12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Высоцкая Татьяна Борисовна305
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением
Россия, Омская обл., Омск

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное общеобразовательное учреждение  города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №108»


Рассмотрено

на заседании МО

учителей химии биологии истории и обществознания Протокол № ____ от __________

_____________ Н.Ф Бердникова

Утверждено

Директор БОУ г. Омска «СОШ № 108»

________________ И.В. Криницына

Приказ № ________ от ______________




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юные помощники природы»

5 класс

2 раза в неделю (всего 68 часов)




Учитель: Высоцкая Татьяна Борисовна








2019-2020учебный год


Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные помощники природы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной образовательной программы основного общего образования биология 5-9 классы:  авт.сост.  И.Н.Пономарёва , В.С Кучменко. О.А Корнилова А.Г. Драгомилов  Т.С Сухова системы «Алгоритм успеха» ,- Москва: издательского центра «Вентана-Граф» 2012; Программы внеурочной деятельности: Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс Авторы: Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров Издательство: Просвещение , 2012

 

Общая характеристика КУРСА

Программа внеурочной деятельности «Юные помощники природы»  ориентирована на следующие направления: биолого-экологическое, общеинтеллектуальное и духовно – нравственное, профориентационное ( на начальном этапе)

актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 68 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

 

Цель курса:

- овладение учащимися  дополнительными  биолого – экологическими знаниями.

- ознакомление учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

 

Задачи курса:

- способствовать формированию экологической культуры

- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области биологии

            - расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний

     - ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими       растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

 -знакомить с биологическими специальностями

       -развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

       -развитие навыков общение и коммуникации.

       -развитие творческих способностей ребенка.

       -формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

       -формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

       -формирование потребности в здоровом образе жизни.

 

 

МЕСТО КУРСА «Юные помощники природы» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение программы внеурочной деятельности «Юные помощники природы» в 5 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 (34 учебные недели).

 

Содержание курса

Содержание программы отражает комплексно – системный подход к изучению биологии с элементами экологии .взаимосвязи этих  наук. Такой подход позволяет рассматривать природные, экологические факторы, формирующие и изменяющие состояние нашего региона. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных  биолого-экологических взглядов, бережного отношения обучащихся к родному краю. Таким образом, интегрированный курс вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно–экономические, , исторические и культурологические компоненты.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная – содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие биологические ,экологические, географические особенности Омска и Омской области.

Деятельностная – способствует становлению бережного и сберегающего отношения к природе родного края.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования.

Связь с учебными предметами:

- литература;

- география;

- изобразительное искусство;

Методические приемы:  беседа- диалог, малая дискуссионная группа, коллективные творческие дела, работа со справочниками  и живыми обьектами, экскурсии, Формы проведения занятий:

1. Интегрированное.

2. Конструирование моделей живых систем.

3. Экскурсия.

4. Комбинированное.

5. Проекты.

6. Презентация.

7. Конкурсы.

8. Организация внеклассных мероприятий в начальной школе.

9.Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

10. Исследовательская работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

5 класс

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

1

Природа под микроскопом

9

2

Осенние явления в природе

9

3

Зеленый мир

13

4

Мир животных

12

5

Организм человека

6

6

Эволюция природы

8( 1 ч рез.вр)

7

Весна в природе

9( 1 ч рез.вр)

 

Итого

68

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

У обучающегося будут сформированы:

 

 

  • положительная динамика социальной и творческой активность, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно       

приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения

викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.
  • На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках.

 

Результаты первого уровня. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения и сохранение природных ресурсов,

Результаты второго уровня. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к животным, сохранению растений, ценностного отношения к окружающей среде.

У обучающегося будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии чувств других людей и сопереживании им.

Результаты третьего уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающегося будут сформированы:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Личностные результаты

Самоопределение

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к природе и всему живому;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

- осознание ответственности человека за живую природу;

- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

 

 

Смыслообразование

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.

