Конспект ОД
по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому
воспитанию в средней группе "Ромашка"
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»
«Встреча Масленицы с Машей и Мишей».
Воспитатель высшей категории:
Нургалиева Ирина Ватымовна
Дата проведения: 11.03.2024 г.
г.Псков
Цель: приобщать детей к русским народным традициям, к истории праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с русским народным праздником Масленицей;
-учить лепить блинчики из солёного теста.
Развивающие:
-развивать кругозор, воображение, память, речь, фантазию;
-развивать мелкую моторику, закреплять приёмы лепки: круговые движения
между ладонями, сплющивание;
-развивать творческие способности, двигательную активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к народным традициям - печь блины на Масленицу;
-воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: кукла Масленица, кукла Маша и игрушка медведь, картинки и
иллюстрации о Масленице, русская народная мелодия про Масленицу;
фартуки, колпаки на каждого ребёнка; ленточки.
Раздаточный материал: солёное тесто на каждого ребёнка, тарелочки,
карандаш, клеёнки, влажные салфетки, жёлтая гуашь, кисточки, баночки с
водой.
Ход ОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Началась Масленица — один из самых радостных и
светлых праздников на Руси. Это весёлые проводы зимы и долгожданное
радостное наступление весны! Когда приходит тепло, оживает природа и
просыпается медведь после зимней спячки. Масленица празднуется целых 7
дней!
Все семь дней бурлит веселье!
Люди пляшут и поют!
И блины до воскресенья
Очень вкусные пекут!
Маша всю зиму ждала, когда же наступит весна, месяц март и Масленица и
Мишка проснётся. И вот по календарю наступил март! И Маша собралась для
Мишки испечь его любимые блины, чтобы он проснулся и удивился! Вот
только блин у неё вышел комом, кривой какой-то, совсем не круглый!
Маша грустным голосом: Я печь блины не умею видимо...
Маша весёлым голосом: За то, я умею блины есть! Ребята, поможете мне для
Мишки испечь красивые кругленькие блинчики? (Ответы детей.)
Маша грустным голосом: Вот только тесто у меня закончилось...
Маша таинственным голосом: Ой, ребята, кажется, кто-то к нам мчится на
коняшках, слышите?!
Появляется кукла Масленица с музыкой, красуется.
2.Основная часть.
Воспитатель: Вот и приехала Масленица - наша гостьюшка!
На саночках расписных, на коняшках вороных.
Здравствуй, сударыня Масленица!
Дети, Машенька, поздоровайтесь с Масленицей.
Будем мы тебя встречать,
Да блинами угощать!
Напечём блинов корзину
И проводим дружно зиму!
Масленица: Здравствуйте, ребята и Машенька! Как же я рада вас всех видеть,
будем вместе весну встречать, да блинами угощаться! Блины или блинчики, или
блинцы - это символ масленицы! Блины должны быть круглые, жёлтые и
горячие, как солнышко! Слышала, ребята, что Маша попросила вас о помощи
испечь блины для Мишки. Я привезла вам с собой тесто!
Ребята, а блины то на чём пекут? Как посуда называется? (Ответы детей.)
Молодцы!
Воспитатель: Итак, ребята, пусть Масленица с дороги отдохнёт, а я вам
предлагаю превратиться в настоящих поварят и приготовить блинчики для
Мишки, для Масленицы и для себя. А Маша пусть учится.
Дети надевают фартуки и колпаки, садятся за накрытые столы.
На столах клеёнки, тарелочки, колобки солёного теста..
Воспитатель: Ребята, каждый день недели в Масленицу имеет своё название.
Сегодня Понедельник — это «встреча Масленицы». Хозяюшки принимались
печь блины, причём первый обычно отдавали бедным людям. Блины хозяюшки
пекли самые разные: с маслом и сметаной, мёдом и вареньем, с икрой и
грибами, с осетриной и севрюгой — на любой вкус! Мука использовалась
пшеничная или гречневая. Самые вкусные блины — это свежеиспечённые, с
пылу с жару.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны, горячи!
А запивали символ Масленицы горячим чаем, молоком.
Воспитатель демонстрирует детям и Маше лепку блинчиков.
Дети повторяют.
Для блинчика-сувенира дети проделывают карандашом дырочку, чтобы после высыхания продеть ленточку.
Блинчики отправляются на просушку.
На второй день воспитатель с детьми раскрашивают блинчики жёлтой
гуашью, просушивают и украшают ягодками из пластилина, а в блинчик-
сувенир продевают ленточку после высыхания краски.
3.Заключительная часть.
Масленица: Молодцы, ребята! Ваши блинчики очень красивые, круглые,
горячие и вкусные, они точно понравятся Мишке.
Маша: Спасибо, ребята, вам за помощь! Вы настоящие друзья!
Масленица: Ребята, запомните, существуют строгие правила, как нужно есть
блины. Блины полагается брать только руками! Нельзя их резать ножом и
протыкать вилкой. Резать и колоть - означает ранить солнце, а от этого все люди
могут быть подвержены болезням и бедам.
Дети угощают блинами Мишку, Масленицу,
играют с Машей и Мишей.
Воспитатель: Предлагаю поиграть
И вместе всем потанцевать!
Ведь Масленицу на Руси всегда отмечали на широкую ногу — с песнями и
плясками!
Звучит русская народная мелодия. Все танцуют.