Статья «Воспитание толерантности и укрепление межкультурных отношений во внеучебной деятельности по английскому языку»
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, иные традиции и обычаи. Речь идет о воспитании толерантности.
Как трактует толковый словарь иностранных слов толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании и принятии сущности человеческих качеств, неразрывно связанное с пониманием им представлений иных культур. Это внутреннее ощущение свободы, позволяющее самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии.
Актуальность формирования толерантности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В этой статье я хочу поделится своим опытом работы как педагога в формировании у обучающихся такого личностного качества как толерантность. В нашем школе как и во многих других, обучаются представители нескольких национальностей, что позволяет назвать её многонациональной. Естественно, что для педагогического коллектива важно воспитать у обучающихся благожелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Существенная роль в школьном образовании отводится дисциплине “Иностранный язык”, который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся и способен стать средством воспитания толерантности.
Согласно концепции коммуникативного обучения иностранной культуре (Е.И. Пассов), воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры.
В понятии термина "толерантность" выделяю следующие аспекты:
• толерантное отношение к себе;
• толерантность в отношении с одногруппниками;
• толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;
• межкультурная толерантность.
Основными целями формирования толерантности на моих уроках являются:
1. Содействие формированию ценностного отношения обучающегося к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность;
2. Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Для достижения целей мной определены следующие основные задачи:
• создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребенка в процессе обучения иноязычной культуре;
• способствовать сплочению группы обучающихся, изучающих английский язык, в коллективе со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу;
• создавать ситуации, способствующие повышению значимости семьи, проявлению внимания и заботы о семье, родителях с учетом семейных традиций;
• знакомить с общечеловеческими ценностями, культурой, содействовать осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части.
На базе нашей школы действует творческое объединение «Английский с удовольствие», руководителем, которого я являюсь. Проект, этого объединения реализуется в нашей школе уже третий год. Его работа, позволяет добиться целей по воспитанию толерантной личности.
Одной из традиций работы объединения стала «Рождественская выставка», которая проводится в канун «Католического рождества». Это событие объединяет почти все страны Европы, будь то Германия или Англия. Ученики с большим энтузиазмом изготавливают подделки, касающиеся католического рождества самостоятельно, в группах или с родителями, бабушками. Это, несомненно, является формированием знаний о культуре страны изучаемого языка и воспитывает толерантное отношение к людям, самому себе, своей семье, если работа проведена совместно. Это так же носит дух соревнования, т.к. после определения победителей выставки членами жюри конкурса, фотографии поделок отправляются на Всероссийские и Международные конкурсы.
Ежегодно в школе проходят праздники, посвященные традициям и обычаям Великобритании: Рождество, Хэллоуин, День святого Патрика. Стараюсь, как можно более детально воспроизвести атмосферу этих праздников. Совместно со школьниками украшаем кабинет, изготавливаем атрибутику, костюмы. Такие праздники чаще всего проходят в духе командных соревнований. Все задания в основном направлены на развитие творческого потенциала обучающихся: кроссворды, лото, исполнение английских песен по теме или чтение стихов. Проведение таких мероприятий помогает мне воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и уважение к культуре и традициям других народов, воспитывать чувство взаимной ответственности, прививать навыки работы в коллективе.
Работа объединения предполагает межпредметные связи и активно сотрудничает с преподавателем русского языка и литературы, как представителем другой культуры. Проводим совместные конкурсы чтецов на двух языках, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия: например «Аукцион знаний двух языков». Участники, мероприятия были разделены на 2 смешанные команды «русских» и «англичан». Команды с большим энтузиазмом торговались друг с другом за покупку правильных грамматически, орфографические и логически русских и английских предложений. Проведение такого рода мероприятий является ценным средством для воспитания уважения и толерантности одной культуры к другой.
Для лучшего усвоения культуры страны изучаемого языка, проводятся тематические выставки: «Лондон», «Достопримечательности Великобритании», «Праздники Европы» и т.д.
Участники нашего творческого объединения являются победителями районных конференций, Всероссийских и Международных олимпиад. Студенты с высокими творческими способностями принимают участие областном конкурсе «Фестиваль английской песни».
Считаю, что работа объединения «Английский с удовольствием» в полной мере реализует поставленные задачи по развитию творческого потенциала обучающихся, способствует воспитанию всесторонне развитой личности и конечно же его работа является профилактикой по гармонизации межкультурных отношений и укреплению толерантности.
Список литературы:
1. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
2. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс. Энциклопедия, 2001г.
3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
4. С Тер-Минасова «О некоторых социокультурных сложностях в процессе изучения иностранного языка» Проект «Перспектива» ТВ канал «Культура».
5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресc Феникс- 2010.-640с.
6.Festival.1september.ru/articles/581516/ Будаева Т.А. «Воспитание толерантности на уроках английского языка.
Рождественские выставки
Победители выставки 2019 года
Картина из соленого теста
Сани из картона
Проведение национальных праздников
Интегрированные занятия