ему больше всего запомнилось и понравилось. Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе.

t1590656268ac.png

Рассказав сказку:

Просмотрите с ребенком иллюстрации к сказке.

Обсудите основных персонажей, выработайте совместное отношение к ним.

Обыграйте сказку, используя игрушки. Попробуйте совместно развить новые вариации сюжета.

Можете нарисовать или слепить сказку.

Сказка, как средство терапии:

Правильно подберите сказку по возрастным особенностям своего ребенка.

Подберите или придумайте сказку с сюжетом разрешения актуальной проблемы ребенка.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью.

Положительный финал достигается благоразумием, настойчивостью и стараниями героев.

С помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение.

Несколько советов:

Сделайте сказку частью повседневных ритуалов ребенка.

Вы должны уложиться в 10-15 минут, если ребенку не больше 4 лет и в 15-25 минут, если он старше.

Сказки должны не решать проблемы ребенка, а лишь подталкивать к их правильному решению.

Упражняясь в рассказывании и обыгрывании сказок, вы, со временем, подойдете к пониманию метода кататимно-имагинативной психотерапии. О котором я расскажу вам на мастер-классе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.