Занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «В стране гласных звуков А, У»
Методическая разработка занятия по логопедии
Автор: Смирнова Наталия Юрьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад № 53, городской округ Красногорск, Московская область
Занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «В стране гласных звуков А, У»
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с ОНР (общим недоразвитием речи) группы компенсирующей направленности, на начальном этапе обучения грамоте. На этом этапе дети знакомятся с гласными звуками и буквами. Занятие является завершающим знакомство со звуками «А», «У». В ходе занятия дети учатся различать звуки «А», «У» между собой, выделять первый гласный звук в слове, выделять заданный гласный звук в ряду других звуков и слогов, различать и воспроизводить самостоятельно графический образ букв «А», «У».
Цель занятия:
Ознакомление детей с гласными звуками «А», «У».
Задачи занятия:
1) Коррекционно-образовательные:
- закрепить у детей понятие «гласный» звук
- учить отличать «букву» от «звука»
- формировать умение различать гласные звуки и буквы «А», «У»
- формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами
- уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков.
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
- развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.
3) Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; осенние листочки из цветного картона; буквы из картона; аудио-запись различных звуков; волшебный мешочек; предметные картинки (усы, автобус, апельсин, улитка, и т. д); дерево из картона; счетные палочки.
Ход занятия
Этап 1. Организационный момент:
(дети стоят на ковре)
Уч.-логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения. Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну гласных звуков.
Уч.-логопед: - Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как мы их произносим? (Ответы детей) (Гласные звуки мы говорим голосом).
Каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей) (Мы обозначаем гласные звуки красным цветом).
Уч.-логопед: - Итак, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…
Под музыку проходят по кругу по «полянке с листьями».
Этап 2. «Начало путешествия»
(дети стоят на ковре, затем садятся на стульчики по краю ковра)
Уч.-логопед: - Ребята, наша дорога в страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.
Упражнение на общее расслабление (дети под музыку выполняют упражнение):
- Сном волшебным засыпаем,
В страну звуков улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Смотрим глазками опять.
Уч.-логопед: - Вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу! А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?
Дети: - Осень, листопад из листьев.
Уч.-логопед: Смотрите, какие необычные листочки. Давайте их соберем!
Дети собирают листья, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки «А», «У».
Пройдите теперь к доске, ребята, и прикрепите листочки на доску!
Уч.-логопед: Смотрите ребята, какое необычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?
Дети: - Это буквы «А», «У».
Уч.-логопед: Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука? (Ответы детей) Звук - мы говорим и слышим. Букву – мы пишем и видим.
Правильно! Проходите, садитесь за столы.
Этап 3. «Звукобуквенный анализ сочетаний АУ, УА»
(дети сидят за столами)
Уч.-логопед: - Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт, что он кричит?
Дети: - «АУ».
Уч.-логопед: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой первый звук? Д.: - «А». - Какой второй звук? Д.: - «У». - Какие это звуки? (Гласные)
Уч.-логопед: - В Сказочном лесу еще кто-то есть! (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?
Дети: - «УА».
Уч.-логопед: - Сколько звуков мы услышали? (два). Какой первый звук? Д.: - «У». Какой второй звук? Д.: - «А». Какие это звуки? (Гласные)
Выложите, пожалуйста, у себя на столах буквы «АУ» из счетных палочек.
Логопед выкладывает буквы «АУ» на доске. Дети выкладывают буквы за столами.
Этап 4. «Внимательные ушки»
(дети сидят за столами)
Уч.-логопед: - Давайте, научим ваши ушки хорошо слышать и различать гласные звуки! Я назову вам ряд звуков (а потом, слогов и слов), а вы молча поднимайте руку только на звук «А»: А, К, А, Х, У, А. АП, УП, АМ. Аист, дом, Аня, ухо, Ананас, игры.
Этап 5. Артикуляционная гимнастика «Гласные звуки»
(дети сидят за столами)
Уч.-логопед: (дети повторяют слова и действия)
- Чтобы гласные сказать,
Надо рот всем раскрывать.
Буква А – рот широко,
Овальный рот на букву - О.
Буква У – губы трубочкой тяну.
Буква И – ты улыбку покажи.
Этап 6. Игра «Отгадай звук по немой артикуляции»
(дети сидят за столами)
Уч.-логопед: - Ребята, сейчас, я буду молча произносить звуки, а вы, глядя на то, как я открываю рот, отгадайте, что я буду произносить:
- А, У, АУ, АА, УА, УУ, АУА.
Этап 7. Игра с мячом «Придумай слово на заданный гласный звук»
(дети стоят на ковре)
Уч.-логопед: - А теперь еще игра, Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова.
(Игра с мячом — логопед кидает мяч детям, по очереди, ребенок возвращает его логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)
Этап 8. Физкультминутка
(дети стоят на ковре)
Уч.-логопед: - Ребята, давайте споем песенку про гласные звуки и выполним движения:
А-А-А - Здравствуй звук А! (Разводим руки в стороны).
У-У-У – Руку протянУ! (Руки вперед, покрутить кистями рук).
О-О-О - Без вас нам нелегкО! (Качаем головой).
И-И-И - На нас ты посмотрИ! (Хлопаем ладонями по груди).
Этап 9. Игра с волшебным мешочком
(дети садятся на стульчики по краю ковра)
Уч.-логопед: - Звуки «А», «У» хотят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные картинки, вынимайте по одной картинке из мешочка, нужно назвать картинку, и назвать звук, с которого начинается это слово. Например: ребенок достает из мешочка карточку-апельсин, называет слово, говорит: Апельсин - начинается на звук «А».
Этап 10. Игра «Обвести на бумаге сочетания гласных АУ и УА»
(дети сидят за столами)
Уч.-логопед: - Пройдите за столы, перед вами лист бумаги с рядами букв, найдите все сочетания «АУ», «УА» и обведите их простым карандашом в овал. А теперь проверьте каждый у своего соседа, все ли правильно он сделал? Для этого обменяйтесь своими листочками. Если найдете что-то сделано неправильно, подскажите товарищу что и как нужно исправить.
Этап 11. Итог занятия
Уч.-логопед: - О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).
- Почему мы их называем гласными? (потому что, они произносятся только голосом).
Уч.-логопед: - Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука? (звук - мы говорим и слышим; букву - мы пишем и видим.)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно играли и занимались. Занятие закончено.
Литература
1. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Юрчишина В. Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М.: ГНОМ, 2012.
3. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
4. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
5. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет /сост. О. В Епифанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2012.