12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Наталья Анатольевна251
Россия, Ленинградская обл., Луга
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
8

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка"

Роль педагога в становлении личностных качеств ребенка.

Трудно переоценить роль личности в обучении и воспитании детей. Еще К. Д. Ушинский писал, что никакие хорошие программы и учебники не могут заменить влияния личности учителя. Особая ответственность в становлении личности ребенка ложится на педагога коррекционной школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью. Для того чтобы эффективно и грамотно управлять этим процессом, учитель должен не просто знать, а знать достаточно хорошо особенности умственно отсталых детей, а также содержание и специфику работы с ними. Умственно отсталый ребенок во многом схож с нормально развивающимся ребенком, развивается по тем же законам, он так же нуждается в любви, уважении со стороны взрослого, сочувствии и понимании.

Опыт показывает, что школьники с умственной недостаточностью приходят в школу неподготовленными к обучению, не умеют правильно держать в руках карандаш, плохо рисуют, имеют ограниченные знания об окружающем мире. Основными характерными чертами личности умственно отсталого первоклассника являются невысокий уровень познавательных интересов, искаженная самооценка, а также недоразвитие воли. Зачастую дети склонны к вспышкам гнева или, наоборот, слишком пассивны, без видимых причин может меняться их настроение, что кажется непонятным для окружающих, или возникают агрессивные реакции.

Во многом успех работы коррекционного педагога зависит от его личных качеств: внимания к детям, любви к своей профессии, желания разобраться в причинах тех или иных поступков. Учитель начинает работу с детьми с полного и всестороннего изучения не только ребенка и его возможных способностей, но и условий, в которых он рос и воспитывался до школы. Во многом трудности пребывания в школе и овладении опытом социального поведения он находит в недостатках семейного воспитания, ошибках родителей, как воспитателей. Семья закладывает основы воспитания.

В случае дефицита духовной, эмоциональной близости взрослых и ребенка в семье, когда он воспитывается в условиях социальной депривации, у него развивается заниженная самооценка. Недостаток любви со стороны социально-значимых людей: матери, отца, постоянное его отвержение приводят к тому, что ребенок не принимает любовь окружающих, и вырастая, сам никого не любит. Это может привести к девиантному или асоциальному поведению в подростковом возрасте. Готовность прийти на помощь ученикам, терпеливость, дружелюбие и вежливость со стороны педагога помогают ребенку преодолеть недоверие к взрослым, раскрыть свои положительные стороны личности. Отношения с учащимися, построенные на взаимном уважении, достаточно продуктивны. Вовлекая детей в разные виды деятельности, педагог показывает образец взаимоотношений с окружающими, воспитывает опыт бесконфликтных взаимоотношений в коллективе одноклассников, с взрослыми людьми.

Ошибочное воспитание в семье – залог неуспеха во взрослой жизни. Постоянные одергивания со стороны родителей, авторитаризм, неприятие его потребностей приводит к неуверенности, неспособности к саморегуляции, агрессии. В этой ситуации важным фактором воспитательного воздействия в руках умелого педагога является оценка, точнее, вербальная оценка. Она во многом способствует развитию у обучающихся потребности в самоуважении. Положительная оценка действий ученика, одобрение его поступков вызывают у ребенка эмоциональный отклик, а радостное чувство удовлетворения от совершенного действия побуждает желание поступать так и в дальнейшем. Педагогический такт как элемент педагогической этики в сочетании с требовательностью позволяет добиваться положительных изменений в личности учеников. Ученики учатся понимать других людей, уступать, оказывать помощь словом и делом.

Много усилий приходится преодолевать педагогу в том случае, когда в семье преобладает попустительский стиль воспитания. Например, мать, которая занята бытовыми проблемами, зарабатыванием денег, чтобы занять малыша, дает ему в руки телефон, планшет, позволяет долго сидеть у компьютера. Поступая в школу, такой ученик испытывает чувство дискомфорта, проявляет невротические реакции, когда педагог, пытается заинтересовать его чтением книг или коллективной игрой. Только умелое руководство педагога жизнью ученического коллектива, умение учесть индивидуальные особенности ученика, его своеобразие, постепенно прививают воспитаннику умение занять себя с пользой. Развивается познавательный интерес детей, память, внимание, мышление. Из равнодушных и пассивных детей они постепенно под руководством педагога превращаются в любознательных, общительных, развитых.

Педагог играет значительную роль в формировании личностных качеств ребенка. Особую роль играет педагог школы-интерната. В условиях постоянного проживания ребенка в интернате он, вкладывая в воспитание всю свою душу, готовит его к жизни в современном обществе.

Литература:

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика Ростов-на-Дону, 2004.

Щербакова А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва, 20

В.А. Крутецкий Психология: Учебник для учащихся пед.училищ.-М.:Просвещение, 1980.-352с., ил.




Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.