 

Нравственно – этическая ориентация

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

-бережное  отношение к обьектам живой природы;

- этические  и эстетические потребности, ценности и чувства;

.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Планирование

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

-составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Саморегуляция

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Общеучебные

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- ставить и формулировать проблемы.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

 

Знаково – символические

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- моделировать, т. е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

 

Информационные

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации(извлечение необходимой информации из различных источников) дополнение таблиц новыми данными;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

 

Логические

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- подведение под понятие на основе распознавание объектов, выделение существенных признаков;

- анализ, синтез, сравнение;

- классификация по заданным критериям.

- установление аналогий;

-установление причинно – следственных связей;

- построение рассуждений;

- обобщение.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Инициативное сотрудничество

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

 

Планирование учебного сотрудничества

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия

 

Взаимодействие

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания

-строить монологическое высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

 

Управление коммуникаций

 

У ученика будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Печатные пособия

 

 

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2004.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1999.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

5. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 2001.

6. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

7.  Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

8. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009.

9. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебно-методическое пособие. – Паритет, 2012.

10. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011.

11. Смирнова О.Б.Ставим эксперимент-изучаем главные функции живых организмов:Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников.-Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2010

 

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска с креплениями для таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150х150 см.

- Микролаборатория « Архимед»

- Гербарий растений.

- Спиртовые модели органов животных.

- Модели органов человека.

- Лабораторное оборудование.

 

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, презентации соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

 

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

 


 Юные помощники природы

Календарно-тематическое планирование

5 класс 68 ч

№ п.п.

Модуль программы, количество часов.

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Факт

Кор

Природа под микроскопом ( 9 ч)

 

 

1

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности на природе и меры первой помощи.

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. Методы исследования природы. Правила безопасности на природе и меры первой помощи.

 

 

2-3

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Модель клетки.

Рассказ учителя. Беседа. Микроскоп и его устройство.

Практическая работа: « Приготовление микропрепарата» Построение модели клетки ( на выбор растительной и животной)



4

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

Рассказ, организация работы по мини-проектам. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий

 

 

5

Бактерии в жизни человека.

Беседа,

Проектная деятельность « Бактерии в жизни человека.»

 

 

6

«Суд над бактерией»

Деловая Игра

 

 

7

Простейшие организмы.

Рассказ Простейшие организмы, исследовательская работа с микроскопом

 

 

8-9

Клетки растений и животных.

Строение клеток растений и животных. исследовательская работа с микроскопом, просмотр готовых микропрепаратов клеток растений и животных.

 

 

Осенние явления в природе ( 9 ч).

10

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм

Вводная лекция  Сезонность в природе. Фотопериодизм с элементами беседы и практической деятельности.

 

 

    11

Осень в жизни растений и животных.

Рассказ учителя Осень в жизни растений и животных.. Беседа.

 

 

 

12

Осенние пейзажи.

Экскурсия, Осенние пейзажи, фотосессия.

 

 

13

Грибное царство.

Беседа,

Проектная

 

 

 

 

    14


Что мы знаем о грибах.

Проектная деятельность (подготовка)

 

 

15-16

«Грибная охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

Беседа Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении., экскурсия с фотоаппаратом в рощу.

 

 

    17

Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

Грибное царство. Проектная деятельность.

 

 

18

О чем нам осень рассказала. Биологическое сочинение.

Презентация биологических сочинений( не менее 5 тезисов информирующих о сезонных изменениях в природе)

 

 

 

    19

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

Вводная лекция с элементами беседы Мир растений. Особенности и многообразие растений, экскурсия.

 

 

20-21

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

Рассказ учителя Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.. Беседа.

Практическая раб.

 

 

22

Кто такие? Где живут? Определение растений.

Практическая работа с гербарием.

 

 

23-24

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

Работа со справочником определителем. Практическая работа.

 

 

25-26

Внеклассное мероприятия для учеников начальной школы «Что ты знаешь о растениях?».

 

 

Организация внеклассного мероприятия для учеников начальной школы «Что ты знаешь о растениях?».

 

 

 

 

27

Лист - уникальная  живая лаборатория

 Беседа. Презентация. Видео лаборатория: «Создание органических веществ из неорганических.»

 

 

28

Роль растений в природе и жизни человека.

Знакомство с природными условиями, ролью растений в природе и жизни человека, особенностями и загадками климата Омской области (климат нашего края в прошлом, настоящем и будущем).

 

 

29

Съедобные и ядовитые растения.

Рассказ- беседа съедобные и ядовитые растения. Проектная деятельность.

