Статья «Задачный подход в изучении иностранного языка как реализация проектной деятельности на уроке»
Задачный подход в изучении иностранного языка как реализация проектной деятельности на уроке
П.А. Рябчиков
учитель английского языка
МБОУ «Байкитская средняя школа»
с. Байкит
e-mail: peterby@mail.ru
Один из эффективных подходов в обучении иностранному языку является задачный подход (Task-based approach), реализуемый в идее метода проекта на уроках.
Сущность понятия
Задачный подход (Task-based approach) – это подход, при котором ученик, находясь в созданной коммуникативной ситуации, решает определенную коммуникативную задачу. Коммуникативная задача предполагает использование иностранного языка учеником в коммуникации. Коммуникация выступает как способ решения задачи. Коммуникативная ситуация – это условия, которые определяют сферу коммуникации.
Этапы
Этапы задачного подхода:
The pre-task (предварительное задание). На данном этапе ученик знакомится с задачей и с коммуникативной ситуацией. Учитель может представить необходимые лексические единицы, ввести в тему. Для представления ситуации учитель может использовать картинки, постеры, презентации, видео и т.д. Главная цель этапа - направить ученика на коммуникативное выполнение задачи.
The task (основное задание). Это главный этап задачного подхода. Здесь ученик начинает работать над решением задачи, используя коммуникацию. Работа может проходить в парах или в группах. Учитель, как правило, не вмешивается в процесс работы, а только наблюдает и оказывает помощь, если ученики в ней нуждаются.
The post task (финальное задание). Этап анализа. На этом этапе происходит обсуждение проделанной работы. Хорошая идея позволить ученикам оценить работы друг друга. Этот этап дает возможность проанализировать свою работу с целью улучшения своих навыков в будущем.
Преимущества и недостатки
Преимущества задачного подхода:
Задачный подход развивает устную речь ученика. Благодаря условию «использовать коммуникацию для решения задачи», у ученика возникает потребность в использовании языка, что влияет на спонтанность его речи.
Ученик имеет некоторую свободу в выборе лексических единиц и структур для достижения цели коммуникации.
Задачный подход повышает мотивацию изучения иностранного языка. Решив коммуникативную задачу, ученик осознает, что у него получается хорошо, а что требует дополнительных усилий.
Задачный подход предполагает взаимодействие между учениками. Взаимодействуя друг с другом, ученики решают коммуникативную задачу.
Недостатки задачного подхода:
Задачный подход требует много времени на подготовку задания от учителя. Учитель должен подобрать все лексические единицы и структуры, необходимые для выполнения задания, проанализировать все возможные варианты решения коммуникативной задачи.
Ученик для успешного выполнения коммуникативной задачи должен иметь хороший уровень владения иностранным языком. Ученикам будет трудно взаимодействовать между собой на иностранном языке, если они имеют низкий уровень владения языком.
Учитывая то, что спонтанная речь ученика, которая звучит во время выполнения коммуникативной задачи, не всегда является грамматически и лексически верной, у учителя возникают некоторые трудности в оценке проделанной работы учеником.
Пример задания с задачным подходом
«Самый лучший завтрак» (5-6 класс)
На первом этапе учитель может продемонстрировать типичные продукты для завтрака (сыр, колбаса, масло, батон/хлеб, чай в пакетиках, кофе и т.п.), а также столовые приборы (ложка, вилка, нож (пластиковые) и т.п.) и чашки. Показывая каждый предмет – называет его. Учитель представляет ученикам различные слова-действия (мешать, резать, взять и т.п.). Это можно проделать при помощи различных карточек. После ознакомления со словами учитель может поиграть в игру «кто больше запомнил», так можно закрепить слова. Далее дается задание: приготовить самый лучший завтрак, нарисовать его и написать рецепт.
На втором этапе ученики разделены на группы. Здесь они делятся идеями между собой по поводу задачи. Ученики готовят чай или кофе с бутербродами, рисуют завтрак, пишут рецепт. Все свои действия ученики стараются комментировать на иностранном языке. После приготовления ученики представляют свои завтраки. Каждый участник в группе должен рассказать о своих конкретных действиях по выполнению задачи. Во время второго этапа учитель наблюдает за действиями учеников, слушает их речь и фиксирует лексические и грамматические трудности, которые возникли у учеников.
На третьем этапе учитель проводит обзор типичных ошибок. Ученики комментируют свою работу и работы других учеников. Учитель организует рефлексию выполнения коммуникативной задачи, ученики анализируют проделанную работу с целью улучшения своих навыков в будущем.
Вывод
При всех своих преимуществах и недостатков задачный подход позволяет ученикам сфокусироваться на иностранном языке как на инструменте для решения коммуникативной задачи и замотивировать ученика на дальнейшее улучшение владения иностранным языком.
Используемые источники
Examples of task based language teaching. 2021. URL: https://skyteach.ru/2021/03/24/examples-of-task-based-language-teaching/ (дата обращения: 07.09.2021).
How to use the task-based learning approach. 2020. URL: https://ontesol.com/task-based-learning/ (дата обращения: 19.02.2020).
What is task-based learning? A huide to the popular teaching method. 2021. URL: https://bridge.edu/tefl/blog/what-is-task-based-learning/ (дата обращения: 21.11.2022).