Конспект занятия в логопедической группе
«Очень весело зимой»
для дошкольников старшего возраста
Цель: развивать и совершенствовать устную речь ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
-актуализировать словарь по теме «Зима», «Зимующие птицы» ( скрипит снежок, по морозцу ,по снежку, холодный снеговик, снежный заяц, черные вороны,)
-автоматизировать правильное произношение звуков с - з;
Дифференцировать звуки с - ш
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
- развивать творческое воображение ;
-употреблять прилагательные –длинный, короткий, выше, ниже;
Воспитательные:
-воспитывать заботливое отношение к «пернатым друзьям» .
Оборудование : интерактивная доска, шнуры, следы птиц, изображение птиц на бумаге, крупа и семечки подсолнуха , звукозапись с голосами птиц, картинка птицы на палочке .
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на зимнюю прогулку. Но, чтобы пойти на улицу , нам, что надо сделать. ( ответы детей)
-Раз , два, три, четыре, пять!
Собираемся гулять!
Мы штанишки надеваем,
Про носки не забываем,
Свитерочки мы наденем,
Шубку дружно застегнем,
Не забудем шарф и шарфик,
Также варежки возьмем,
Валенки еще обуем,
А теперь гулять пойдем.
(дети имитируют движения согласно тексту)
Логопед: Какая чудесная погода для прогулки. Давайте вдохнем и выдохнем свежий воздух.
Очень весело зимой
По тропе идем с тобой
Ты с тропинки сойдешь
И в сугроб попадешь.
(дети идут по ограниченной дорожке между шнуров «след в след»)
Логопед : А вокруг сугробы высокие и низкие (дети показывают какой вышины сугробы)
-К полянке не подойти, за ночь снегу намело .Вьюга поет у-у-у-у
( произносится звук с усилением) Как поет вьюга?
Дети повторяют.
-Застонал лес : м-м-м-м-м-м
( произносит тихо, постепенно меняя высоту звука)Дети повторяют.
-Зашумели ели : ш-ш-ш-ш ( дети повторяют)
-Стихла непогода, затихает вьюга: у-у-у-у ( произносят с затиханием голоса.
-Чтобы подойти к полянке нам надо расчистить дорожки – широкую и узкую( дорожки обозначены шнурами) Мальчики будут чистить широкую дорожку - ух-ух-ух , а девочки узкую –у-у-у-ух
- Вот мы и на полянке. Солнышко светит, птички поют. Давайте послушаем как птицы поют.
Игра «Что услышали?»
Прослушивание голосов птиц: ворона, воробей, синица, сорока.
- А что у нас в корзинке? ( логопед показывает ,что в корзине зерна, семечки подсолнуха)
Дети трогают, перебирают зерна и семечки.
Упражнение –тренинг на развитие общей и мелкой моторики.
Стало голодно зимой.
Будем птиц кормить с тобой
Воробьям бросаем зерна,
А синичкам семечки. ( имитация движений)
Снегирю – кусочек сала,
Но сказал он : «Мало ,мало!» ( трут ладошку о ладошку)
Тут ворона закричала :
«Кар! Кар !Кар!» (шаги на месте с высоким подниманием ног)
Мы руками замахали:
«Кыш! Кыщ! Улетай!
Наших птичек не пугай» ( ритмичное произношение, грозят пальчиком)
-Распугали птиц, разлетелись они и где только не сидят.
Рефлексия.
- Каких птиц мы услышали в лесу?
Гимнастика для глаз
( логопед поднимает ,опускает ,отводит в стороны птицу на палочке)
Речевая гимнастик «Снежок»
Скрип, скрип -скрипит снежок.
Погуляй со мной дружок,
По морозцу ,по снежку
И по бывшему лужку
-А на снегу остались следы. Посмотрим –отгадаем.( на интерактивной доске появляются следы птиц( большие и маленькие),следы человека, следы зайца.
-Отгадайте загадку: «И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд. Заберётся в куст — и спит, кочерыжку съест — и сыт.»
Дети отгадывают.
- Правильно. Зайчик пришел к нам ,чтобы с нами поиграть
Рефлексия
- Какие следы мы видели в лесу?
Пальчиковая игра «Жил-был зайчик»
Жили-были зайчики Три пальца сжимают в кулак, указательный и средний ушки.
На лесной опушке. Хлопают в ладошки
Жили-были зайчики Показывают уши.
В беленькой избушке. Показывают домик
Мыли свои ушки, Трут уши
Мыли свои лапочки, Выполняют моющие движения ладонями рук.
Наряжались зайчики — Ладонями двигают сверху вниз по туловищу
Надевали тапочки. Показывают, выставляя по очереди ноги на пятку.
- Как хорошо поиграли с зайчиком, а теперь предлагаю сказать красивые слова зайчику. Будем передавать морковку и говорить .
Словесная игра «Подбери словечко»
Дети .Маленький , беленький, ласковый, слабый, ушастый ,боязливый, добрый.
Рефлексия
- С кем мы играли на поляне?
- Пора нам возвращаться с прогулки домой .А чтобы было веселее
идти ,слепим по дороге снеговика.
Физминутка «Снеговик»
Давай ,дружок, смелей дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком |
Он превратится в толстый ком | Рисуют руками в воздухе большой круг |
И станет ком снеговиком | Рисуют снеговика из трех комков |
Его улыбка так светла! | Широко улыбаются. |
Два глаза, шляпа, нос, метла… | Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо. |
Но солнце припечет слегка- | Медленно приседают |
Увы !- и нет снеговика. | Разводят руками ,пожимают плечами. |
- Превратимся и мы в снеговика. Зимой снеговики радуются снегу и морозу.
( дети повторяют : надувают щеки, придают лицу веселое выражение)
-А весной они грустят ( дети опускают уголки губ вниз, придают печальное выражение глазам)
Рефлексия.
-Каким бывает снеговик? (грустным и веселым)
- Продолжим наш путь домой.
Очень весело зимой!
По тропе идем с тобой.
Ты с тропинки сойдешь,
В детский сад попадешь.
-Вот мы и в группе .Давайте вспомним ,какая у нас получилась интересная прогулка.
Рефлексия
Физминутка
Раз, два, три, четыре ,пять,
Мы в лесок пошли гулять
Снежный ком большой слепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катились.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Литература.
1.Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр.- Ростов-н/Д:Аркти 2016
2.Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение .-СПб. :Мастера 2017
3.Османова Г.А..Позднякова А.А.Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.-СПб.:Каро.2007