 

 

    30

Лекарственные растения.

Рассказ-беседа Лекарственные растения. Проектная деятельность.

 

 

31

Растения Красной книги Омской области и меры по их охране.

Знакомство с Растениями Красной книги Омской области и мерами по их охране.

 

 

Мир животных (12 ч).

32

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

Мир животных.Особенности и многообразие животных. Вводная лекция-диалог.

 

 

33-34

Тайны жизни одноклеточных животных. Виды одноклеточных животных . их особенности.

Рассказ учителя Тайны жизни одноклеточных животных. Виды одноклеточных животных . их особенности.. Беседа.

Практическая работа с микроскопом  «Одноклеточные животные»

 

 

35

Мир беспозвоночных животных.

Знакомство с миром беспозвоночных животных.

 

 

36

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Практическая работа.

 

 

37-38

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

Знакомство с миром позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

 

 

 

 

39-40

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

Знакомство с миром позвоночных животных.

Теплокровные животные. Проектная деятельность

 

 

41

Животные в жизни человека.

 

Животные в жизни человека. Рассказ-презентация.

 

 

 

42

Животные Красной книги Омской области и меры по их охране.

Исследовательская работа с рисунками и справочниками. Животные Красной книги Омской области и меры по их охране.

 

 

43

Защита братьев наших меньших.

Биологическое сочинение.

Презентация биологических сочинений ( не менее 5 тезисов информирующих о бережном отношении к животным)



Организм человека.( 6 ч)

 

44

Человек  как представитель высокоорганизованного млекопитающего.

Вводная лекция с элементами беседы .Знакомство с человеком  как представителем высокоорганизованных млекопитающих.

 

 

45

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

Рассказ учителя. Беседа.

Как появился человек. Практическая раб

«Выявление доказательств эволюции человека.»

 

 

46

Особенности устройства и работы систем органов человека.

Знакомство со строением  и работой систем органов человека. Исследовательская работа с рисунками и справочниками

 

 

47

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

Диагностика человеческого организма. Практическая работа «Функциональные пробы и исследования работы организма человека.»

 

 

48

Особенности ВНД человека.

 

Беседа-рассказ.Особенности ВНД человека.

 

 

 

 

 

49

Влияние вредных привычек на здоровье.

Влияние вредных привычек на здоровье. Проектная деятелность.

 

 

Эволюция природы.( 8 ч)

50

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

Вводная лекция с элементами беседы . Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

 

 

 

 

 

 

51

Доказательства эволюции.

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. Работа « Доказательства эволюции.»

 

 

 

 

 

 

52

Начало эволюции.

Рождение Земли.

Исследовательская работа с рисунками и справочниками «Начало эволюции.

Рождение Земли.»

 

 

 

 

 

 

53

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

Коллективная творческая деятельность. Эволюционное дерево (аппликация).

 

 

54

Завоевание суши.

 

Беседа. Проектная деятельность

 

 

55

История динозавров.

Рассказ. Проектная деятельность. История динозавров.

 

 

56

Необыкновенные предки современных теплокровных.

Рассказ. Проектная деятельность. Предки современных теплокровных.

 

 

57

Эволюция сегодня и завтра

Рассказ. Викторина. Эволюция сегодня и завтра

 

 

Весна в природе.( 9 ч)

58

Признаки весны. Сезонные изменения в природе.

 

Рассказ-беседа. Признаки весны. Сезонные изменения в природе.




59

Весна в жизни растений. Биологическое сочмнение

« Пробуждение природы»

Творческая работа на тему : « Пробуждение природы» в виде биологического сочинения.



60

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Омской области.

Работа со справочниками . Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Омской области.

 

 

61

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

Знакомство с основами растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

 

 

62

Способы вегетативного размножения растений.

Беседа.Способы вегетативного размножения растений.

 

 

63

Весна в жизни животных.

Рассказ.Весна в жизни животных.

 

 

64

Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц.

Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц.

 

 

65

Птичья Гавань-дом наших пернатых друзей.

Птичья Гавань-дом наших пернатых друзей.



66

Правила поведения на природе. Представление памятки по экологической безопасности.

Представление презентации по правилам поведения и экологической безопасности на природе»

 

 








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.