Занятие по введению в художественную литературу в старшей группе компенсирующей направленности «Чему нам научит "Слон" Куприна?»

10
0
Материал опубликован 27 March 2021 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

детский сад № 100 таганрога



Занятие по введению в художественную литературу в старшей группе компенсирующей направленности №7 «Солнышко»

МБДОУ д/с №100» города Таганрога.

Тема: «Чему нам научит «Слон» Куприна?».

Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Попова Елена Александровна.

Цель: формирование представлений дошкольников о роли доброты, в

жизни каждого человека.

Задачи:

учить выражать речевую, двигательную и мимическую характеристику добрых поступков;

обогащать у детей лексический запас добрых слов с корнем благо;

формировать опыт игрового общения в ситуациях телефонного диалога и проявления заботы друг о друге;

воспитывать чувство доброты, сопереживания, отзывчивости к литературным героям с опорой на их нравственные качества;

развивать эмоциональные способности детей, их связную и выразительную речь.


Формы организации деятельности детей:

фронтальная и групповая.

Количество детей в группе: 12


Особенности группы: группа компенсирующей направленности (логопедическая) для детей от 5 до 6 лет.


Предварительная работа:

Чтение рассказа Куприна «Слон», Чуковский «Айболит», просмотр мультфильма по данному худ. произведению, беседы на тему «Азбука вежливости», составление аудиозаписи с голосами мам дошкольников, знакомство с театральными этюдами по программе Шороховой «Играем в сказку», заучивание стихотворения «Что такое доброта?» И. Полюшко, пословиц о доброте, игровая ситуация «Телефонный диалог «Мне купили игрушку».


Материалы к занятию: аудиозапись, ноутбук, экран, проектор, презентация «Рассказ Куприна «Слон», муз. материал П.И.Чайковский «Грустная песенка соч.№40№2», И.С.Бах – Шутка, Иоган Себастьян Бах- Соната-фантазия , Штраус - Трик-Трак Полька, книга с иллюстрациями Чуковского «Доктор Айболит», карточки с изображением букета цветов, игрушек, книжки, фруктов, теплого шарфа, красок, новогодней игрушки, конфет, резиновых сапог, песочного набора и зонтика, хрустальная ваза, шесть телефонов.


Ход занятия:

Дети садятся на стульчики, поставленные в круг, и слушают аудиозапись, составленную из маминых голосов « Доченька, Лизонька, ты у меня самая добрая девочка на свете. Кристина, ты добрая и заботливая дочь и сестра. Ярослав, ты добрый и умный сын. Артем, спасибо, что помогаешь мне и бабушке, ты добрый мальчик. Максим, я так рада, что ты вырос добрым. Данил, мне было так приятно, видеть, как ты делишься игрушками с друзьями в группе, ты очень добрый ….».

Воспитатель (В): Ребята, вы узнали голоса, которые рассказывали о вас.

Дети (Д): Это голоса мамы.

В: Вам было приятно слушать о себе мамочкины слова (да), а когда речь шла о ваших друзьях, кто радовался (я). Давайте вспомним, как назвали вас мамы (добрыми). А какие поступки мы называем добрыми.

Д: Поделиться игрушкой, помочь маме, угостить друга конфетой, не капризничать, покормить котенка, говорить вежливые слова…

В: Вчера мы прочитали рассказ Куприна «Слон», я предлагаю вам посмотреть иллюстрации и вспомнить содержание рассказа.

Дети смотрят презентацию и на каждый слайд составляют предложение-описание (можно задавать наводящие вопросы). Они подходят к компьютеру.

Девочка заболела, но врачи ей не могут помочь;

Мама и папа очень переживают за дочку;

Девочка попросила у папы слона, а он купил ей игрушку;

Папа пошел в зверинец и попросил у хозяина живого слона;

Слона вели по улице к девочке;

Надя и Томми весь день играют и кушают вместе;

Утром девочка выздоровела.

