Занятие направленное на развитие психомоторики младшего школьника с умственной отсталостью посредством музыкотерапии на уроках музыки

1
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Занятие направленное на развитие психомоторики младшего школьника с умственной отсталостью посредством музыкотерапии на уроках музыки.

Время проведения: 20 – 25 мин.

Цель: Совершенствование процесса ходьбы, активизации просодических компонентов речи, выработка связи высоты звука с «положением зевка», развитие устной речи.

1.Ритмическое приветствие и разминка(5 мин.): поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»),

Ходьба:

1) друг за другом «змейкой», с перешагиванием через канат, положенный на пол. Канат кладется на пол прямо. Педагог (или водящий) ведет детей за собой вдоль каната, пересекая его «змейкой».

Во время перешагивания высоко поднимают колени и свободно размахивают руками. В ходьбе «змейкой» пройти 2 или 3 круга;

2) на носках и на пятках с изменением положения рук. Дети поднимают руки вверх, следят за своей осанкой, идут на носках в течение 15 сек, затем останавливаются, руки опускают на пояс и идут на пятках в течение 10 сек;

3) по доске, положенной на пол. Дети идут, соблюдая осанку, с поднятой головой, руки разведены в стороны. В конце доски руки опускают, чуть сгибают колени и мягко спрыгивают на пол;

2.Основная часть (15 мин.):

1)«Сирена».

Нужно представить машину скорой помощи, которая мчится к месту катастрофы. Этот веющий звук то плавно «въезжает» вверх, то также плавно опускается вниз. Произнося звук [«м»] на низкой ноте и сомкнутых губах при слегка разжатых челюстях, нужно плавно, постепенно, как сирена, уводить его к более высоким нотам, разжимая одновременно челюсти и удерживая сомкнутыми губы. Затем так же, как сирена, постепенно звук [«м»] опускается вниз, и челюсти сближаются. При этом важно удерживать его прочно губами, успевая достаточно разжимать челюсти при движении вверх и сближать их при движении вниз. Подражание сирене хорошо связывается с мелодией. Сначала пропеваются два звука [«ЛЛ»] нижний, как и в речи, воспроизводится плотно сомкнутыми губами при слегка разжатых челюстях и переводится «сиреной» к более высокому звуку с расширением «формы м». Задержавшись на верхней ноте, звук «сиреной» опускается снова к первому звуку, при этом следует слегка сближать челюсти. Затем следует пауза и вдох, «сирена» идет со следующей ноты.

2)«На лесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.)

По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та {3 раза).

Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).

Лягушата делают зарядку. Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т.д.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон». Под мелодекламацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают

3)«Погладь мишку»

Мишка стоит на высоком кубике. Рядом с кубиком стоит гимнастическая скамейка, на которую воспитатель или педагог кладет длинную широкую доску. Это «горка». Дети идут к горке со словами: «Много нашей детворы ходит к мишеньке с горы», по очереди входят на «горку», сбегают с нее {темп музыки различный), гладят мишку и садятся на стулья. По сигналу педагога все подходят к медведю и говорят: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Один-из детей подает сигнал «Ррр», дети разбегаются. Новое задание: подойти к мишке очень тихо, так, чтобы он не «услышал».

3.Ритмическое прощание. (5 мин.)    

 Релаксация «Шум моря» (аудиокассета «Наедине с природой»), ритмическое эхо, поклон

девочек, мальчиков (музыка Ф.Шуберта «Вальс»).

Используемая литература:

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст] /В.Г. Алямовская — М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993. — 492 с.

Буренина, А. И., Проектирование интегративной программы предшкольного образования [Текст] /А.И. Буренина, А.И. Колунтаева — СПб. ЛОИРО, 2007. — 272 с.;

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] /Г.А. Волкова — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).

Еременко, Н.И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУН. [Текст]/Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. —152 с.

Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 123 с.

Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. [Текст] / М.Ю. Картушина – М: ТЦ Сфера, 2007, 97 с.

Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]; Методическое пособие / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004, 236 с.

Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей [Текст] / О.В. Клезович. — М: Аверсэв, 2005. —152 с.

Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 254 с.

Коноваленко, В. В. Развитие связной речи [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 342 с.

Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 256 с.

Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-Пересс, 2000. – 345 с.

Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников[Текст]: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994. – 245 с.

Тютюнникова, Т. Э. Речевые игры [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, С. 115-119.

Тютюнникова, Т. Э. Инструменты Карла Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. – 1998. - №2, С. 141-144;

Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 102 с.

Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем [Текст] / В.В. Цвынтфрный. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 231с.

Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, Владос, 1995. – 234с.

Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 164с.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации