Музыкальное занятие по теме «Заколдованные инструменты» (1 класс)
Тема музыкального занятия: « Заколдованные инструменты»
1 класс
Задачи:
1) развивающие:
работа над дикцией и интонацией;
работа над понятием «тембр» в музыке;
развитие навыков выразительного исполнения музыкальных произведений, чувства ритма, музыкального слуха;
2) обучающие:
обучение игре на музыкальных инструментах;
3) воспитывающие:
способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного, любви к музыке, эмоциональной отзывчивости.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звучание духовых и клавишных инструментов, научатся определять характер музыки; выделять свойства музыкальных звуков.
Оформление:
1.Зал украшен воздушными шариками, цветами и нотами.
2. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, проектор.
3. Музыкальные инструменты: пианино, саксофон, флейта.
Музыкальный материал:
«К Элизе», Л. Бетховен
«Одинокий пастух», Д.Даст
«Вальс», М.Петренко
«Весёлая мышка в рояле жила», музыка: Р.Мадатов , стихи А.Усачёв
Ход занятия.
Ученики входят в класс и выбирают себе карточки с понравившимися музыкальными инструментами. Присаживаются на свои места.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём на сегодняшнем занятии мы будем говорить?
Дети: О инструментах!
Учитель: О каких инструментах?
Дети: Музыкальных!
Учитель: Верно! Не зря, заходя в кабинет, вы выбирали любимый музыкальный инструмент. А вы знаете, чем они отличаются друг от друга?
Дети: Цветом! Формой! Звучанием!
Учитель: Абсолютно верно! Как же называется голос музыкального инструмента?
Предположения детей.
Учитель: Голос музыкального инструмента, ребята, называется тембр. У каждого из инструментов есть свой, неповторимый тембр… Для того, чтобы услышать тембры некоторых инструментов, давайте громко-громко хлопать в ладоши! Ведь только тогда, к нам на урок придут Музы. Покровительницы искусства!
(Дети хлопают, под музыку в кабинет заходят три Музы).
Учитель: Давайте послушаем наших гостей. Каждой из Муз, есть, что Вам сказать!
Первая Муза (присаживается за пианино):
Добрый день, друзья! Отгадайте загадки!
Ох, на нем не сосчитать
Черно-белых клавиш!
А научишься играть –
Ты себя прославишь.
Отнесись к нему серьезно –
Скоро станешь виртуозом.
Предположения детей.
Вторая Муза (стоит с саксофоном):
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый …
Третья Муза (держит в руках флейту):
Расскажу тебе, дружок, -
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
Предположения детей.
Первая Муза: Ребята, вы же хотите услышать тембры наших инструментов?
Дети: Да!
(Музы пробуют играть на инструментах, но ничего не выходит).
Учитель: Кто-то их заколдовал… Давайте вместе попробуем расколдовать инструменты, мы верим, у нас это получится!
Первая муза: Для того, чтобы расколдовать пианино, нам нужно выполнить непростые задания. У вас на партах появилась клавиатура (музы раздают карточки с клавиатурой). Давайте вспомним, где же живут нотки. Играем указательными пальчиками вместе с музами!
(Звучит гамма до-мажор. Дети пальчиками вовремя нажимают на клавиши, пропевают их название, распеваются.)
Третья муза: Следующее задание. Проверяем нашу память! Какие песенки про рояль и пианино вы знаете?
Дети: «Весёлая мышка!»
Учитель: И правда. Совсем недавно мы разучили эту замечательную песенку… Так давайте её споём!
Дети с музами исполняют песню «Весёлая мышка».
Вторая муза: Каждый из вас становится на время мастером по изготовлению музыкального инструмента (Музы раздают ребятам контейнеры с тестом). Инструмента не простого! Вам нужно будет слепить флейту. Все готовы? Вперёд!
Дети занимаются лепкой музыкального инструмента.
Учитель: Ребята, наши гостьи не знают, как ритмично вы умеете двигаться! Предлагаю прямо сейчас это всем показать.
Физминутка «Весёлая мышка в рояле жила»
Учитель: Молодцы! Сколько заданий выполнено на «отлично»! Чувствую, вы смогли расколдовать наши инструменты! Давайте вспомним три инструмента, которые вы расколдовывали.
Дети называют инструменты.
Учитель: Молодцы! Итак, слушаем и запоминает тембр пианино.
Первая Муза садится за инструмент и исполняет произведение «К Элизе» Л. Бетховена.
Первая Муза: Вам понравилось произведение? Какой тембр у пианино?
Дети отвечают.
Вторая муза исполняет произведение на флейте, либо имитирует игру (Звучит произведение «Одинокий пастух»)
Вторая муза: Ах, какой замечательный тембр у флейты. Как вы можете его характеризовать?
Дети отвечают.
Третья муза имитирует игру на саксофоне, либо исполняет Вальс М. Петренко.
Третья муза: Какой замечательный вальс, не правда ли? Ребята, какой же тембр у саксофона?
Дети дают ответы на вопрос.
Учитель подводит итоги занятия.
Учитель: Что такое тембр?
Ответы детей.
Учитель: Тембры каких инструментов мы сегодня услышали?
Ответы детей.
Учитель: Чем отличаются тембры этих инструментов?
Дети отвечают.
Учитель: Какие задания вам понравилось выполнять на занятии? Какие инструменты было тяжелее всего расколдовать?
Учитель: Вы – большие молодцы! Предлагаю в завершении занятия сделать маленький подарок нашим музам. Давайте подарим им свои любимые инструменты? Только перед этим их необходимо раскрасить.
Дети раскрашивают карточки, дарят музам полюбившиеся инструменты, прощаются с музами и учителем.