Музыкальная игра проводится на ковре, дети располагаются в удобной позе, сидя.

В. Я хочу вам напомнить, что языком эмоций обладает не только наша речь, но и музыка. Предлагаю, вам поиграть в игру музыкальное настроение. Сначала мы слушаем композицию, а потом предполагаем, какое состояние девочки Нади передает музыка. Звучит П.И.Чайковский «Грустная песенка соч.№40№2».

Д.: Надя болеет, ей хочется плакать и очень плохо, девочка расстроена игрушечному слону.

Воспитатель предлагает для прослушивания композицию И.С.Баха – Шутка, получает от детей ответы: Надя выздоровела, у девочки в гостях Томми, она счастлива.

В. Молодцы. Мы выбрали с вами два состояние грусти, болезни и счастья, выздоровления. Вы услышите еще две мелодии, но под них можно двигаться.

1.Иоган Себастьян Бах- Соната-фантазия (медленные, вальсирующие движения)

2..Штраус - Трик-Трак Полька (веселые танцевальные движения.)

Вам легко было разобраться в музыкальном состоянии девочки (да), значит, настроение можно выразить через речь, музыку, движение и мимику лица, вспомним театральные этюды.

Воспитатель предлагает детям мимикой и жестами охарактеризовать состояние девочки: девочка очень больна, у нее нет никаких сил, она даже не может улыбаться, у нее очень тихий голос, глаза все время хотят закрыться, руки не поднимаются; Девочка ждала живого слона, а папа приносит ей игрушку. Мечта девочки не исполнилась, у нее на глазах выступили слезы, она очень расстроилась, совсем не хочет разговаривать, ей скучно и не интересно; Папа привел слона Томми, девочка удивлена, она думала, что слон маленький. На ее лице появилась улыбка, она смеется, искренне рада, Надя хохочет и хлопает в ладоши; Утром девочка просыпается абсолютно счастливой, она бодра и весела, а главное Надя здорова.

Дети садятся на стульчики, поставленные в круг.

В: Но, к сожалению, каждый из нас может заболеть. У кого-то болит …

(дети продолжают: «зуб, нога, голова, живот, ухо…»). Тогда вы не приходите в детский сад. Я вам открою секрет, все ребята и я за вами очень скучаем и ждем быстрого выздоровления. Кто может помочь человеку выздороветь? (врач, доктор) Как вызвать врача?

Дети проговаривают алгоритм вызова скорой помощи, вспоминают телефоны 03 и 112, называют адрес, фамилию, имя и свой возраст. (2-3 человека). Воспитатель обыгрывает ситуацию вызова доктора для куклы из поликлиники.

В.: Когда врач приходит к вам домой, что он делает? (меряет температуру, выписывает лекарства, слушает сердечко, лечит). Ребята, работа врача очень важная и ответственная, он помогает человеку выздороветь. Вспомните самого известного доктора, который лечил животных.

Д.: Айболит.

Дети вспоминают по иллюстрациям из книги, кого вылечил доктор:

-И пришла к Айболиту лиса

«Ой, меня укусила оса»

-И пришел к Айболиту Барбос

«Меня курица клюнула в нос»

-Зайчик попал под трамвай и

Ему перерезало ножки

-И вывихнуто плечико

у бедного кузнечика

-У бедных акулят

Зубки болят

- Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

-У бегемотиков

животики болят.

В: Болеющему человеку очень хочется внимания и заботы мамы, папы, друзей. Чем мы можем ему помочь?

Д: Нарисовать рисунок, купить фрукты, подарить игрушку.

В.: (при условии, что дети не дадут нужный ответ сразу) А как нам поговорить с другом?

