12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Татьяна Ивановна82
Россия, Омская обл., с. Георгиевка
1

Вовлечение учащихся в образовательный процесс через внедрение новых технологий в рамках ФГОС на уроках русского языка и литературы Петроченко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» Горьковского муниципального района Омской области

Вовлечение учащихся в образовательный процесс через внедрение новых технологий в рамках ФГОС на уроках русского языка и литературы

Петроченко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» Горьковского муниципального района Омской области

Что такое современный урок? На этот вопрос существует много вариантов ответа. На мой взгляд, это урок, где происходит «таинство открытия» обучающимися под руководством учителя. Каждый ребенок на уроке обязательно должен быть успешен, именно тогда совершится это «волшебство» открытия новых знаний, познания своих возможностей, своего мировоззрения. И здесь учителю важно не ошибиться выборе технологий, методов и приемов для создания ситуации успеха для ребенка.

Целью моей педагогической деятельности стало:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

На уроках стараюсь применить различные технологии: здоровьесберегающий подход, компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, технологии проблемного, игрового, интегрированного обучения.

Наблюдения за деятельностью учащихся показали, что задатки креативности есть почти у всех учащихся, но дети не раскрывают их. Поэтому, я считаю, что во многом проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность учащихся, вызывают интерес к предмету, создают ситуацию, рождающую положительные эмоции. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

Поэтому на уроках с проблемными ситуациями у школьников появляется желание самостоятельно решить задачу, ответить на необычный вопрос, создать свое, особенное творение. Например, в 7 классе на уроке по теме «Союз как служебная часть речи» я предлагаю ребятам такой вопрос: «Части союзных сложных предложений соединяются при помощи союзов. Союз – это служебная часть речи. Есть ли у слова союз лексическое значение? Каков его морфемный состав?» Проблемный вопрос вызывает неоднозначные ответы школьников и активизирует их познавательную активность. Учащиеся столкнулись с фактом недостаточности знаний. Ребятам приходится обращаться к различным словарям для решения данной проблемы. Словарная работа подобного типа формирует у школьников умения и навыки исследовательской деятельности: работа со словарем, анализ словарной статьи, умение формулировать вывод.

Конечно же, работа над развитием креативности у детей должна быть прежде всего системной. В связи этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей: это стратегия «индивидуализации», стратегия «исследовательского обучения», стратегия «проблематизации», стратегия «интенсификации»

Основное направление в моей работе по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, могут быть использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение, - мозговой штурм, - групповая дискуссия.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Например, в 5 классе на итоговом уроке по сказке Г.-Х. Андерсена была проведена групповая дискуссия по вопросу: «Есть ли сходство между образами Герды и Снежной Королевы? А различия?» Анализируя образы персонажей, учащиеся приходят к выводу, что внешняя красота не всегда говорит о красоте внутренней.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Это может быть самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника или задания разноуровневого характера, которые позволят каждому ребенку впитать необходимый и посильный объем информации.


Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

На уроках литературы данный вид работы очень распространен: учащиеся сравнивают самых разнообразных героев, выделяя их как сходства, так и различия. Или на литературе ребятам предлагается такая работа: после изучения поэмы «Руслан и Людмила» нарисовать рисунок к выученному наизусть отрывку или написать творческую работу (можно в стихах) «Моё сказочное царство».

Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение и в реферативных работах учащихся, и в проектных: «Варианты морфем», «Лингвистическая сказка», «Звери мои за меня говорят (о героях басен Крылова)» и т.д.

Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям  воспитывается на базе ситуативных задач. Например: Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

На уроках литературы это чаще всего подготовка сообщения о биографии писателя с презентацией.

Творческие задания. Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр    по образцу. Например, в  упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

На уроке русского языка приучаю ребят преобразовывать теоретический материал в различные схемы, кластеры, что позволяет им в дальнейшем изучать материал. Например, в 5 классе кластер «Языковая система» помогает запомнить единицы языка, выучить названия разделов лингвистики. При изучении русских народных сказок, учащиеся сочиняли свои сказки, причем им нужно было сказку обязательно оформить.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития каждой личности.

А для меня всегда девизом в работе были и остаются слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - и тогда у вас и у ваших детей все получится!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.