Д.: Позвонить.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на свой стул, где прикреплена геометрическая фигура определенного цвета (по 2 одинаковых большая и маленькая) и стать парами, у кого маленькая фигура, тот звонит больному другу. Перед детьми схема телефонного диалога (приветствие, главный вопрос, производные вопросы, перспектива, прощание). На пару один телефон, который передают говорящие друг другу, воспитатель переходит от пары к паре, помогая, задает наводящие вопросы. По команде дети меняются ролями. t1616872579aa.gif

t1616872579ab.jpg

Доброе утро

Добрый день

Добрый вечер

Приветствую

Привет

Здравствуйте


t1616872579ac.jpg

Самый главный вопрос (тема звонка).

Как ты провел эти выходные?

Почему ты не выходил на улицу?

Приходи ко мне в гости?

Как у тебя дела?

Какую игрушку вы купили в магазине?


t1616872579ad.jpg

Вопросы-уточнения.

Что ты делал у бабушки в гостях?

О чем книга, которую читала тебе мама?

Договорись с мамой, что мы поиграем побольше…

Можно и я посмотрю этот фильм.

В каком магазине вы купили робота?

t1616872579ae.png

Перспектива на будущее

Когда ты еще поедешь к бабушке, вот бы нам поехать вместе

А какую книгу вы будете читать завтра, мы с папой сказки Б.Гримм

Я жду тебя, бабушка уже поставила нам чай

Давайте сходим в кинотеатр и посмотрим мультфильм …

Когда мне купят новый конструктор, я с тобой буду играть в него

t1616872579af.jpg

До свидание

Звони

Пока

До завтра

Увидимся




Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть за стол, где разложены карточки с изображениями.

В.: Ребята, давайте подумаем, почему папа привел дочери живого слона?

Д.: Папа хотел, чтобы девочке стало лучше, ему было жалко Надю, он видел, как дочка болеет и хотел ей помочь, он ее любит.

В.: Как вы думайте, папа совершил, какой поступок?

Д.: Добрый, правильный, хороший.

В: Мы сегодня так часто употребляем слова добро, добрый, доброта. У этого понятие есть еще одно название: благо. Благо – это добро, добро – это благо. (дети повторяют эту фразу за воспитателем). Сегодня вы тоже можете услышать благо, но уже как часть очень добрых длинных слов благодарность, благотворительность, благородный, благодарю. Кто мне подскажет, что значит благодарю.

Д.: спасибо.

В.: Хотите поиграть в игру «Благодарю» (да). Перед вами карточки с изображением разных предметов, вам нужно решить, кому вы подарите этот предмет и почему. А тот, кому достанется подарок, глядя в глаза дарящему, скажет: «Благодарю». (У детей карточки с изображением букета цветов, игрушек, книжки, фруктов, теплого шарфа, красок, новогодней игрушки, конфет, резиновых сапог, песочного набора и зонтика). Пример диалога:

1.-Ярослав, на улице после дождя лужи, возьми резиновые сапоги.

-Благодарю, Максим.

2. –Лиза, тебе понравился мой рисунок, возьми краски и сможешь нарисовать такой же.

-Благодарю, Лиза.

Воспитатель приглашает детей в круг, для подведения итога занятия.

В.: Доброта, которая живет в вас, будет расти и согревать всех вокруг, давайте поселим ее в сосуд, который будет храниться нашей группе. Приложите руки к сердечку и наберите в ладошки доброты, поселите в хрустальный сосуд, произнося слова стихотворения.

Что такое доброта? (И. Полюшко)


В.: Что такое доброта?

1.Вымыть миску у кота,

2.Напоить водой цветок

3.(Он ужасно одинок),

4.Починить сестре игрушку,

5.Пропустить вперёд старушку,

6.Грусть лечить любви словами,

7.Помогать усталой маме,

8.А девчонке незнакомой

9.Донести портфель до дома.

10.От тепла и доброты

11.Распускаются цветы,

12Согревает всех она,

Все: Словно лучик из окна.


Литература:

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.

А.Куприн. "Слон". - Москва, "Детская литература". 1979 год – 24с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации